В «городской суете» можно навести порядок
До конца 2017 года будет разработана и представлена на утверждение правительства РФ новая концепция Комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (КСОБЖН). Ее общие очертания известны: для управления на уровне субъектов Федерации создаются центры с собственными интеграционными платформами, они объединяются на уровне Национального центра (НЦУКС) МЧС, а «Безопасные города» входят в проект как подсистемы муниципального уровня. Разработчики планируют обеспечить концепцию работоспособной нормативной базой.
Алексей Петрович Попов, окончил Московский авиационный институт, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, член-корреспондент Международной академии информатизации, профессор Академии военных наук, ведущий научный сотрудник ВНИИ ГОЧС МЧС России, заместитель генерального директора Ассоциации Центров мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и единых дежурно-диспетчерских служб (AMEДC).
Один из организаторов научных исследований и прикладных разработок для совершенствования государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Участник разработки нормативной базы для создания Национального центра управления в кризисных ситуациях, автоматизированной информационно- управляющей системы (АИУС) РСЧС, «Системы-112», мониторинга транспортных средств МЧС России с использованием технологий ГЛОНАСС, создания единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС). Защитил первую в СССР кандидатскую диссертацию по вопросам автоматизации управления гражданской защитой, автор более 100 научных трудов, лауреат премии МЧС России.
В настоящее время является научным руководителем НИР по разработке основных положений Комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения субъекта РФ.
МЧС России, ВНИИ ГОЧС и Ассоциация АМЕДС (Ассоциация центров мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и единых дежурно-диспетчерских служб) сосредоточены на разработке основных положений концепции Комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения. По масштабу она шире АПК «Безопасный город» (АПК БГ) и затрагивает соответствующие сферы деятельности субъектов Российской Федерации. Уровень реализации КСОБЖН — регион, а не муниципальное образование.
20 ЛЕТ СПУСТЯ
Лет 20 назад, когда терминов «Безопасный город» и «КСОБЖН» еще не было, по приглашению Амана Тулеева (экс-губернатора Кемеровской области) мы посещали кабинет губернатора — прообраз нынешнего ситуационного центра. Нас тогда поразило не техническое воплощение, а идеология. Мы в то время разрабатывали Объединенную систему оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях с акцентом на дежурно-диспетчерские службы, планировали, каким будет единый центр, куда будет стекаться информация от органов управления РСЧС на территории субъекта РФ. А в кабинете губернатора Тулеева уже тогда собиралась информация о том, достаточно ли хлеба в городах для населения, кто зарплату не выплатил, какая преступность, где подачу воды отключили. Это было очень и очень грамотно, особенно на тот момент.
В этой идеологии и развивается КСОБЖН, естественно, с опорой на современные технические решения и средства автоматизации. Концепция системы будет готова для публичного обсуждения осенью 2017 года, сейчас идет внутриведомственное и межведомственное согласование ее основных положений. До конца года документ пройдет обсуждение на Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Затем он должен поступить на утверждение в правительство РФ.
Произошло некоторое переосмысление подходов к муниципальным и региональным системам обеспечения комплексной безопасности. С учетом опыта реализации КСОБЖН и АПК «Безопасный город» 3 марта 2017 года появился приказ МЧС России № 102, который поставил задачу актуализировать ранее утвержденную МЧС, МВД и ФСБ России концепцию КСОБЖН. АПК «Безопасный город», который является муниципальной системой, будет гармонично интегрирован в систему регионального уровня.
КСОБЖН представляет собой некую интегрированную информационно-управляющую систему, которая объединит на уровне субъекта Федерации все существующие на его территории в сферах обеспечения безопасности жизнедеятельности автоматизированные системы федеральных, региональных и муниципальных органов власти, в том числе АПК «Безопасный город», если он создан, автоматизированные системы управления организаций, которые по разным причинам в него не попали.
Наступило понимание, что реализовать концепцию обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности населения регионов только через АПК «Безопасный город» невозможно. Выстраивание этого эффективного, разумного, но довольно дорогого проекта могут позволить себе далеко не все муниципальные образования. По факту, АПК БГ создают в крупных городах и муниципальных районах, обладающих необходимыми ресурсами. Но этого мало для защиты населения всего субъекта Федерации.
НОВЫЙ «БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД»
Три основных сегмента КСОБЖН — это обеспечение защиты от ЧС природно-техногенного характера, обеспечение общественного порядка и обеспечение безопасности среды обитания. На этих же «трех китах» стоит и «Безопасный город», но на уровне муниципального образования.
Чтобы объединить, интегрировать информационные системы, входящие в эти три сегмента, необходима соответствующая информационно-коммуникационная инфраструктура КСОБЖН. Ее центральным элементом является Региональный интеграционный центр обработки данных (РИЦОД) с мультисервисной программной платформой. Информационно-вычислительные ресурсы РИЦОД в КСОБЖН будут совместно использоваться в интересах заинтересованных региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Та инфраструктура, которая прописана в «Безопасном городе», станет составной частью этой общей региональной инфраструктуры.
Появление региональной мультисервисной платформы также логично: у субъекта Федерации и органов местного самоуправления разные полномочия в области обеспечения безопасности. Если для обеспечения полномочий органов местного самоуправления мы строим АПК «Безопасный город» с его интеграционным компонентом в виде Единого центра оперативного реагирования, то для обеспечения полномочий органов государственной власти субъекта мы создаем Региональный интеграционный центр обработки данных.
