/

Владимир Арефьев. Сертификация-969. Трудностей нет, есть нюансы

Владимир Арефьев. Сертификация-969. Трудностей нет, есть нюансы

Владимир Арефьев

заместитель начальника Управления государственных услуг в сфере связи Россвязи

Владимир Арефьев. Сертификация-969. Трудностей нет, есть нюансы

19 ноября 2018, 12:38    1978

Постановлением правительства РФ № 969 от 26 сентября 2016 года на Федеральное агентство связи возложены функции федерального органа по сертификации средств связи, приёма и передачи информации. О том, как проходит сертификация и проблемах, которые возникают у заявителей, журналу RUБЕЖ рассказал заместитель начальника Управления государственных услуг в сфере связи Россвязи Владимир Арефьев.

- Как вы оцениваете процесс прохождения сертификации ТСОТБ? Система действует уже больше года, но долгое время среди заявителей не было понимания, как сертифицировать своё оборудование. Вопросов было больше, чем ответов, какие вопросы и сложности не потеряли актуальности по сей день?

- По нашему мнению, в части сертификации средств связи, приёма и передачи информации как технических средств обеспечения транспортной безопасности значительных препятствий или трудностей при реализации постановления правительства Российской Федерации № 969 нет. Есть некоторые нюансы для реализации данного постановления для предприятий авиаперевозчиков. Эти проблемы мы решаем в диалоге в рамках работы межведомственной рабочей группы, созданной при Минтрансе России.

- Как стало известно, в структуре Россвязи произошли изменения сертифицирующего органа – раньше им был ФГБУ Центр МИР ИТ. Теперь ФГУП ЦНИИС. С чем связаны изменения и считаются ли действующими сертификаты, выданные ФГБУ Центр МИР ИТ?

- В связи со структурной реорганизацией, деятельность ФГБУ Центр Мир ИТ перепрофилирована на другие задачи. Соответственно приказом Федерального агентства связи от 28.06.2018 года № 138 на ФГУП ЦНИИС возложены функции органа по сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности в отношении средств связи, приема и передачи информации.  При этом ФГБУ Центр МИР ИТ заканчивает выполнять работы по ранее заключенным договорам и передал ФГУП ЦНИСС документы по всем полученным заявкам. Ранее выданные сертификаты ФГБУ Центр МИР ИТ остаются действующими до дат и по условиям, установленными Правилами Постановления Правительства №969. Реестр выданных сертификатов ведет ФГУП ЦНИИС.

- Какие ошибки чаще всего совершают заявители? Может быть им можно дать какие-то советы?

- Чаще всего заявители подают неполные комплекты документов, а также при использовании схем сертификации №2 и №4 не прикладывают подробный перечень оборудования на сертификацию ТСОТБ.

На сайте ФГУП ЦНИИС (https://zniis.ru/sertifikatsiya) приведены инструкции и разъяснения для заявителей по предоставлению необходимой документации.

- Облегчает ли прохождение сертификации приведение технической документации в соответствие требованиям ЕСКД? Каким образом?

- Единая система конструкторской документации (ЕСКД) — комплекс государственных стандартов, устанавливающих взаимосвязанные правила, требования и нормы по разработке, оформлению и обращению конструкторской документации, разрабатываемой и применяемой на всех стадиях жизненного цикла изделия (при проектировании, разработке, изготовлении, контроле, приёмке, эксплуатации, ремонте, утилизации). Для отечественных производителей ТС ОТБ никаких проблем с предоставлением документации нет, они и так производят продукцию в соответствии с ЕСКД. Основная проблема тут с сертификацией по схеме № 4, когда субъектам, зачастую, сложно предоставить вообще какую-либо документацию на заявляемое к сертификации оборудование.

- Как сертифицировать не одно техническое средство ОТБ, а систему безопасности в целом?

- В части, касающейся средств связи, приёма и передачи информации, применимо всё-таки сертифицировать именно технические средства, т.к. испытания проходят на корректность работы протоколов и интерфейсов, что и подтверждает правильное взаимодействие по обмену информацией и необходимыми данными как внутри системы, так и взаимодействие данной системы с «внешним миром».

