Инвестиционные проекты в транспортной отрасли
Федеральные расходы на госпрограмму «Развитие транспортной системы» на 2024-2026 годы, по данным Sherpa Group, увеличатся с 1,32 трлн рублей в 2023 году до 1,57 трлн в 2026‑м. Без учета нацпроектов в 2024 году на мероприятия госпрограммы потратят 695 млрд рублей, в 2025 – 698 млрд и в 2026 – 797 млрд. Наибольший объем средств предназначен для транспортной инфраструктуры (от 617 млрд рублей в 2024 году до 726 млрд в 2026-м). Почти две трети их них придутся на автодороги: в 2024 – 412,4 млрд рублей, в 2025 – 390,2 млрд и в 2026 – 472,3 млрд.
Текст: Екатерина Кобиц
Государство, двигаясь в рамках стратегии «12 экономических приоритетов», демонстрирует новый курс России – выстраивание устойчивой логистической независимости. Согласно информации Минэкономразвития, предполагается формирование новых транспортно-логистических коридоров, ускорение строительства экспортной трубопроводной инфраструктуры, расшивка портовой инфраструктуры. Выполнение данных планов должно привести к росту грузопотоков к 2030 году по азово-черноморскому направлению на 56,7%, по маршруту север – юг – на 105%, по восточному направлению – на 56%, по Севморпути – в 4,3 раза, а также переориентации с запада на восток 50 млрд куб. м газа и 60 млн тонн нефти.
В 2024 году фокус направлен на развитие новых транспортных точек, которые способны помочь России переориентировать свои поставки на восток. Об этом говорит, например, комплексное развитие Мурманского транспортного узла, морских и речных объектов в Сибири и на Дальнем Востоке. А также целой серии аэропортов в восточных и северных частях страны.
Очевиден и дальнейший уклон в сторону развития внутреннего туризма, который также двигается в рамках программы, утвержденной постановлением Правительства от 24 декабря 2021 года № 2439. На подходе – введение в эксплуатацию целой серии крупных аэропортов, в том числе и в регионах, рассматриваемых как привлекательные для туристов. Среди них – воздушные гавани в Махачкале, Грозном, Геленджике.
Значительные суммы бюджетных средств направлены на дальнейшую модернизацию автомобильных артерий России. В частности, большое внимание уделено федеральным трассам и крупным дорожным проектам – таким как скоростные дороги, которые будут способствовать и развитию туризма, и усовершенствованию логистических поставок грузов.
Основой развития транспортной системы РФ становится и ее безопасность в условиях внешней угрозы. Именно поэтому при осуществлении подобных проектов большое внимание уделяется техническим средствам безопасности. Журнал RUБЕЖ проанализировал, какие системы безопасности могут потребоваться в процессе строительства или модернизации запланированных в программе объектах.
Железная дорога
Системы безопасности, необходимые на объекте (по данным проектных институтов и генеральных подрядчиков):
- мониторинг передвижения поездов;
- системы определения степени наполнения грузовых вагонов и пр.;
- системы видеонаблюдения;
- комплексные локомотивные устройства безопасности (контроль скорости, движения, местонахождения);
- системы обеспечения безопасности тягового подвижного состава;
- металлодетекторы;
- охранно-тревожные сигнализации;
- пожарные сигнализации;
- системы громкоговорящей связи и оповещения;
- радиоволновые средства обнаружения, радиолучевые средства обнаружения.
Проект «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (Краснодарский край)»
Строительство железнодорожных парков и развитие железнодорожной станции «Новороссийск» Северо-Кавказской железной дороги
Заказчик – ФКУ «Ространсмодернизация»
Поставщик – АО «Бамтоннельстрой-Мост»
Бюджетные ассигнования – более 3,6 млрд руб. (ФКУ «Ространсмодернизация»)
Общая стоимость – более 14,8 млрд руб.
Ввод в эксплуатацию – 2024 год
Предусмотрено строительство: железнодорожных путей общей протяженностью более 30 км, возведение ж/д мостов, путепровода, приемо-отправочного ж/д парка Б на 25 путей, второй линии главного пути на участке между железнодорожным парком Нижний и блокпостом Кирилловский (парк Б) общей протяженностью 5,6 км, искусственных сооружений – 18 шт.
Переустройство русла реки Цемес протяженностью 2,4 км, а также коммуникаций, депо.
