24 января 2020 года прошло совместное заседание Общественного совета при АНО «Агентство по развитию транспорта и безопасности» и Комитета по транспортной и авиационной безопасности Ассоциации «Аэропорт» ГА.
Темой для обсуждения стало законодательное обеспечение авиационной и транспортной безопасности. Мероприятие прошло при поддержке и участии Минтранса России, Росавиации, Ространснадзора, ФКУ НПО "СТиС" МВД России. В заседании также приняли участие представители Ассоциации «Транспортная безопасность», Фонда «Транспортная безопасность», ПАО ГМК «Норильский никель», ООО ПТБ «Арктика» и ведущих предприятий авиаотрасли.
Общественный совет при АНО в качестве экспертного органа был образован в ноябре 2019 года.
Цель его создания – выявление проблем, мешающих развитию транспортной безопасности. Также Общественный Совет призван решать следующие задачи:
- общественный контроль над деятельностью Минтранса РФ,
- участие в мониторинге качества государственных услуг,
- участие в обсуждении общественно значимых законопроектов,
- реализация контрольных функций,
- оценка эффективности госзакупок, а также иных вопросов, предусмотренных законодательством.
Заседание Общественного Совета открыл Александр Старовойтов, зампред Комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству, председатель Общественного совета при АНО «Агентство по развитию транспорта и безопасности» и зачитал Приветственное слово Александр Юрчика, заместителя министра транспорта России.
В нем, в частности, говорится:
Министерство транспорта России особое внимание уделяет повышению уровня безопасности в сфере авиаперевозок. По результатам плановой проверки ИКАО в сфере авиабезопасности, аудиторы международной организации отметили полное соответствие и соблюдение стандартов ИКАО в области авиационной безопасности, а также высокий уровень ее обеспечения в аэропортах России. За последние два года произошло ужесточение законодательства за нарушения требований авиабезопасности. Были внесены ряд поправок в Административный кодекс, Уголовный кодекс и ряд других законодательных актов. Проводится работа по исключению повторного досмотра транзитных пассажиров в аэропортах при внутренних воздушных перелетах. Это необходимо для сокращения времени при стыковочных перелетах, что положительно повлияет на пропускную способность аэропортов.
В своем выступлении Александр Старовойтов подчеркнул, что основной проблемой авиаотрасли остается двойное регулированием в сфере авиабезопасности. Предприятие отрасли руководствуются в своей деятельности статьей 83 Воздушного кодекса, в которой четко указано, что авиабезопасность – защищенность от актов незаконного вмешательства (АНВ).
Однако Россия, как член ИКАО, должна внедрять международные стандарты в области безопасности в авиации. Таким образом в гражданской авиации сложились две системы правового регулирования.
Основные проблемы двойного регулирования сводятся к следующим вопросам:
- обеспечение защиты гражданской авиации от АНВ,
- соотношение подразделений ТБ и служб авиационной безопасности,
- аккредитация в качестве подразделений авиабезопасности и сертификация юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере авиабезопасности, подготовка и аттестация сил обеспечения авиабезопасности, а также обучение сотрудников авиационной безопасности.
- Из-за расхождения российского и международного законодательства авиапредприятия вынуждены финансировать работу двух параллельных систем безопасности. Проблематика двойного регулирования авиабезопасности и ТБ будет являться актуальным вопросом в ближайшее время, требующим скорейшего разрешения, - подчеркнул Александр Старовойтов.
Докладчик отметил, что во время заседания Общественного совета будут выслушаны разные мнения по данной проблеме и намечены дальнейшие действия по ее решению.
Далее выступил Анатолий Демьянов, директор Департамента транспортной безопасности и специальных проектов Минтранса России, который озвучил Приветствие Николая Захряпина, заместителя министра транспорта России, в котором было отмечено:
Выражаю уверенность в том, что надежная и безопасная работа авиационной отрасли невозможна как без труда тысяч специалистов промышленности и строительства, создающих объекты и технические средства досмотра, охраны, связи и информационного обеспечения в авиации, так и без совершенствования всей системы безопасности. Сегодняшнее мероприятие послужит дополнительным импульсом в деле объединения направленных на недопущение актов незаконного вмешательства в деятельность организаций гражданской авиации усилий всех органов власти, ведомств и служб, отвечающих в нашей стране за безопасность населения.
В своем докладе Владимир Черток, советник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, обратил внимание участников заседания на проблемы актуализации законодательства в сфере авиабезопасности в связи механизмом регуляторной гильотины. Упрощение требований в данной сфере может повлечь печальные последствия и привести к значительному ущербу как для авиакомпаний, так и отрасли в целом.