- Может ли собственник ОТИ сертифицировать партию оборудования, которая уже установлена на объекте по 2 схеме (сертификат на партию), например, если снимет оборудование и предоставит его в испытательную лабораторию? После получение сертификата могут ли быть к нему применены штрафные санкции?

- Согласно постановлению правительства Российской Федерации № 969 заявитель сам выбирает схему сертификации. Ограничений по сертификации партии уже находящегося в эксплуатации нет. При этом орган по сертификации проводит выборку  из заявленной  на сертификацию партии образцов. Вопрос по поводу штрафных санкций находится вне наших полномочий.

- На одном ОТИ могут быть установлены технические средства не только сил ТБ, но и, например, таможенников, пограничников и т.д. Кто должен нести в этом случае расходы на сертификацию? Как этот вопрос решается?

- По нашему мнению, этот вопрос должен решаться в рамках договорных взаимоотношений между СТИ и упомянутых вами структур.

- Как проходят испытания программных продуктов, обеспечивающих работу систем безопасности? Только в привязке к  конкретному оборудованию с занесением в сертификат или как-то иначе? Ведь во многом функционал системы зависит сегодня от программной составляющей.

- Опять же, отвечаем на данный вопрос именно в части оборудования связи. По нашей практике,  все средства связи приема и передачи информации, либо аппаратные средства либо программно-аппаратные комплексы.  В связи с этим мы испытываем именно оборудование с установленным на него программным обеспечением. При этом, версия ПО указывается в сертификате.

- Одна из существующих коллизий заключается в том, что под час собственники ОТИ не могут найти среди сертифицированного оборудования нужные ТСОТБ (т.к. далеко не все производители прошли сертификацию). Какие механизмы учёта потребностей заказчиков есть у сертификационного органа? Какие механизмы взаимодействия могут быть выстроены? Может быть стоит ввести «приглашение» к сертификации, либо «приоритетный порядок» сертификации оборудования производителем, если это оборудование запрашивает ОТИ?

- По нашему мнению, данный вопрос  в первую очередь вопрос взаимоотношений между потребителями ТСОТБ (СТИ) и их производителями. Чем больше в закупочных процедурах СТИ будет делаться акцент на наличие сертификатов, тем больше и больше будет появляться сертифицированного оборудования в реестрах уполномоченных органов по сертификации.

- Неоднократно звучали предложения дифференцировать требования в зависимости от климатических зон, где используется оборудование. Как вы относитесь к такому предложению?

- По нашему мнению, и сейчас у заявителя есть возможность указывать технические характеристики эксплуатации своей продукции, например, в технических условиях и паспортах на изделия.

- Пожалуй, самый обсуждаемый вопрос – сертификация по 4 схеме. В том числе звучали предложения внести изменения в порядок сертификации по данной схеме.

Какие изменения вы назвали бы оптимальными с учетом нехватки лабораторий и средств у ОТИ?

- По поводу 4-ой схемы. Самое главное уточнение формулировок по возможности применения схемы № 4 – возможность указывать несколько объектов транспортной инфраструктуры в одном сертификате и т.д.

- Какие существуют препятствия для подтверждения соответствия ТСОТБ требованиям Постановления №969 путем декларирования соответствия? Ведь такая практика российским законодательством предусмотрена.

- Что касается вопроса декларирования, данное предложение появилось совсем недавно, оно требует глубокой проработки, обсуждения и согласования со всеми участниками процесса сертификации ТСОТБ. При этом не надо забывать, что при подтверждении соответствия в форме сертификации ответственность за выданный сертификат лежит на органе по сертификации, а в форме декларирования – на заявителе, т.е. на СТИ.

- На какой срок выдаются сертификаты, подтверждающие соответствие требованиям уже установленной на ОТИ и ТС техники?

- По поводу срока действия сертификатов – по схеме сертификации № 3 на три года, по всем остальным схемам сертификации – на срок эксплуатации конкретных, указанных в сертификате ТС ОТБ.


 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.4017 s
queries: 230 (0.0336 s)
memory: 6 144 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.