ИТС в эпоху перемен
В 2023 году завершился трехлетний цикл внедрения интеллектуальных транспортных систем (ИТС). За это время общий объем финансирования составил более 16,25 млрд руб. – свыше 3,9 млрд в 2021-м, 7,35 млрд – в 2022-м и более 5 млрд в 2023-м. Сейчас транспортная отрасль переживает период трансформации. Профессиональное сообщество ждет обновленные методические рекомендации и стандарты, обсуждает работу в условиях сокращения финансирования и готовится к внедрению ИТС в новых регионах.
Текст: Дмитрий Ольховников, исполнительный директор Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта»
В 2023 году мероприятия по внедрению ИТС проводились в 57 городских агломерациях и в 51 субъекте России. Впервые ИТС начали внедрять в семи регионах: Владимирской, Калининградской, Омской, Челябинской, Ярославской и Липецкой областях, а также в Республике Мордовия. По данным Росавтодора, лидирующие позиции заняли Тюменская, Красноярская, Белгородская, Сочинская, Тульская, Пермская, Сургутская и Казанская агломерации. К 2030 году оснастить интеллектуальными транспортными системами планируется уже 82 городские агломерации, при этом ИТС, внедренные ранее, будут обновляться.
По мнению экспертов форума «Интеллектуальные транспортные системы России. Цифровая эра транспорта», сегодня одной из важных задач является понимание эффективности ИТС, работы оборудования и систем. Подход к реализации программы постоянно эволюционирует. Так, если Методикой оценки и ранжирования локальных проектов предусматривалось внедрение обязательных и опционных подсистем ИТС, то с 2022 года действуют «Методические рекомендации»*, в которых предусмотрены уровни зрелости ИТС. Наличие нескольких нормативных документов, регламентирующих создание и развитие ИТС, привело к появлению модулей и подсистем, имеющих в своей основе различную нормативно-методическую и технологическую базу. «Необходимо понимать, насколько эффективно взаимодействуют подсистемы и модули, внедренные в рамках различных нормативных документов и на разных уровнях технологического развития – как в оперативной среде взаимодействия между рядовыми пользователями подсистем, так и на уровне взаимодействия интеграционной платформы», – отметил исполнительный директор Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Дмитрий Ольховиков.
* «Методические рекомендации по разработке заявок субъектов РФ на получение иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетами субъектов РФ в целях реализации мероприятия «Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек» (Распоряжение Минтранса РФ АК-74-р от 21.03.2022 г.)
Финансирование: затянуть пояса
В 2023 году на внедрение ИТС из федерального бюджета было выделено свыше 5 млрд руб. Однако, по оценкам участников транспортного сообщества, необходимая сумма составляет 8 млрд. Тем не менее на период 2024-2025 годов финансирование значительно сократится. Так, в текущем году выделено 3,15 млрд руб; на 2025 год – порядка 2,7 млрд. Но уже в 2026-м финансирование планируется увеличить – более 8,7 млрд (540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов»). Архангельская, Рязанская, Тверская и Тульская области и республики Чувашия, Чечня, Дагестан получат дополнительное финансирование в размере более 285 млн руб.
Сокращение финансирования из федерального бюджета вызывает серьезные опасения у представителей регионов, так как оно может вызвать снижение показателей, которые составлялись по итогам 2020-2023 годов, в частности, уровень зрелости ИТС. Региональные власти не всегда идут на софинансирование проекта до необходимых значений. В таких случаях замминистра транспорта Дмитрий Баканов рекомендует следующий алгоритм взаимодействия: «Должна быть четко представлена эффективность внедрения этапа. Продемонстрированы качественные изменения в транспортной инфраструктуре – насколько быстрее город поехал, какие новые сервисы появились, как повысилось качество обслуживания. Таким образом появится логическое обоснование регионального участия в развитии и поддержании ИТС, ведь после трехлетнего цикла содержание существующей инфраструктуры в агломерациях по стоимости сопоставимо со стоимостью этапа».
И хорошая новость для городов и агломераций с населением менее 300 тысяч человек. С 2026 года в них также будут внедряться ИТС в рамках нового бюджетного цикла. Для этой категории будут разработаны соответствующие нормы и показатели.
Импортозамещение: ускоренными темпами
В условиях постоянно ужесточающихся антироссийских санкций импортные IT-решения и оборудование в любой момент могут превратиться в неработающие «кирпичи». Перед отраслью ставится задача выйти на полное замещение иностранных продуктов в ближайшие годы. Акцент – не только на создание и внедрение российских решений, разработку необходимых стандартов с учетом требований отечественной нормативной и законодательной баз, но и на их интеграцию на разных уровнях с уже работающей инфраструктурой.
