17 января 2020 года Общественный совет при АНО «Агентство по развитию транспорта и безопасности» провел круглый стол, посвященный вопросам совершенствования работы подразделений транспортной безопасности на водном транспорте.
В мероприятии участвовали представители Ространснадзора, Ромсорречфлота, отраслевых ассоциаций и предприятий, чья деятельность связана с предоставлением услуг в сфере транспортной безопасности.
Модератом «круглого стола» стал Александр Старовойтов, заместитель председателя комитета по транспорту и строительству Госдумы РФ, председатель Общественного совета при АНО «Агентство по развитию транспорта и безопасности».
Во вступительном слове Александр Старовойтов рассказал о целях создания Общественного совета:
Общественный совет при АНО по развитию транспортной безопасности образован в качестве постоянного действующего экспертного органа по выявлению проблем, которые мешают развитию транспортной безопасности, поиска инноваций и выработки предложений по повышению эффективности функционирования транспорта. После выработки определенных решений они будут представляться в форме резолюции, а затем направляться в действующие инстанции. Также Общественный совет призван осуществлять общественный контроль за деятельностью министерства транспорта РФ, подведомственных агентств и служб, участвовать в обсуждении общественно значимых нормативно-правовых актов, вести мониторинг качества оказания государственных услуг, проводить оценку эффективности государственных закупок и рассматривать ежегодные планы деятельности министерства и отчеты об их исполнении.
В своем выступлении председатель Общественного совета при АНО «Агентство по развитию транспорта и безопасности» отметил, что на площадке комитета по транспорту и строительству Госдумы не раз поднимались вопросы реализации транспортной безопасности на водном транспорте. Результатом обсуждения стали резолюции, направленные в органы власти. Таким образом Минтрансом России были сняты многие нерегулируемые вопросы, некоторые еще находятся в стадии поиска некоего оптимального решения.
Поскольку конференция по транспортной безопасности на водном транспорте запланирована на июнь 2020 года, то было принято решение проработать ряд вопросов до ее начала. Речь идет, прежде всего, о разработке оценки уязвимости для объектов транспортной инфраструктуры в свете новой редакции ФЗ-№16 «О транспортной безопасности», а также паспортов ТБ. Также предметом для обсуждения стало обучение и аттестация СЕО ТБ, сертификация оборудования по требованию Постановления Правительства №969.
Александр Ушаков, начальник управления транспортной безопасности Росморречфлота, обратил внимание участников «круглого стола» на проблемные вопросы, связанные с организацией работы ПТБ на водном транспорте.
В частности, это не непроработанность законодательства на предмет деятельности ПТБ. Особенно этот вопрос касается подразделений, которые задействованы в защите объектов транспортной инфраструктуры, это непосредственно судоходные виды технических сооружений. Данные объекты находятся в ведении бюджетных организаций, администрации бассейных внутренних водных путей, которые в отношении СГТС выполняют функции субъектов транспортной инфраструктуры.
Для организации защиты СГТС существуют необходимые инструменты в виде положений 16-ФЗ «О транспортной безопасности», требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденные Постановлением Правительства № 678 от 16.07 2016 года, - Но есть и другая сторона этого вопроса. Проведенные конкурсные процедуры по выбору подрядчика порой заканчиваются судами, что существенно отвлекает силы Росморречфлота и администрации бассейна внутренних водных путей от выполнения главной задачи – обеспечение защиты СГТС от АНВ. Выход из сложившейся ситуации мы видим через внесение соответствующих изменений в положения по охране судоходных видов гидротехнических сооружений. При этом исполнение требований 16 ФЗ СГТС необходимо исключить из перечня объектов, подлежащих охране, который утвержден Приказом Минтранса от 3 августа 16 года №222.
- пояснил Александр Ушаков.
Кроме того, спикер заявил о еще одной коллизии в законодательстве – недостаточная нормативная регламентация процесса аккредитации формирования и привлечения ПТБ для защиты ОТИ ТС водного транспорта НВ.
В своем докладе Александр Хуртин, заместитель начальника управления транспортной безопасности Ространснадзора, рассказал о наиболее частых нарушениях, которые допускают СОТБ либо привлеченные сотрудники ПТБ, и о количестве нарушений в сфере транспортной безопасности:
За 2019 год привлечены к ответственности подразделения транспортной безопасности и должностные лица подразделений по всем видам транспорта 35 раз, на внутреннем водном транспорте – 22, из них юридические лица – 16, в отношении должностных лиц – 6. Основные нарушения, которые выявляются в рамках проверок субъектов транспортной инфраструктуры:
- к работе на ИТС допускаются не работники привлеченного ПТБ, а сотрудники субъектов транспортной инфраструктуры,
- отсутствие единообразной формы работников ПТБ, - незнание работниками законодательства в области транспортной безопасности,
- проведение досмотровых мероприятий работником привлеченного ПТБ, неаттестованного в установленном порядке,
- нарушение порядка аккредитации юридического лица.