- В 2001 году, когда в Соединенных Штатах был захват воздушных судов, и в результате этого погибли около 3 тысяч человек, общий прямой ущерб составил 5 млрд. долларов, - подчеркнул Владимир Черток. - Косвенный ущерб достиг 36 млрд. долларов, а интегрированный, за счет того, что пассажиры перестали пользоваться услугами авиакомпаний - составил около 2 трлн. долларов, т.е. порядки они совершенно другие.
Также подробно докладчик остановился на итогах проверки соблюдения международных норм авиабезопасности в России представителями ИКАО. Список требований организации значительно вырос, из-за появления новых угроз в сфере воздушного транспорта. Это, прежде всего, киберугрозы, несанкционированные полеты дронов над территориями аэропортов, инсайдеры. Они сподвигли международную организацию к созданию новых стандартов.
В целом инспекторы ИКАО оценили удовлетворительно выполнение международных требований по авиационной безопасности в нашей стране. Кроме того, России было выдано ряд рекомендаций, согласно которым был разработан при участии Минтранса план корректирующих действий. Документ уже направлен на рассмотрение в ИКАО.
- Я хотел бы подробно остановиться на замечаниях сотрудников ИКАО, выдвинутых после рассмотрения состояния дел в сфере авиабезопасности в России, - сказал Владимир Черток. – Это, прежде всего, подготовка персонала, отвечающего за данное направление. Инспекторы отметили, что система оплаты труда людей, связанных с обеспечением безопасности, должна быть конкурентной на рынке труда, чтобы туда приходили достаточно компетентные профессионалы. Вот по этим двум позициям, будет разрабатываться согласно этому плану корректирующих действий, какие-то предложения. Их вынесут на площадку Правительства РФ, для того, чтобы принять соответствующий закон. Также представители ИКАО порекомендовали в национальном законодательстве более четко прописать периодичность и особенность осуществления подготовки персонала в сфере авиабезопасности. Еще одна рекомендация касается досмотра воздушных судов иностранных авиакомпаний. Во многих российских аэропортах данная процедура в отношении иностранных перевозчиков не проводится. Данный недодочет устранен в Шереметьево, Пулково. Но в принципе данная задача стратегически не решаема. Здесь возникла коллизия правовая и финансовая. Также представители ИКАО отметили необходимость создания автоматизированных систем, которые интегрируют всю информацию по безопасности. Речь идет, прежде всего, об анализе изображений с видеокамер. Только в аэропорту Домодедово их порядка 3500.
Роман Веретенников, начальник отдела нормативного обеспечения ТБ Департамента транспортной безопасности специальной программы Минтранса России поднял в своем выступлении тему оптимизации финансовой нагрузки для субъектов транспортной инфраструктуры при реализации мероприятия по обеспечению транспортной и авиационной безопасности.
Докладчик отметил, что в связи с внесением поправок в ФЗ-16 «О транспортной безопасности» Минтрансу России предстоит серьезная работа в сфере правового регулирования:
- издание новых требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры и для транспортных средств,
- разработка требования по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию,
- утверждение типовых форм паспортового обеспечения транспортной безопасности, указанных объектов транспортной инфраструктуры неподлежащих категорированию и транспортных средств, а также определение порядка их утверждения,
- разработка порядка доступа к техническим средствам обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и передачи таких данных подразделениям уполномоченных федеральных органов исполнительной власти,
- определение порядка категорирования объектов транспортной инфраструктуры,
- определение перечня объектов систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, являющихся объектами транспортной инфраструктуры в значениях 16 ФЗ,
- внесение изменений в действующие нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, проведения оценки уязвимости, разработки планов обеспечения транспортной безопасности, проведение досмотра дополнительного и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности.
По словам Романа Веретенникова, также необходимо четко определить критерии отнесения объектов и транспортных средств воздушного транспорта, к которым будет применяться дифференцированный подход. Так же при разработке новых требований для субъектов транспортной инфраструктуры, осуществляющих закупки работ и услуг в соответствии с 44 и 223 ФЗ, предлагается увеличить сроки проведения оценки уязвимости для транспортной инфраструктуры, а также привлечение подразделений транспортной безопасности для их защиты, соответственно, до 4-5 месяцев соответственно. В настоящее время действующим законодательством установлен срок в три месяца.