Не стоит игнорировать и откровенные минусы импортного оборудования, ввозимого из дружественных стран – в первую очередь из Китая. Во-первых, это проблема недостоверных характеристик. Представитель компании «Завод экранов» Кирилл Бибаев обращает внимание на явное несоответствие параметров закупаемых в Поднебесной видеоэкранов: «При заявленных характеристиках яркости 6000 кд/м по факту оказывается 4000, а 25 000 кд/м – 18 000». Во-вторых, завышенная стоимость. По информации компании «ОКБ Бурстройпроект», на рынке реализовываются автоматические дорожные метеорологические станции (АДМС) по цене от 1,5 до 4 млн руб. Реальная цена такого оборудования — около 500 тысяч.
Стандартизация: новые векторы
ФАУ «РОСДОРНИИ» в 2023 году закончило работу по сопровождению и утверждению порядка 15 стандартов работы ИТС, которая была начата в 2021-2022 годах. Документы по стандартизации находятся в высокой степени готовности. ИТС внедряются уже три года, и сейчас важно выработать механизмы, чтобы уже «в полях» убедиться, что системы работают и дают клиентоориентированный эффект. В ближайшей перспективе необходима разработка методических рекомендаций, которые будут определять и подтверждать функционирование подсистем в режиме реального времени, в первую очередь детекторов транспорта, подсистем управления светофорами и адаптивного управления.
Председатель технического комитета по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство» Николай Быстров отмечает необходимость дальнейшей работы в области стандартизации ИТС: «Необходимо завершить работу по утверждению перспективной программы стандартизации, изучить международный опыт в части работы экспертов в техническом комитете по стандартизации ИСО. Также в отраслевой повестке появилось новое направление – взаимодействие в области стандартизации в рамках объединения БРИКС. Раньше ставились задачи по стандартизации в рамках Евразийского экономического содружества».
Кейс об оптимизации расходов (и опыте сотрудничества с Ростелекомом)
Галина Долгих, заместитель директора казенного учреждения «Региональный центр безопасности» (Воронежская область)
Бюджет на внедрение ИТС в Воронежской области составил порядка 600 млн руб (федеральные и региональные ассигнования). В рамках создания системы информационной безопасности мы интегрируемся с дополнительными внешними информационными системами – камерами с фото- и видеофиксацией. Соглашения, которые заключают регионы с Министерством внутренних дел, определяют и регламентируют поток информации, который попадает в ИС «Паутина». То, что камеры будут параллельно передавать данные в защищенную сеть ИТС, в МВД нашего региона возражений не вызывает. Благодаря этой интеграции мы используем камеры с фото- и видеофиксацией для получения дополнительной информации о транспортных потоках и тем самым экономим бюджет, не устанавливая дополнительно детекторы.
На территории Воронежской области мы реализовываем ГИС и КИИ одновременно. Оснащение каждого периферийного объекта дополнительными средствами криптографической защиты информации (СКЗИ) обходятся очень дорого. Поэтому совместно с оператором связи Ростелеком мы планируем, что требования к оснащению периферийных объектов СКЗИ войдут в услугу связи. Будет выделен защищенный канал, на одном конце которого будет СКЗИ оператора связи, на другом – Центр организации дорожного движения (ЦОДД). Такое решение позволит сэкономить на закупке шифровального оборудования.
Александр Сёмкин, президент Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта», председатель совета Кластера ГЛОНАСС Орловской области
Технологии с использованием искусственного интеллекта находят широкое применение в различных отраслях экономики. Государство видит в этом стратегическую задачу. Если не брать во внимание этическую сторону вопроса, а здесь уместно вспомнить про Кодекс этики, к которому присоединяются многие российские компании, то очевидно, что искусственный интеллект несет в себе большой потенциал, за ним будущее технологий. Однако стоит упомянуть, что множество решений по искусственному интеллекту все еще базируется на зарубежных платформах. А это прямые риски для всех нас. Но есть и российские разработки. Сегодня перед всеми нами стоит ключевая задача – обеспечить надежность, доверенность и безопасность таких технологий.
