Тариф «Городской безопасный»

11 октября 2017, 14:58    397

К 10-летнему юбилею концепция АПК «Безопасный город» так и не дождалась бюджетного финансирования. Руководство профильной Межведомственной комиссии (МВК) решило не тратить время на дальнейшее ожидание и популярно объяснило региональным администрациям, где взять денег, чтобы выполнить поручение президента и развернуть «Безопасные города» до 2020 года.

 

ДЕНЬГИ РЯДОМ

Тренинг по определению приоритетных сегментов «Безопасных городов» и выводу их на окупаемость — в таком формате прошла V конференция «Практика реализации и коммерциализации сегментов АПК «Безопасный город» в России и за рубежом» в рамках салона в Ногинске «Комплексная безопасность». Заместитель министра МЧС Александр Чуприян, генеральный конструктор АПК «Безопасный город» Оксана Якимюк и председатель совета директоров группы компаний «Техносерв» Алексей Ананьев, Заручившись поддержкой полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича, рассказали представителям регионов, как выводить такие проекты на самоокупаемость.

Источниками пополнения бюджетов и финансирования строительства «Безопасных городов», по версии Межведомственной комиссии, должны стать:
• штрафы за нарушения, зафиксированные комплексами ФВФ ПДД;
• штрафы за нарушения условий перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов; • плата за пользование автоматическими парковочными пространствами;
• штрафы за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Продемонстрировать оптимальность именно такой экономической модели участникам конференции должны были многочисленные примеры. В специальном видеоролике — репортажи из пакистанского Лахора и цветущего города-государства Сингапур. В числе спикеров — иностранные эксперты, а именно топ-менеджеры Huawei (компания спонсировала конференцию), вице- президент сектора государственных и коммунальных услуг Эдвин Диндер (Edwin Diender) и старший менеджер по маркетингу Гао Цинь (Gao Qin). Количество аргументов организаторы конференции решили перевести в качество. И еще до начала мероприятия облекли рекомендации в форму проекта президентского указа. Обсуждение проекта вынесли на отдельное совещание, которое стало чуть ли не главным во всей повестке.

 

НАПРАВЛЕНИЕ ГЛАВНОГО УДАРА

Отложив начало конференции почти на час, Александр Чуприян и Оксана Якимюк провели совещание рабочей группы для обеспечения рабочего взаимодействия при реализации плановых мероприятий МВК по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город» (это название рабочей группы). Список ведомств, представители которых были приглашены на заседание группы, соответствовал задаче, — ФСО, ФСБ, Росгвардия, Ростехнадзор, Минтранс, Минстрой, Минкомсвязи, Минспорт и Ростуризм.

В таком составе кураторы АПК «Безопасный город» по ли- нии Межведомственной комиссии предприняли штурм главного препятствия на пути реализации проекта. Речь шла о неуправляемости процесса в регионах. Как известно, города не могут быть самостоятельны- ми получателями государственных субсидий или партнерами министерств и ведомств в решении вопросов определения прав доступа к информационным системам. Такие вопросы в Российской Федерации могут быть решены только на уровне регионов — республик и областей. Но в полномочиях глав регионов нет ни слова об АПК «Безопасный город» — информационной системы муниципального уровня. Как следствие, в их бюджетах не заложено ни копейки на реализацию такого рода проектов. А если администрации муниципалитетов что-то и выделяют на АПК, то реализуют мероприятия по своему графику, по своим техническим заданиям и по собственному разумению.

Сфокусировать регионы на каком-то одном формате не помогло даже подключение к вопросу ФСБ, которая внесла в Единые технические требования (ЕТТ) — основу основ АПК «Безопасный город» — условие, что интегратор-исполнитель проекта должен иметь лицензии и допуски к работе с гостайной. Регионы, например Иркутская область, восприняли это лишь как еще один, но преодолимый барьер при выборе оптимальных решений на открытом рынке. Сами ЕТТ утверждены пока лишь подписью вице-премьера Дмитрия Рогозина и в таком виде не могут быть зарегистрированы Минюстом. То есть, по сути, носят рекомендательный характер. Поэтому рабочая группа даже в усиленном составе вновь признала очевидное: разработанная МЧС Концепция «Безопасного города» спустя три года после утверждения далека от реализации так же, как и в день принятия. Тем не менее от субъектов Федерации продолжают требовать строительства «Безопасных городов» по техническим заданиям, согласованным с советом главных конструкторов МЧС России.

«Я совершенно ответственно говорю, что «Безопасный город», как мы его понимаем, не развернут нигде, даже в пилотных регионах: с идентификацией личности, с остальными вещами. И нигде друг с другом не состыкованы базы данных» Александр Чуприян заместитель министра МЧС

 

ВАС ЗДЕСЬ НЕ СТОЯЛО

Ситуация в регионах при разворачивании аппаратных комплексов «Безопасный город», по данным организаторов рабочей группы, на июнь 2017 года выглядит следующим образом.