Системы безопасности, необходимые на объекте (по данным проектных институтов и генеральных подрядчиков):
- автоматическая система контроля и управления движением поездов;
- системы видеонаблюдения;
- охранно-тревожные сигнализации;
- системы аварийного торможения;
- системы автоматического пожаротушения;
- радиолокационные системы охраны;
- автоматические радарно-оптические комплексы;
- тепловизоры;
- комплексы технических средств охраны (КТСО) объектов шельфового и морского базирования;
- устройства для комплексного обеспечения безопасности железнодорожных грузовых перевозок;
- средства сканирования контейнеров и грузов;
- системы связи и координации;
- системы обнаружения инцидентов.
Комплексное развитие Мурманского транспортного узла
Заказчик – ФКУ «Ространсмодернизация»
Генпроектировщик – АО «Институт «Стройпроект»
Строительно-монтажные работы – ОАО «РЖД»
Бюджетные ассигнования – более 15,6 млрд руб. (ФКУ «Ространсмодернизация»)
Общая стоимость работ – более 37,7 млрд руб.
Ввод в эксплуатацию – 2024 год
Предусмотрено строительство: трех новых ж/д станций; гл. пути на участке между ст. Выходной и ст. Лавна; иск. сооружений – 137 штук (6 ж/д мостов, 1 ж/д путепровод, объекты для автотранспорта и т. д); станционных путей.
Реконструкция: одной ж/д станции.
Аэропорты
Системы безопасности, необходимые для аэропортов (по данным проектных институтов и генеральных подрядчиков):
- видеонаблюдение, системы контроля доступа и предотвращения несанкционированного доступа;
- системы связи и координации;
- автоматические системы управления электроснабжением;
- датчики движения и зонирования для обнаружения несанкционированного доступа;
- рентгеновские сканеры для проверки багажа и грузов;
- металлодетекторы;
- систем противопожарной сигнализации и противопожарных средств;
- системы управления полетами для координации движения воздушных судов;
- системы обнаружения взрывчатых и химических веществ;
- мониторинг качества воздуха внутри терминалов и других зданий;
- системы мониторинга погодных условий;
- тепловизоры и инфракрасные системы;
- системы контроля обработки воздушных судов.
«Строительство аэропортового комплекса «Мирный» (г. Мирный, Республика Саха (Якутия)
Заказчик – ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»
Застройщик – ФКУ «Ространсмодернизация»
Генпроектировщик – АО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект»
Генподрядчик – АО «АНТ ЯПЫ САНАЙИ ВЕ ТИДЖАРЕТ АНОНИМ ШИРКЕТИ»
Бюджетные ассигнования – более 2,3 млрд руб. (ФКУ «Ространсмодернизация»)
Общая стоимость – более 20 млрд руб. (часть средств от АК «АЛРОСА»)
Ввод в эксплуатацию – 2024 год
Предусмотрено строительство: искусственной взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, перрона на 18 МС, площадки ПОЖ, устройств системы светосигнального обеспечения, патрульной дороги, очистных сооружений ливневого стока, аварийно-спасательной станции, командно-диспетчерского пункта и радиомаячной системы.
Реконструкция и строительство аэропорта Грозный – «Северный» (г. Грозный, Чеченская Республика)
Заказчик – ФКУ «Ространсмодернизация»
Генподрядчик – ООО «Смарт Констракшн»
Генпроектировщик – ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект»
Бюджетные ассигнования – более 4,5 млрд руб. (ФКУ «Ространсмодернизация»), более 6 млрд руб. (Минтранспорта и связи Чеченской Республики, ГУП «Интерсеть»)
Общая планируемая стоимость – более 14 млрд руб.
Ввод в эксплуатацию – 2024 год (6 этапов строительства). Полное завершение работ – 2025 год)
В результате: 8 зданий и сооружений для обслуживания аэродромной части.
Предусмотрено строительство: взлетно-посадочной полосы с искусственным покрытием, перронов, объектов управления воздушным движением и радиотехнического обеспечения полетов, очистных сооружений; аварийно-спасательной станции, командно-диспетчерского пункта.
Устройство: водосточно-дренажной системы, светосигнального оборудования, системы электроснабжения, патрульной дороги и периметрового ограждения, оснащенного техническими средствами охраны.
Модернизация: аэровокзального комплекса с новым пассажирским терминалом.
