Минтранс России рассказал о проблемах сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности (ТСОТБ) по постановлению правительства РФ от 26 сентября 2016 года №969.
31 мая 2018 года на площадке форума «Безопасность на транспорте» с докладом выступил директор уполномоченного Министерством транспорта центра по сертификации ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Александр Привалов.
Спикер напомнил, что за Минтрансом закреплены полномочия по сертификации систем сбора и обработки информации и раскрыл содержание данного понятия.
«Система сбора и обработки информации – это организационно-техническая программно-аппаратная совокупность программно-аппаратных средств, используемых по единому плану и замыслу и предназначенных для сбора, обработки, регистрации и передачи уполномоченным государственным органам информации от ТСОТБ, а также для дистанционного управления и контроля их работоспособности и использования ими каналов связи», - сказал Привалов.
В настоящее время ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» накоплен определенный опыт сертификации партий изделий (схема 2) и сертификации серийного производства (схема 3).
№
п/п
Заявитель (держатель сертификата)
Схема
сертификации
Номер
сертификата
соответствия
Дата выдачи сертификата
1
ЗАО «Интегра-С» ИНН 7726532696
3
ЗИТ 3.001.18
01.02.2018
2
ООО «НЕКСТ» ИНН 5026114844
2
ЗИТ 2.001.18
08.02.2018
3
ООО «НИИ Спецлаб» ИНН 3702527883
2
ЗИТ 2.002.18
12.02.2018
Источник: Перечень действующих сертификатов соответствия, выданных органом по сертификации ФГУП «ЗащитаИнфоТранс»
«При проведении сертификации одним из основных требований к системе сбора и обработки информации является возможность ее взаимодействия с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля (СС ТМК)», - подчеркнул Александр Привалов.
Он также напомнил, что СС ТМК разработана в соответствии с распоряжением правительства №1285 от 30 июля 2010 года, утвердившим «Комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте». И, в целях внедрения протокола взаимодействия, порекомендовал потенциальным заявителям изучить приложение №6 данного документа, а также познакомиться с правилами подключения к СС ТМК, которые размещены на сайте министерства.
«В протоколе взаимодействия с СС ТМК предусматривается сопряжение со следующими инженерно-техническими системами:
- Система видеонаблюдения;
- СКУД;
- Охранная сигнализация;
- Система пожарной сигнализации;
- Системами обнаружения паров взрывчатых веществ;
- и многими другими.
Для каждой системы регламентирован перечень отслеживаемых с СС ТМК событий и состав полей данных, описаны особенности обмена информацией», сказал Привалов.
Ряд проблем, по словам спикера, возникают также в связи со схемой сертификации 4, которая предусматривает сертификацию уже установленного на объектах транспортной инфраструктуры оборудования.
В частности:
- Действующими нормативными документами не предусмотрена возможность сертификации технических средств одного заявителя, установленных на разных объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средствах (ТС);
- Нерациональны издержки на сертификацию оборудования с истекшим сроком эксплуатации и истекающим гарантийным сроком;
- Собственники ОТИ и ТС нередко располагают только частью эксплуатационной документации, что требует затрат на ее восстановление;
- Требования, изложенные в постановлении №969 и в постановлениях по различным видам транспорта существенно отличаются в части сроков хранения информации. Например для морского и речного транспорта срок хранения информации составляет 10 и 15 суток, а постановление правительства устанавливает срок в 30 суток.
В заключение Александр Привалов обратил внимание, что проект изменений в постановление правительства №969 уже вынесен на общественное обсуждение.