Кирилл Евдокимов, Президент Московской ассоциации судовладельцев и пассажирского флота, перечислил проблемы, с которыми приходится сталкиваться владельцам судов, при выполнении требований законодательства:
На практике даже крупнейшие судовладельцы не торопятся заключать договор с подразделениями транспортной безопасности или создавать собственное на базе своего предприятия. Главная причина - серьезная финансовая нагрузка на малый бизнес, что не позволяет выполнить полностью требования в сфере транспортной безопасности. Кроме того, необходимо уменьшить перечень требований, предусмотренных нормативной базой.
Тему несовершенства законодательства, регламентирующего деятельность ПТБ, затронул в своем докладе Владимир Царев, генеральный директор подразделения транспортной безопасности Арктика.
Спикер заявил, что главным событием 2019 года стало принятие ФЗ 270 «О внесении изменений в федеральный закон «О транспортной безопасности». Однако некоторые вопросы по обучению, аттестации, деятельности ПТБ требуют дополнительной регламентации.
По мнению Владимира Царева, до сих пор не разработан единый регламент при подготовке пакета документов, к аттестации специалистов сил ПТБ, потому что каждый орган запрашивает разный пакет документов. Поэтому так важно закрепить в нормативном акте исчерпывающий перечень документов.
Еще одна проблема - предоставление двойного и более комплекта документов при прохождении аттестации с соискателем по двум и более категориям. Причем это делается все в подлинниках, а подлинники в бумажном виде. Участники рынка давно говорят о необходимости данный документооборот в электронный формат, что как минимум сократит издержки на сбор, пересылку документов и позволит видеть аттестованных сотрудников в единой базе.
Из второго пункта вытекает третий проблемный вопрос, это длительные сроки получения отдельных документов, а затем их проверки:
Как я уже не раз обращал внимание - на практике установленный регламент обработки документов составляет порядка 75-80 дней, что очень долго. Четвёртый проблемный вопрос на наш взгляд, конечно же это стоимость обучения и аттестации. Бремя финансовых затрат можно было бы уменьшить, увеличив срок переаттестации. Например, свыше пяти лет, а не 3-5 лет, как сейчас предусмотрено действующим законодательством.
Кроме того, Владимир Царев заострил внимание на другом вопросе - многие субъекты воспринимают деятельность ПТБ как охранную организацию. Что влечет за собой подготовку некорректного технического задания, а также плана обеспечения транспортной безопасности. Иногда эти пункты в договоре отсутствуют по незнанию, а иногда, к сожалению, делается это умышленно в целях экономии денежных средств, что в корне не верно, поскольку это ведет к недобросовестной конкуренции.
Владимир Савин, начальник службы транспортной безопасности режима ГБУ канала имени Москвы коснулся темы привлечения ПТБ для защиты гидротехнических сооружений от актов незаконного вмешательства (АНВ).
Актуальным вопросом по-прежнему остается оснащение спецсредствами и спецприборами сотрудников ПТБ. Постановление Правительства №678 обязывает субъект транспортной инфраструктуры организовать досмотровые мероприятия. В документе четко прописано, что должно быть на объекте транспортной инфраструктуры.
Для нас также проблемным остается вопрос подготовки сотрудников ПТБ. Она, к сожалению, оставляет желать лучшего. Нередко сталкиваешься с тем, что представители ПТБ не знает своих обязанностей, какую задачу он выполняет. В этом плане на воздушном и железнодорожном транспорте ситуация лучше, чем на водном.
- сказал Владимир Савин.
Алексей Крошнев, первый заместителя директора северокавказского филиала УВО Минтранса России, рассказал о практике применения огнестрельного оружия при осуществлении защиты ОТИ от АНВ.