• Только Вологда имеет статус успешно реализованного пилотного проекта.
• В Тюменской области разыгран государственный тендер, запущена практическая реализация. Ленинградская, Псковская, Мурманская, Кемеровская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Саха (Якутия), Приморский край в ближайшее время разыграют государственный тендер и приступят к реализации.
• Белгородская, Владимирская, Воронежская, Калужская, Липецкая, Оренбургская, Тамбовская области, республики Ингушетия, Калмыкия, Крым, Карелия к работе по построению АПК «Безопасный город» не приступали.

Примечательно, что состав регионов и статусы реализации АПК БГ меняются при каждом новом заседании рабочей группы. И это никак не связано с тем, что происходит в самих регионах. На этой же конференции Александр Чуприян заявил, что «правильных» «Безопасных городов» в РФ вообще нет. Следовательно, и Вологда — не эталон. Главный фактор риска, как следовало из ремарок Александра Чуприяна, состоит в том, что системы безопасности, построенные в регионах вне рамок единой концепции, не смогут работать в дальнейшем как единая система. Даже в пределах одного муниципалитета. Предчувствие катастрофы усилила своим докладом генеральный конструктор АПК «Безопасный город» Оксана Якимюк. Она заострила внимание на городах проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года.

«Мы просмотрели все системы безопасности, которые сейчас там присутствуют. Никаких особенных технических средств в этих регионах не предусмотрено — реагирование организовано с привлечением физических подразделений безопасности. Более того, мы наблюдаем определенное лукавство. Например, в Санкт- Петербурге установлено 2000 камер. Из них в реальности на реагирование настроено 12 купольных. То есть сидят три оператора, смотрят на мониторы — и все. В Сочи, в Казани — та же ситуация» Оксана Якимюк генеральный конструктор АПК «Безопасный город»

В Ростовской области, по ее словам, отсутствует даже структура, способная играть роль координатора процесса реализации АПК «Безопасный город». Инфраструктура видеонаблюдения в области устарела, ТЗ не согласовано, конкурс так и не был объявлен. В Волгоградской области уже запущено несколько конкурсов общей стоимостью свыше 1 млрд рублей. «Но ни одно техническое задание не согласовано с МЧС. Они идут, и идут своим путем», — пожаловалась генеральный конструктор АПК БГ. Само описание причин, которые «не позволяют максимально эффективно реализовать на уровне субъектов Российской Федерации Концепцию построения и развития АПК «Безопасный город», утвержденную распоряжением правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. №2446-р», на рабочей группе представили в виде проекта доклада вице-премьера Дмитрия Рогозина президенту.

Среди главных угроз в документе названы:
• невозможность интеграции систем в области обеспечения общественной безопасности, построенных за счет средств бюджетов федерального, регионального и муниципального уровней;
• дублирование и устаревание отдельных систем АПК «Безопасный город» вследствие их бессистемного внедрения регионами;
• отсутствие интеллектуальных автоматизированных систем видеонаблюдения и мониторинга за безопасностью и жизнеобеспечением объектов проведения мероприятий ЧМ-2018 и объектов инфраструктуры.

В сумме эти пункты приводят к простому выводу: такими темпами выполнение поручения президента по развертыванию АПК «Безопасный город» в российских городах к 2020 году выглядит нереалистично. Можно понять устроителей конференции, которые пошли проторенной дорогой для всех сложных ситуаций в России — запросить режим ручного управления у президента, пусть и для выполнения его же собственного поручения.

 

ПРЕЗИДЕНТ, ПОМОГИ!

Как пояснил замминистра МЧС Александр Чуприян: «Мы просчитали, что, в принципе, вот эти сегменты «Безопасного города» сами приносят доход. Та же фиксация нарушений правил дорожного движения — это на поверхности лежит. Президент поручил, вот и платите туда для того, чтобы запустить систему «Безопасного города». Дальше она сама по плану будет приносить доходы. У нас есть цифры. По Самаре полтора миллиарда почти имеют на «Безопасном городе» за счет штрафов».

Проект указа президента, рассмотренный на заседании рабочей группы, содержит следующие поручения.

1. Правительству РФ обеспечить:
• мониторинг и контроль реализации мероприятий по построению и развитию АПК «Безопасный город» в субъектах РФ с учетом специфики обеспечения безопасности в период подготовки и проведения Чемпионата мира 2018 года;
• разработку и внедрение единого программного обеспечения федерального уровня для консолидации данных со всех систем АПК «Безопасный город» на базе Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России в срок до 25 декабря 2020 года.

2. Органам исполнительной власти субъектов РФ:
• обеспечить построение сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» и консолидацию данных во всех системах общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания в единое информационное пространство в соответствии с Концепцией построения и развития АПК БГ;

3. Распределение источников финансирования:
• использовать в качестве источников финансирования построения АПК БГ поступления в региональный бюджет от эксплуатации систем фото- и видеофиксации (не менее 30%), систем организации парковочного пространства (не менее 30%), а также систем весогабаритного контроля на региональных трассах (не менее 50%).