Для устранения дублирования положений законов в сфере авиабезопасности Минтрансом России, с учетом мнений и выработанных консолидированных решений участниками созданной ведомством межведомственной рабочей группы, разработан соответствующий проект федерального закона.
В частности, законопроектом предусмотрен, что защита гражданской авиации от актов незаконного вмешательства будет осуществляться в рамках законодательства о транспортной безопасности.
О правовых аспектах в сфере аккредитации подразделений транспортной безопасности воздушного транспорта рассказала Наталья Власова, заместитель начальника управления транспортной безопасности Росавиации.
- Аккредитация подразделений транспортной безопасности, предусмотренная 16 ФЗ, осуществляется в соответствии с Приказом № 45 Минтранса России, - пояснила Наталья Власова. - На сегодняшний день у нас аккредитовано 39 юридических лиц, на рассмотрение находятся 15 заявок. Целью аккредитации ПТБ является определение способности юридического лица осуществлять защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных сил. Требования, установленные в ведомственном документе, на мой взгляд, слишком либеральны, так как не позволяют нам осуществить, именно определить эту способность осуществлять защиту объекта, мы проводим только документарную проверку. Если брать службу авиационной безопасности, которые в соответствии с Воздушным кодексом у нас подлежат сертификации, то там проводится и документарная проверка, и инспекционная проверка на местах. Для подразделения транспортной безопасности мы проводим документарную проверку два месяца, у службы авиационной безопасности процедура сертификации проводится в течение 6 месяцев по административному регламенту. Требований всего несколько - наличие у соискателя аккредитованных работников и аккредитации подразделения, которое будет непосредственно осуществлять защиту. Что касается 57 федерального закона, у нас с этим возникали большие проблемы с определением соответствия соискателя аккредитации требованиям 4 и 7 статьи. У нас не осталось другого выхода, как запрашивать данные в УФАС и ждать несколько месяцев.
Также Наталья Власова сообщила участникам совещания о подготовке Росавиацией, в соответствии с поручением Минтранса, предложений и дорожной карты по реализации рекомендаций ИКАО.
Александр Иванов, начальник направления Фонда «Транспортная Безопасность», акцентировал внимание, что ряд положений после внесения поправок в №16 ФЗ «О безопасности» вступят в силу 20 января 2020 года.
Минтранс России готовит подзаконные акты, которые ждет транспортное сообщество. В этой связи есть некоторые проблемные вопросы, с которыми сталкиваются авиакомпании. Это требования, прописанные в Постановлении Правительства №886, согласно которому воздушные суда I и II категории, после января 2020 года должны быть оснащены системами видеонаблюдения.
В связи с этим сотрудники фонда «Транспортной безопасности» готовы содействовать Минтрансу России в разработке подзаконных актов, в том числе на площадке межведомственной рабочей группы. Спикер обратил внимание присутствовавших на заседании Общественного совета на вопрос угрозы использования БПЛА в террористических целях. Сейчас крайне актуальным остается вопрос отнесения оборудования, позволяющего предотвращать акты незаконного вмешательства, техническим средством обеспечения транспортной безопасности. Для решения этой проблемы нужно внести поправки в Постановление Правительства РФ № 969.
С этой целью Фонд собирает мнения с субъектов транспортной инфраструктуры для того, чтобы систематизировать позицию предприятий и в дальнейшем решать вопрос совместно с Минтрансом России.
В связи с тем, что киберугрозы представляют реальную опасность для нормального функционирования объектов транспортной инфраструктуры, нужно внести изменения в совместный приказ Минтранса России № 52, ФСБ России № 112, МВД России № 134 от 5 марта 2010 года «Об утверждении перечня потенциальных угроз с совершением актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», в части касающейся и его дополнения новой потенциальной угрозой – киберугрозой.
Начальник управления объектовой безопасности ПАО «ГМК «Норильский никель» Николай Будзинский посвятил свой доклад особенностям обеспечения безопасности аэропортов, расположенных на труднодоступных территориях, в моногородах.
«Как основную особенность здесь можно отметить малый пассажиропоток, а следовательно – низкую финансовую обеспеченность. Вместе с тем затраты на безопасность иногда кратно возрастают в связи со сложной логистикой доставки технических средств, трудностями в подборе, обучении и аттестации персонала. Отмечу, что последний аспект «Норникель» решил на водном транспорте путем привлечения к обеспечению транспортной безопасности на морских и речных объектах ПТБ «Арктика», которое сейчас находится в процессе получения аккредитации и в области воздушного транспорта», - заявил эксперт.