На сегодняшний день федеральным агентством морского и речного транспорта аккредитовано 140 подразделений транспортной безопасности, федеральным законом от 9 февраля 2007 года №16 «О транспортной безопасности», ПТБ для защиты объектов транспортной инфраструктуры от АНВ I и II категории предоставлено право для приобретения, хранения и применения боевого ручного стрелкового оружия и служебного огнестрельного оружия соответственно. Соответственно решение о том, будет ли защита ОТИ I и II категории осуществляться с оружием или только со специальными средствами, решает субъект транспортной инфраструктуры. Так, в январе 2017 подразделение УВО Минтранса России с использованием огнестрельного оружия охраняло 43 объекта морского и речного транспорта. В январе 2020 их защищалось в 4,7 раза меньше, т.е. 9, таким образом при осуществлении охраны объектов, когда использование оружия не было нормативно закреплено, оно использовалось, а при осуществлении защиты от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов его использование стало необязательным. Все это привело к снижению защищенности ОТИ морского и речного транспорта.
- пояснил Алексей Крошнев.
Представитель УВО Минтранса обратил внимание участников «круглого стола» на то, что вооруженной защиты лишились в том числе объекты, включенные в перечень критически важных, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 23 марта 2006 года №411-РС. Снижение числа объектов связано не только с проведением субъектами транспортной инфраструктуры конкурентных процедур, по результатам которых к защите ОТИ приступили ПТБ юридических лиц, но и с тем, что компетентными органами были снижены ранее присвоенные категории ОТИ с I и II до III. В планах обеспечения транспортной безопасности ОТИ I и II категории не предусмотрена их защита с использованием огнестрельного оружия. Это, скорее всего, связано со стремлением субъектов транспортной инфраструктуры снизить финансовые расходы, так как необходимо оборудовать комнаты для хранения оружия, включать затраты на привлечение ПТБ на вывод на пункты традиционного наблюдения Росгвардии сигнализации из комнаты хранения оружия.
По словам Алексея Крошнева, применение работниками при защите ОТБ от АНВ огнестрельного оружия значительно повышает не только защищенность самих объектов транспортной инфраструктуры, но и предупреждает попытки проникновения нарушителей на объекты. Подтверждением того, что защита ОТИ от АНВ с использованием огнестрельного оружия имеет значительный сдерживающий фактор, может служить выросшее в разы количество попыток проникновения на объекты, неоднократны случаи оказания сопротивления работникам подразделения при задержании нарушителей, попытки нарушителей скрыться с места обнаружения.
Например, за весь 2017 год, когда осуществлялась вооруженная охрана таких попыток нарушений было 135, из которых в 125 случаях нарушители были задержаны, то уже в 2018 году, когда огнестрельное оружие не использовалось, было зафиксировано 312 попыток проникновения, из которых только в 65 случаях нарушителя удалось задержать, а в остальных ему удалось покинуть территорию объекта.
Алексей Крошнев подчеркнул, что отсутствие сдерживающего фактора приводит и к человеческих жертвам, так с момента снятия вооруженной охраны с объектов СГТС рыбаки начали предпринимать попытки подхода на лодках к плотинам и водосбросам, находящимся в зоне транспортной безопасности ОТИ. Зная, что работники ПТБ не вооружены, они не реагируют на требования и до момента, пока к месту их нахождения не приходит группа быстрого реагирования их лодки по причине опасного сближения с водосбросами плотин переворачиваются и сами рыбаки погибают.
Представитель УВО Минтранса предложил включить в резолюцию «круглого стола» положение, предусматривающее обязанность использования огнестрельного оружия при защите ОТИ первой и второй категории, а также объектов, входящих в перечень критически важных, и потенциально опасных объектов в РФ. Реализация данной инициативы возможна только при внесении изменений в законодательство транспортной безопасности, включив обязанность субъектов транспортной инфраструктуры по привлечению ПТБ для защиты ОТИ с использованием огнестрельного оружия, а также ужесточение контроля за ПТБ, осуществляющими оказание услуг с применением огнестрельного оружия со стороны Росгвардии.
Внесение правок в действующее законодательство позволит повысить защищенность объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта.
Валерий Воропаев, заместитель руководителя по безопасности ГБУ «Гормост», поделился с участниками мероприятия с вопросами по привлечению ПТБ для защиты речных объектов транспортной инфраструктуры от АНВ.
Спикер проинформировал аудиторию, что у ГБУ «Гормост» в оперативном управлении находится 2090 объектов, 581 объект из них попадает под ФЗ №16.
Поэтому предприятие обязано оснастить объекты всеми видами защиты и нанять подразделение транспортной безопасности. Практически все объекты прошли оценку уязвимости, на 19 объектах проведены проектно-изыскательские работы. Однако средств на строительно-монтажные работы пока нет. Пока оборудованы лишь четыре объекта, это 3 моста (Ленинградский, Химкинский, Новоарбатский) и эстакада во Внуково. Ежегодно ГБУ «Гормост» выделяется порядка 21 млн. на транспортную безопасность, что недостаточно.
