Безопасность начинается с закона
С 1 марта 2024 года вступает в силу Федеральный закон № 107-ФЗ, который закрепит ряд изменений в 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Так, термин «авиационная безопасность» заменят на «транспортная безопасность». Что может привести к большим сложностям в ходе проведения очередной проверки со стороны Международной организации гражданской авиации (ИКАО). При этом за рамками работы по корректировке законодательства до сих пор остается целый ряд актуальных инициатив. К такому выводу пришли участники заседании Комитета по транспортной (авиационной) безопасности Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации.
Текст: Татьяна Сазонова
Исключить нельзя оставить
Принятый, но еще не вступивший в силу закон 107-ФЗ исключает дублирование процедур авиационной и транспортной безопасности. Из Воздушного кодекса РФ уберут статьи об авиационной безопасности, ее обеспечение будет регулироваться законом «О транспортной безопасности».
Закон 107-ФЗ призван способствовать упрощению процедур и сокращению бюрократии в сфере авиационной и транспортной безопасности, что сэкономит время, затрачиваемое на прохождение различных проверок и контрольных мероприятий. Однако устранение такого дублирования может привести к недостаточной координации между различными службами, что, возможно, вызовет проблемы в управлении безопасностью.
Международная организация гражданской авиации устанавливает стандарты безопасности для гражданской авиации, которые во всем мире учитываются при разработке национальных законов в области авиационной безопасности. Эти стандарты безопасности создаются для следующих направлений:
– воздушных судов: конструкции, оборудования и эксплуатации воздушных судов;
– аэропортов: требования к инфраструктуре, обслуживанию и безопасности полетов;
– полетов: требования к пилотированию, навигации и общим процедурам полетов;
– обучения и лицензирования персонала гражданской авиации.
Мнение отраслевого сообщества было озвучено на заседания Комитета по транспортной (авиационной) безопасности Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации: нормы ИКАО не должны выпадать из измененного законодательства. Авиация сталкивается с уникальными операционными рисками, такими как пилотирование, аэронавигация, метеорологические условия, которые требуют специализированных подходов к безопасности. Техника и оборудование имеют свои особенности, которые необходимо учитывать при обеспечении безопасности полетов. Поэтому авиационная безопасность требует специального внимания и регулирования.
Перемены, которые нужны
Для эффективного обеспечения авиационной безопасности, по мнению отраслевого сообщества, необходимо разработать и внедрить новые нормативные документы.
- Отраслевые стандарты по авиационной безопасности в свете 11-й поправки Приложения № 17 Чикагской конференции ИКАО «Безопасность защиты международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства».
- Положение о полномочном органе по авиационной безопасности.
- Положение о национальном комитете по авиационной безопасности.
- Государственную программу авиационной безопасности и гражданской авиации и ввести механизм бюджетного финансирования службам авиационной безопасности. Государственную программу по контролю системы качества в области авиационной безопасности в аэропортах гражданской авиации.
- Государственную программу качества профессиональной подготовки авиационного персонала, обеспечивающего безопасность гражданской авиации.
- Методики категорирования и оценки уязвимости объектов инфраструктуры воздушного транспорта по системам потенциальной опасности.
- Комплекс нормативной правовой документации, регламентирующий отраслевую систему качества непрерывной подготовки и аттестации авиационного персонала.
Кроме того, необходимо разработать профессиональные стандарты для сотрудников сил транспортной безопасности аэропортов. Также нужны стандартные эксплуатационные процедуры по выявлению в процессе предполетного досмотра скрытно размещенных в ручной клади и багаже, грузах и почтовых отправлениях жидких взрывчатых веществ. Важным вопросом является стандартно-техническое обеспечение аэропортов современной аппаратурой и порядок финансирования из бюджетных средств её приобретения и установки.