«Строительство аэропортового комплекса (г. Бодайбо, Иркутская область)»
Заказчик – ФКУ «Ространсмодернизация»
Генподрядчик – АО «РОТЕК»
Бюджетные ассигнования – более 3,5 млрд руб. (ФКУ «Ространсмодернизация»)
Общая стоимость – более 7 млрд руб.
Ввод в эксплуатацию – 2025 год
Предусмотрено строительство: искусственной взлетно-посадочной полосы (+ удлинение ВПП), рулежной дорожки, перрона, очистных сооружений поверхностного стока, трансформаторных подстанций, дизельных электростанций, аварийно-спасательной станции с командно-диспетчерским пунктом, учебно-тренировочного полигона, контрольно-пропускного пункта, патрульной автомобильной дороги, строительство перемещения Аэродромного радиолокационного комплекса (АРЛК «Лира-А10»).
Устройство: площадок под метеооборудование, периметрового ограждения с техническими средствами охраны.
«Строительство и реконструкция аэропортового комплекса «Игнатьево» (г. Благовещенск, Амурская область)»
Заказчик – ФКУ «Ространсмодернизация»
Генподрядчик – ООО ПИ «Красаэропроект»
Бюджетные ассигнования – более 3,1 млрд руб. (ФКУ «Ространсмодернизация»),
Общая стоимость работ – более 11,9 млрд руб.
Ввод в эксплуатацию – 2025 год. Полное завершение работ – 2026 год
Предусмотрено строительство: искусственной взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, мест стоянок воздушных судов, площадки ПОЖ, патрульной дороги, объектов УВД, аварийно-спасательной станции, очистных сооружений.
Установка и устройство: ВДС, светосигнального оборудования, ограждений, электроснабжения и т. д.
«Реконструкция аэропортового комплекса г. Геленджик»
Заказчик – ФКУ «Ространсмодернизация»
Генподрядчик – ООО «Дорожная Строительная Компания»
Бюджетные ассигнования – более 1,9 млрд руб. (ФКУ «Ространсмодернизация»).
Общая стоимость работ – более 6,1 млрд руб.
Завершение работ – 2024 год. Ввод в эксплуатацию – 2025 год
Предусмотрено строительство: рулежной дорожки, перрона, насосной станции дождевых стоков, водостночно-дренажной сети, патрульной дороги, глубоководного выпуска.
Установка: периметрового ограждения контролируемой зоны аэропорта, электроснабжения, светосигнального оборудования, очистных сооружений, технического обслуживания и электроосвещения перрона.
«Реконструкция аэропортового комплекса (г. Мурманск)»
Заказчик – ФКУ «Ространсмодернизация»
Генподрядчик – АО «Промстройсервис»
Генеральный проектировщик: АО «Институт «Стройпроект»
Бюджетные ассигнования – 1,5 млрд руб. (ФКУ «Ространсмодернизация»)
Общая стоимость работ – 4,1 млрд руб.
Ввод в эксплуатацию – 2024 год
Строительство в три этапа: трансформаторных станций, патрульной дороги, аварийно-спасательной станции, новой дороги для спецтранспорта, противопожарных резервуаров, повысительной насосной станции, КНС бытовых стоков, выделение отдельной полноценной площадки обработки противообледенительной жидкостью.
Устройство и реконструкция: периметрового ограждения аэропорта с ТСО, системы светосигнального оборудования с учетом проектируемых огней и аэродромных знаков, системы дистанционного управления светосигнальным оборудованием.
Реконструкция аэропорта «Уйташ» (г. Махачкала, Республика Дагестан)
Заказчик – ФКУ «Ространсмодернизация»
Застройщик объекта – ФГУП «Администрация гражданских аэропортов»
Генеральный подрядчик – АО «Мостоотряд-99»
Генпроектировщик – ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект»
Бюджетные ассигнования – более 4 млрд руб. (ФКУ «Ространсмодернизация»)
Общая стоимость работ – более 13 млрд руб.
Ввод в эксплуатацию – 2026 год. Полное завершение работ – 2028 год
Предусмотрено строительство: искусственной взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, комплекса для обработки противообледенительной жидкостью; здания основной аварийно-спасательной станции (ОАСС); здание стартовой аварийно-спасательной станции (САСС), патрульной дороги.
Реконструкция: рулежных дорожек, перрона на 8 мест стоянки ВС, очистительных сооружений.
Установка: светосигнального оборудования, метеооборудования, периметрового ограждения, трансформаторных подстанций.