Эмиль Сулюкманов, руководитель правового департамента ООО «Формула безопасности транспорта», рассказал о правом аспекте рынка услуг в сфере транспортной безопасности:
Когда заказчик корректно готовит технические условия для оказания услуги, в этом случае мы вполне добросовестно на основании закона заключаем контракт. Но бывают случаи, когда заказчики ведут себя недобросовестно, они, действительно, формируют задание таким образом, что подл условия закупки подходит единственный поставщик - УВО Минтранса. На мой взгляд, утверждение монополии на рынке очень вредно, так как качество услуги снизится. Мало того, законодатель предусмотрел конкуренцию. И если мы сейчас даже будем в качестве проекта рассматривать, что установить в качестве единого поставщика УВО Минтранс, это получается придется менять полностью все законодательство, и прежде всего закон о транспортной безопасности, где часть 7.1 статьи 1 закона «О транспортной безопасности» указано, что подразделение транспортной безопасности – это не только УВО Минтранс, органы ведомственной охраны, но и иные аккредитованные для этого ПТБ.
По мнению Эмиля Сулюкманова, ведомства, курирующие транспортную отрасль, должны больше выпускать инструкций и разъяснений для участников рынка. Документы бы сыграли свою положительную роль при проведении конкурсных процедур.
Валерий Капралов, заместитель начальника управления транспортной безопасностью Росморречфлота в своем докладе осветил вопросы, связанные с порядком аккредитации ПТБ.
Представитель Росморречфлота сообщил, что правовое регулирование аккредитации в области транспортной безопасности осуществляется Приказом № 145 Минтранса России. Он недоработан и носит общий характер. Требований к претендентам всего несколько: они должны быть юридическим лицом. Кроме того, поскольку этот вид деятельности отнесен к стратегическим, организация-соискатель должна подтвердить, что она не находится под контролем иностранного инвестора. Но в Приказе не прописаны конкретные критерии и перечень документов, которые должен предоставить претендент на получение аккредитации.
Также претенденты должны подтвердить наличие работников, прошедшие аттестацию согласно ч. 2 ст. 12.2 федерального закона «О транспортной безопасности». При этом точное число сотрудников не оговорено. О данном правовом пробеле не раз заявлялось на различных совещаниях.
В приказе Минтранса вполне можно было бы это обозначить, и считаю целесообразным все-таки обратиться в министерство, чтобы были внесены изменения в 145-й Приказ. Нужно включить в документ перечень действий, то есть что должны выполнять те люди, которые заявляются на аттестацию. Например, проводить мероприятия по досмотру, осуществлять наблюдение собеседования, оперировать техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, выполнять иные работы непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности.
- пояснил Валерий Капралов.
Также Валерий Капралов поддержал идею перевести документооборот в электронный вид:
У нас три помещения в агентстве забито от пола до потолка документами. В рамках реализации федерального закона №270 мы расчистим эти хранилища от ненужных бумаг. Перевод всей этой работы на электронный носитель считаю очень правильным и очень своевременным. В проекте административного регламента по вопросам предоставления государственной услуги по аккредитации аттестующих организаций, который мы подготовили, предусмотрен перевод документооборота в цифровой вид. Как только это произойдет на практике, тем больше станут эффективными наши решения. Возможно, и не будет этих 60-70 дней на проведение работ по той же аттестации.
В завершении работы «круглого стола» Сергей Детинин, ответственный секретарь Общественного совета при АНО «Агентство развития транспорта и безопасности», помощник депутата Госдумы РФ, обратился к участникам с просьбой направлять свои предложения по внесению изменений в законодательные акты через интернет-портал АНО «Агентство развития транспорта и безопасности».
Сегодня мы выделили ключевые проблемы в сфере транспортной безопасности. Например, докладчики поднимали вопрос по поводу приказа Минтранса № 222, и №145, а также Постановления Правительства №690. Мы можем организовать формат некой такой общественной экспертизы. На официальном сайте Агентства нужно запустить обсуждение по каким-то определенным нормативно-правовым актам. Когда мы получим ваши предложения, их аккумулируем. Затем на их базе будет подготовлен проект резолюции. Документ разместят на официальном сайте Агентства, anoartb.org, чтобы сделать эту работу прозрачной и понятной для участников рынка транспортной безопасности.
- заявил Сергей Детинин.