Новые вызовы: биологические и ложные угрозы
2023 год в отрасли гражданской авиации отмечен высокотехнологичными вызовами и рисками в условиях геополитических конфликтов – атаки беспилотников, киберугрозы, терроризм. В 2024 году актуальной станет еще и тема биологических угроз: БВС могут оказаться носителями взрывчатых, опасных химических, биологических веществ. Поэтому возникает потребность в технических средствах, позволяющих детектировать опасные вещества в ходе досмотра и предотвратить такие ситуации.
Нуждается в изменениях и нормативная база, регулирующая обеспечение транспортной и авиационной безопасности: химическая и биологическая угрозы, по мнению отраслевого сообщества, нуждаются в отдельных статьях закона. А также – в регулярном обучении членов экипажа и персонала аэропорта по распознаванию признаков возможного контакта с опасными биологическими веществами, методам предотвращения заражения и действиям в случае обнаружения подозрительных веществ.
Еще одна проблема – ложные угрозы: каждый аэропорт страны сталкивался с ней хотя бы раз. «Лидер» по количеству ложных сигналов об опасности – Шереметьево. Злоумышленники действуют изощренно: порой звонят не в российские аэропорты, а в те, которые должны принять наши самолеты. Также часто сообщают, что на борту воздушного судна находится взрывчатое вещество, а борт при этом находится в полете.
Ложные угрозы останутся актуальной «повесткой» в ближайшее время и будут представлять серьезную репутационную проблему для безопасности авиации, так как могут подорвать доверие общества к системам безопасности в авиации.
Вадим Волков, президент Ассоциации «Аэропорт» ГА
Главная проблема безопасности воздушного транспорта связана с предотвращением актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Необходимо привести существующую систему обеспечения авиационной безопасности в России и странах СНГ в соответствие с новыми стандартами Международной организации гражданской авиации и с требованиями международных организаций-эксплуатантов в данной области.
Важная задача – обоснование численности личного состава и технической оснащенности службы авиационной безопасности, разработка методики оценки затрат ресурсов и их распределения по задачам системы авиационной безопасности. Необходимо направить все имеющиеся ресурсы на управление безопасностью авиаперевозок гражданской авиации.
Александр Невзоров, советник АО «Шереметьево-Безопасность»
В условиях проведения специальной военной операции на Украине и военных действий на Ближнем Востоке угрозы увеличиваются. Это видно на примере работы аэропорта «Шереметьево»: каждый день у того или иного пассажира в ходе предполетного досмотра обнаруживаются патроны, гранаты и другое военное имущество. В ходе разбирательства пассажиры заявляют, что везут эти предметы в качестве сувениров. Но в современной ситуации этих «сувениров» становится все больше и больше, и на это надо обратить внимание.
Хочется в очередной раз обратить внимание на терминологию. Транспортная и авиационная безопасность – разные понятия, но слово «авиационная» постепенно вытесняется и может быть вообще упразднено, в том числе и в документах. Это может привести к большим сложностям в ходе проведения очередной проверки со стороны ИКАО – для этой организации существует только понятие авиационной безопасности. Тем более что в данном случае узаконенный на международном уровне термин «авиационная безопасность» был в свое время предложен именно Россией.
Владимир Черток, советник руководителя Ространснадзора
Возникают новые угрозы и риски для региональной безопасности, затрагивающие и авиацию. Состоялось заседание рабочей группы по авиационной безопасности при главах государств Евразийского экономического союза. Также прошло очередное заседание рабочей группы официальных экспертов по разработке нового глобального плана ИКАО по авиационной безопасности. В нашей стране ИКАО в 2019 году проводила проверку обеспечения авиационной безопасности, в том числе в аэропортах «Шереметьево» и «Пулково». Результаты оказались успешными, Россия здесь в пятерке мировых лидеров.
Что касается терминологии в изменениях законодательства, то, как говорится, из песни слова не выкинуть. В соответствующих подзаконных актах, в постановлениях правительства, в других нормативных документах для термина «транспортная безопасность» в авиационном транспорте обязательно должен быть синоним «авиационная безопасность». Это будет соответствовать требованиям ИКАО.
Фото - Ространснадзор, freepik.com