Вопрос, насколько муниципалитеты полномочны претендовать на поступления от штрафов, зачисляемых в федеральный бюджет, участники дискуссии обсудили вскользь. Несмотря на то что законодательная коллизия налицо. Доступ регионов к деньгам от штрафов отнюдь не сам собой разумеется:
• для этого придется изменить Бюджетный кодекс;
• для этого придется изменить 415-ФЗ от 19.12.2016 «О федеральном бюджете на 2017 год»;
• для этого придется изменить закон «О местном самоуправлении» (муниципальные образования не являются субъектами взаимоотношений с ФОИВ и не могут выступать получателями денег из федерального бюджета);
• для этого придется изменить порядка 200 федеральных законов и нормативных актов федерального действия, включив в них АПК «Безопасный город», который там не упомянут. АПК «Безопасный город» — проект муниципального уровня, его не ведут руководители субъектов Федерации.

Субъекты выполняют свои обязательства по строительству сегментов комплексных систем безопасности жизнедеятельности (КСОБЖН) в партнерстве с МВД, ФСБ, МЧС России и другими министерствами. Да и дороги есть не только в городах, но и между ними. В частности, пункты весового контроля вообще находятся не в городах, а на трассах федерального и регионального значения. Большинство камер, фиксирующих скоростные ограничения ПДД, стоят на трассах федерального и регионального значения — какое отношение муниципалитеты имеют к этим штрафам?

Но всех успокоил тот же Александр Чуприян. Он дал исчерпывающее объяснение формату документов, вынесенных на рабочую группу: «Я думаю, достаточно указа президента. Может быть, поручения. Потому что, если мы будем Бюджетный кодекс менять, пройдет несколько лет». После этого вопросов у присутствующих не возникло. И члены рабочей группы перешли в большой зал, чтобы начать конференцию.

 

ОЧЕВИДНОЕ — НЕ ОЧЕВИДНО

Даже проведенная с интервалом всего в четыре месяца от предыдущей, конференция по «Безопасным городам» однозначно стала более чем уместной контрольной точкой в ходе реализации концепции и поручения президента. Интересен организационный механизм: участников собирают через ФСО и аппараты полномочных представителей президента. От таких приглашений в Российской Федерации еще никто не отказывался, поэтому регионы представлены на переговорной площадке на высшем уровне — губернаторами и вице-губернаторами.  

И опять на помощь регионам пришло МЧС — рекомендовало создать на уровне субъектов Федерации межведомственные комиссии по построению АПК «Безопасный город» во главе с профильными чиновниками, которые в состоянии понять, о чем вообще идет речь не только в плане властных полномочий, но и с точки зрения технического обеспечения. Таким образом, в работу оказались вовлечены главы региональных департаментов и министерств по информатизации и связи. С другой стороны, обращает на себя внимание тот факт, что на конференции весьма ограниченно, всего в составе 3-4 компаний, были представлены инвесторы от бизнеса.

Хотя, казалось бы, именно с ними нужно выстраивать диалог, когда бюджет пуст, сроки горят, деньги нужны, а проект пора сдавать. Продажа концессий на установку комплексов фото- и видеофиксации, долгосрочная аренда платных парковок под условие оборудовать их системами видеонаблюдения в соответствии с Едиными техтребованиями и по стандартам «Безопасного города» — очевидные, доступные и, главное, совершенно законные механизмы. Насколько эффективной будет ставка на административное регулирование экономической бизнес-модели, видимо, станет понятно позже.

На момент сдачи номера известно, что в постановление правительства о деятельности Межведомственной комиссии по построению АПК «Безопасный город» действительно планируется внести изменения. По крайней мере, их текст проходит процедуру межведомственного согласования. Однако эти изменения касаются лишь полномочий комиссии, в которые предлагается добавить выработку единых подходов к построению информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и системы обеспечения вызова экстренных служб по номеру «112» (финансирование этой госпрограммы из федерального бюджета снижалось дважды — в 2,5 раза в 2016 и на четверть — в 2017 году, сейчас составляет 11,5 млрд рублей). Из логики документа следует, что с выработкой единых подходов к построению АПК «Безопасный город» МВК успешно справилась. А значит, может присматривать себе новые проекты.

Тариф «Городской безопасный»

Вопрос номера:
Каким теперь будет
"Безопасный город"?

Герой номера:
Роман Шайхутдинов,
министр информатизации и связи Республики Татарстан

Продукт номера:
Носимые видеорегистраторы

RUБЕЖ в facebook RUБЕЖ в vk RUБЕЖ в twitter RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в google+ RUБЕЖ в instagram RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-15, +7 (495) 539-30-20

Время работы:

E-mail: info@ru-bezh.ru

E-mail: help@ru-bezh.ru - по техническим вопросам

Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 105)

total time: 0,6199 s
queries: 200 (0,1217 s)
memory: 4 096 kb
source: cache
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.