Разработка единой мультисервисной платформы для всех регионов страны в этом случае нецелесообразна. Едиными будут лишь протоколы обмена информацией, спецификации которых должны иметь статус стандарта. Любая платформа, удовлетворяющая этим требованиям и задачам РИЦОД, может выходить на рынок. Аналогичные принципы ранее закладывались и в основу АПК «Безопасный город», который планировалось строить на едином стеке открытых протоколов (ЕСОП), известном заранее.
Такая концепция может быть реализована, если она не будет противоречить ведомственным интересам ее исполнителей. Каждое министерство отвечает за те задачи, которые перед ним стоят, и не позволит ослабить свою эффективность при их выполнении. Поэтому самым тяжелым будет этап разработки нормативно-правовых документов в обеспечение концепции. В том же АПК «Безопасный город» на это не хватило тех 10 лет, которые прошли с первого представления этого проекта в г. Ростов-на-Дону.
Концепция КСОБЖН разрабатывалась по поручению президента тремя ведомствами: ФСБ, МВД и МЧС России. Она была утверждена в 2010 году, многие субъекты Федерации начали ее реализовывать. Ближе всех к завершению формирования КСОБЖН подошли Москва и Санкт-Петербург, чей опыт мы обязательно используем при разработке новой концепции. Но, к сожалению, по всей стране создать КСОБЖН так и не удалось по той же причине, что и АПК БГ, — она не была подкреплена необходимыми нормативно-правовыми актами. В настоящее время нормативное правовое обеспечение, требуемое для организации эффективного межведомственного и межуровневого обмена информацией в рамках КСОБЖН, имеется только для сегмента защиты от ЧС. Сейчас мы возвращаемся к реализации проекта с учетом полученного опыта и будем стараться не допустить повторения сложившейся ситуации.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЗООПАРК
Сегодня еще рано называть стоимость и точные сроки создания КСОБЖН. По всей стране создан такой «зоопарк» информационных систем, что от части из них точно придется отказаться. Тем более что при реализации концепции наиболее логичной выглядит сервисная модель предоставления инфокоммуникационных услуг обеспечения комплексной безопасности, когда регион-заказчик не будет создавать новые автоматизированные системы в сферах безопасности жизнедеятельности, а станет формировать в КСОБЖН дополнительные услуги, например, по тому же видеонаблюдению, причем на своих условиях. Для устранения ненужного дублирования задач, решаемых на разных уровнях управления, и сокращения затрат из консолидированного бюджета будет также необходима интеграция в КСОБЖН полезных информационных сервисов существующих федеральных систем. В частности, для сегмента защиты от ЧС — это сервисы автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС (АИУС РСЧС-2030).
КСОБЖН консолидирует информационные ресурсы всех участников единого информационного пространства обеспечения безопасности жизнедеятельности: федеральных, региональных, муниципальных, объектовых систем. Сейчас информации много, но получить ее по принципу «одного окна» на одном месте невозможно. Это касается и должностных лиц, и каждого конкретного человека, который не может обратиться в такое электронное «окно» и оперативно получить полные и достоверные сведения, необходимые для обеспечения безопасной жизнедеятельности.
Это очень актуально в рамках реализации современной стратегии развития информационного общества, где прописано: одна из главных задач информатизации в том, чтобы развивать, формировать для граждан пространство знаний. В том числе и в сферах обеспечения безопасности жизнедеятельности. Мы в МЧС также оперируем термином «культура безопасности жизнедеятельности».
То есть человек должен иметь возможность получить всю информацию, необходимую ему для обеспечения его личной безопасности своими средствами, или обратиться за помощью к государству. И то и другое должно быть ему предоставлено.
Приказ МЧС России № 102 от 02.03.17
Об итогах работы по реализации в системе МЧС России Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в 2016 году и задачах на 2017 год по совершенствованию обмена информацией в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
• Совместно со Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (федеральный центр науки и высоких технологий) организовать в 2017 г. разработку, согласование и утверждение в установленном порядке Концепции комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (далее — КСОБЖН), с учетом создания автоматизированной информационно-управляющей системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций нового поколения (далее — АИУС РСЧС-2030) и интеграции АПК «Безопасный город» в информационное пространство единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС) на региональном уровне.
• Начальнику Национального центра управления в кризисных ситуациях организовать работу по внедрению единых стандартов обмена информацией, инновационных технологий и программного обеспечения..., предусматривающую в 2017 г. следующие основные направления: …б) осуществление контроля за бесперебойным функционированием сегментов АИУС РСЧС-2030 на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях, а также оперативного сбора, формирования оперативно-аналитических, плановых, отчетных и статистических материалов о выполнении мероприятий по созданию, внедрению и развитию АПК «Безопасный город» и КСОБЖН в субъектах Российской Федерации в целях их последующей интеграции в АИУС РСЧС-2030
Был ли вам полезен данный материал?

Вопрос номера:
Каким теперь будет
"Безопасный город"?
Герой номера:
Роман Шайхутдинов,
министр информатизации и связи Республики Татарстан
Продукт номера: Носимые видеорегистраторы