Он также выступил за скорейшее разрешение ситуации с двойным регулированием ТБ и АБ, поскольку для повышения эффективности обеспечения полноценной защиты одним из ключевых факторов является скорость получения и обработки информации, скорость принятия решений и реагирования. В этой связи еще более актуально наличие четких нормативов, регламентирующих аспекты обеспечения защиты ОТИ и ТС от АНВ.
Виктор Шерстинин, директор учебного центра ПТБ ОАО Шереметьево-Безопасность, руководитель секции подготовки кадровых комитетов по ТАБ, коснулся темы актуализации нормативной базы в сфере транспортной и авиационной безопасности в условиях деятельности регуляторной гильотины.
- На мой взгляд, не должно быть отдельных требований по транспортной безопасности, отдельных требований по авиационной безопасности, т.е. 886 Постановление Правительства и 142 ФАП должны быть единым документом, которые четко обозначают все требования и учитывают стандарты рекомендуемых практик ИКАО, - пояснил Виктор Шерстинин. - Второй блок нормативных актов - это документы по одному из основных элементов обеспечения авиационной и транспортной безопасности, – защите от актов незаконного вмешательства, процедура досмотра. Сейчас ее регламентирует Приказ № 227 Минтранса, и Приказ № 104 ведомства, которые совершенно по-разному описывают процедуру. Самый проблемный блок – это подготовка персонала. Здесь тупиковая сложилась ситуация. Еще один блок вопросов связан с выполнением технических задач, обозначенных в 969-ом Постановление Правительства.
Виктор Шерстинин предложил направить резолюцию с предложениями по изменению нормативной базы в Минтранс.
Виктория Богучарская, главный специалист отдела авиационной безопасности дирекции по защите активов ООО Базэл АЭРО, затронула в своем докладе проблемы с реализацией требований Постановления Правительства РФ № 969 на практике.
По мнению спикера, проблемой для представителей отрасли стало ценообразование и стоимость сертификационных испытаний. Фактически за испытания приходится отдавать сумму, сопоставимую с ценой оборудования. В данном случае на ценообразование должна обратить внимание УФАС. На нормативном уровне не утверждены требования по передаче с технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Кроме того, Постановление № 969 не предусматривает продление срока действия сертификата. Изготовителям подается новая заявка, выдается новый сертификат, имеющий новую дату, новый период действия, и, соответственно, не распространяет свое действие на ранее приобретенное оборудование, выпущенное в пределах прежнего сертификата. В данном случае нужно нести дополнительные финансовые затраты.
- Отдельный вопрос - это сертификация федерального имущества, это глобальный вопрос для всех аэропортов, - заявила Виктория Богучарская. – Поскольку у всех воздушных гаваней - периметровое ограждение и размещенные на них технические средства обеспечения ТБ принадлежат государству. С одной стороны существует нормативный акт, который гласит, что обеспечение ТБ возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, сертификация является частью обеспечения ТБ, а технические средства, размещенные на периметровых ограждениях, являющиеся федеральным имуществом, соответственно, точно также подлежат сертификации. В этом случае возникает закономерный вопрос, - кто будет подавать эту заявку, собственник имущества или арендатор? Данная правовая коллизия нуждается в разрешении.
О проблемах с подготовкой персонала в сфере транспортной безопасности рассказал Михаил Кондратьев, заместитель генерального директора производства авиационной безопасности ООО «Международный аэропорт Казань».
По словам спикера, значительным перекосом в системе транспортной безопасности является отсутствие времени на подготовку и обучение сотрудников, принятых на должности работников транспортной безопасности. На это нужно потратить не меньше 3 месяцев.
По мнению эксперта, принятое решение об устранении сотрудников полиции из процесса по обеспечению транспортной безопасности, стало поспешным. Докладчик озвучил еще одну проблему в сфере авиационной безопасности - договорные отношения между субъектом транспортной безопасности аэропортов, и авиакомпаниями. В настоящий момент наметилась тенденция по заключению договора на предоставление услуг по транспортной безопасности фактически на безвозмездной основе. Иными словами, перевозчики стремятся переложить свои обязанности, возложенные на них Постановлением Правительства № 886, на субъект транспортной инфраструктуры. Следствием может стать увеличение штата работников транспортной безопасности, следовательно, рост расходов.
В заключении заседания Общественного совета его участники решили направить свои замечания, предложения по изменению законодательной базы на официальный сайт Общественного совета при АНО «Агентство по развитию транспорта и безопасности» — anoartb.org.