Дмитрий Баканов, замминистра транспорта РФ
Развитие современных цифровых технологий в транспортной отрасли является важнейшим направлением деятельности для государства и бизнеса. Минтранс России совместно с регионами и профессиональным сообществом ведет активную работу над созданием единой цифровой транспортно-логистической среды. Реализуются проекты в сфере интеллектуальных транспортных систем, навигации, беспилотного транспорта, кибербезопасности, электронного документооборота. Среди самых известных – система «ЭРА-ГЛОНАСС», навигационные электронные пломбы, государственная информационная система электронных перевозочных документов, ФГИС «Такси», беспилотные логистические коридоры, «цифровые двойники» трасс, ИТС Агломерация. Повышение интеллектуальности существующей транспортной структуры, а также повышение безопасности на транспорте являются одними из приоритетных направлений развития национального транспортного комплекса.
Сергей Тен, координатор партийного проекта «Безопасные дороги» ПП «Единая Россия»
Ситуация в транспортной отрасли напрямую зависит от информационных технологий. Многие регионы сейчас переосмысливают роль цифровых технологий в транспортном комплексе. В это непростое время мы должны отслеживать, как компании решают вопрос с импортозамещением, поэтому перед собственниками автомобильных дорог стоит задача провести диагностику сетей, конкретных дорог и сооружений. Это большая работа, требующая значительных затрат. Минтрансу, Федеральному дорожному агентству, субъектам РФ важно понимать, что делать с объемом данных, как они будут использоваться при проектировании, ремонте и последующей эксплуатации дорог.
Кадры решают все
В современной реальности выросла значимость подготовки и переподготовки специалистов для транспортного комплекса, стимулирование познавательного интереса в области цифровой трансформации и цифровизации. В этом процессе главную роль играют прогрессивные образовательные учреждения. Яркий пример – Центр компетенций интеллектуальных транспортных систем Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта». Эта образовательная и демонстрационная площадка работает уже второй год. На сегодняшний день в Центре прошли курсы и получили удостоверения государственного образца более 100 сотрудников различных управлений из 23 субъектов РФ и представителей профильного бизнеса.
Успешно внедряются актуальные образовательные программы. Так, в Академии дорожного хозяйства РУТ МИИТ студенты познают основы ИТС благодаря специальной программе «Автоматизированные системы маршрутного ориентирования водителей» и курсу «Автоматизированные системы управления транспортными потоками».
Дорожный контроллер «Сигнал»
АО «Информтехтранс»
Предназначен для автоматического и ручного переключения сигналов светофоров и символов управляемых дорожных знаков на локальных и входящих в систему координированного управления дорожным движением на перекрестках. Управление контроллером возможно из центрального аппаратно-программного комплекса, в диспетчерском и автономном режимах. Прибор рассчитан на непрерывную круглосуточную работу в стационарных условиях на открытом воздухе и может быть связан с дополнительными модулями для подключения детекторов транспорта различных типов и производителей по средствам дискретных входов-выходов.
Дорожный контроллер Smartlight ИС1В3
ООО «Аркона»
Обеспечивает любую схему организации движения на перекрестке. Может работать как отдельное устройство, так и в составе распределенной системы управления светофорным объектом с помощью изолированного RS485 интерфейса, либо по оптическим и радиоканалам связи (при установке соответствующих адаптеров).
Контроллер проводит сбор и передачу на удаленный сервер данных: состояния нагрузок; состояния питающей сети; потребляемой мощности; текущем режиме работы; попыток несанкционированного доступа на объект.
Связь с контроллером осуществляется по интерфейсу USB, RC232, RS485, UART (в зависимости от конфигурации и модификации).
Детектор транспортного потока «Смартроад»
ООО «Сорб Инжиниринг»
Осуществляет круглосуточный мониторинг основных параметров дорожного движения: интенсивности движения, средней скорости, состав и плотности транспортного потока, длины очереди, интервала между транспортными средствами и др. Оснащен антенной с самым широким горизонтальным углом обзора среди радаров серии TMS.13 – 120⁰. В зависимости от конфигурации может использоваться как в режиме приближающихся, так и удаляющихся объектов. Идеально подходит для применения в составе автоматизированных систем мониторинга и управления на скоростных автомагистралях и для больших перекрестков.
Детектор способен одновременно отслеживать до 256 движущихся и стационарных объектов в зоне контроля, максимальная дальность обнаружения ТС ограничивается дистанцией 350 м.
Программа для моделирования транспортного спроса TransNet
ИСА РАН
Предназначена для прогноза автомобильных и пассажирских потоков в транспортных сетях на основе математического моделирования. Объектом моделирования может служить как транспортная система крупного города или городской агломерации, так и дороги федерального или регионального уровней, в том числе платные.
Обеспечивает ввод графа транспортной сети, системы районов прибытия и отправления, а также маршрутов общественного транспорта.
Есть графический редактор схем поворотов, всплывающие контекстные меню объектов. Встроенная система автоматического определения параметров дуг и схем поворотов во многих случаях позволяет сильно уменьшить работу по вводу сети.
Интеллектуальный навигационный терминал АСН «ГОРИЗОНТ А-2.3.1»
ГК «Навигатор»
Аппаратура спутниковой навигации предназначена для установки на подвижных объектах (легковых и грузовых автомобилях, самоходной строительной и иной технике) в составе систем спутникового слежения. АСН обеспечивает автоматическое определение географических координат объекта и передачу информации на сервер системы слежения. Эксплуатируется при температуре воздуха от -40°С до +85°С и относительной влажности воздуха не более 93% при температуре +40°C.
ПО «Центр управления содержанием автомобильных дорог» (ЦУСАД)
АО «Минимакс-94»
Специализированная информационная платформа, позволяющая разработать эффективную стратегию содержания автомобильных дорог. Анализирует и осуществляет прогнозы на основе данных, собранных в течение 15 лет. Работает с любыми операционными системами и браузерами. Есть десктоп- и мобильная версии. Модуль поддержки принятия решений на основе ИИ дает рекомендации, исходя из локальных данных: учитывает информацию о состоянии дорожного покрытия, типе противогололедного материала и нормах его использования.
Дорожный контроллер «Поток»
ООО «СпецДорПроект»
Предназначен для автоматического и ручного переключения сигналов светофоров и символов управляемых дорожных знаков как на отдельных, так и на перекрестках, входящих в систему координированного управления дорожным движением.
Управление контроллером возможно: из центрального аппаратно-программного комплекса в режиме координированного управления; в диспетчерском режиме; в сетевом адаптивном режиме по данным с детекторов транспорта, входящих в зону управления; в автономном режиме по заданным программам; в локальном адаптивном режиме на основании данных с детекторов транспорта. Конфигурации: от 2 до 32 направлений.
Передвижная дорожная лаборатория RDT-line для создания цифровых пространственных моделей автомобильных дорог АО «СНПЦ РДТ» (РОСДОРТЕХ)
От передвижных лабораторий прошлых поколений комплекс RDT-Line отличается наличием новейших систем, позволяющих сформировать цифровую пространственную модель автомобильной дороги («цифровой двойник») для более полной и глубокой оценки ее транспортно-эксплуатационных показателей.
Комплект оборудования и программного обеспечения позволяет измерять длину пройденного пути и базисов, определять географические координаты, определять планово-высотное положение объектов с построением 3D-модели объектов в виде облака точек, вычислять линейные размеры объектов по изображению при видеосъемке и сканировании, измерять геометрические параметры автомобильных дорог и расстояния видимости в продольном профиле, получать информацию о геометрических параметрах горизонтальной дорожной разметки, определять параметры шероховатости дорожного покрытия, контролировать уровень освещенности дорожного покрытия и многое другое.
Цифровая платформа RITM3
ООО «Симетра Групп»
Экосистема для управления транспортной системой агломерации, региона, промышленного объекта. Работает на различных ОС, включая Astra Linux. Легко встраивается в ИТС и включает в себя разные уровни моделирования и интеграцию с реальными данными в режиме реального времени.
Ключевые преимущества: транспортное планирование и моделирование, интеллектуальные транспортные системы, транспортно-логистические системы. Единая база взаимосвязанных данных и кроссплатформенный доступ с понятным и удобным интерфейсом пользователя, импорт моделей и настроек алгоритмов Visum.
Система мониторинга состояния дороги и дорожной инфраструктуры «СКАНДОР»
ООО «К-Софт»
Обеспечивает мониторинг и оценку текущего технического состояния дорожного покрытия. Решает вопросы экспресс-контроля и оценки качества содержания дорог, совмещая невысокую себестоимость работ с высокой степенью автоматизации за счет использования технических средств.
Перечень детектируемых дефектов:
- продольные/поперечные трещины, сетка трещин, выбоины/ямы/проломы, истертость разметки;
- сбор и обработка данных о дефектах и повреждениях дорожного покрытия;
- передача данных внешним подсистемам ИТС и службам содержания дорог;
- настраиваемые параметры обработки;
- автоматическая обработка видео с возможностью ручного подтверждения оператором.
Фото - freepik.com