Реконструкция аэропортового комплекса «Талаги» (г. Архангельск)
Заказчик – ФКУ «Ространсмодернизация»
Генеральный подрядчик – АО «Монолитное Строительное Управление-1» («МСУ-1»)
Генпроектировщик – ЗАО «Фирма «Техника»
Введение в эксплуатацию – 2024 год
Бюджетные ассигнования – 2,3 млрд руб. (ФКУ «Ространсмодернизация») – 1-й этап
Общая стоимость работ – более 8 млрд руб.
Ввод в эксплуатацию – 2024 год
Предусмотрено строительство: аварийно-спасательной станции, патрульной дороги, очистных сооружений, насосных станций, подъездных дорог.
Реконструкция: взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, водосточно-дренажной системы.
Установка: светосигнального оборудования, внутриплощадочных сетей связи, метеооборудования, периметрового ограждения.
Морские и речные объекты
Морские порты
Системы безопасности, необходимые в портах (по данным проектных институтов и генеральных подрядчиков):
- камеры контроля и наблюдения;
- системы контроля доступа, биометрическая идентификация, пропускные пункты для транспортных средств и пешеходов;
- использование датчиков движения, тепловых датчиков, датчиков взлома, а также систем сигнализации для обнаружения инцидентов безопасности;
- охранная сигнализация и видеодомофоны;
- системы инженерной защиты периметра и прилегающей акватории;
- интегрированная система охраны портовых средств.
Реконструкция береговых сооружений автомобильно-железнодорожного паромного сообщения «Ванино-Холмск» в морском порту Холмск (Сахалин)
Заказчик – ФКУ «Ространсмодернизация»
Застройщик – ФГУП «Росморпорт»
Генпроектировщик – ООО «ПриМорПроектБюро»
Генеральный подрядчик – ФГБУ «Морспасслужба»
Бюджетные ассигнования – более 400 млн руб. (ФКУ «Ространсмодернизация»)
Общая стоимость работ – более 2,4 млрд руб.
Ввод в эксплуатацию – 2024 год
Планируемый ремонт: комплексный ремонт здания ЦПУ № 2.
Устройство: верхнего строения причала № 1, системы водопровода паромного комплекса, систем автоматизации паромного комплекса, разворотной площадки.
Монтаж: систем пожаротушения.
Модернизация: подъемно-переходного моста, противовесов и подъемных механизмов, причала № 14 с удлинением пирса, причала № 14а и мостовых переходов.
Ремонт: технологических зданий морского устоя и соединительной эстакады.
Реконструкция объектов инфраструктуры порта Петропавловск-Камчатский (причалы № 9 и № 10 в морском порту Петропавловск-Камчатский)
Заказчик – ФКУ «Ространсмодернизация»
Генеральный подрядчик – АО «РОТЕК»
Бюджетные ассигнования – более 166 млн руб. (ФКУ «Ространсмодернизация»)
Общая стоимость работ – более 1,3 млрд руб.
Ввод в эксплуатацию – 2024 год
Предусмотрено устройство: лицевой стенки причала, крановых путей, верхнего строения, установка швартовных тумб, отбойных устройств, инженерных сетей и покрытия причала.
Демонтажные работы.
Гидроузлы и гидротехнические сооружения
Системы безопасности, необходимые на гидротехнических объектах (по данным проектных институтов и генеральных подрядчиков):
- радиостанции и световые сигналы;
- системы организации управления;
- системы управления для регулирования движения судов;
- радары;
- аварийные сигналы и сигнальные устройства;
- системы охраны;
- видеокамеры.
«Строительство Багаевского гидроузла на р. Дон». Объекты 2-го этапа (основного периода)
Заказчик – ФКУ «Ространсмодернизация»
Генеральный подрядчик – АО «Стройтрансгаз»
Бюджетные ассигнования – более 10,4 млрд руб. (ФКУ «Ространсмодернизация»)
Общая стоимость работ – более 35 млрд руб.
Ввод в эксплуатацию – 2024 год
Строительство: водосбросной плотины длиной 288 м с рыбопропускным шлюзом, судоходного шлюза, земляной плотины с водоспуском, рыбоходно-нерестового канала (РНК), объектов производственного, служебно-технического и вспомогательного назначения, поселка эксплуатационников, строительство 31-й дамбы.
Устройство: входного оголовка и головного регулятора.
Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений и водных путей Енисейского бассейна. Модернизация Симоновских ремонтно-механических мастерских в г. Енисейск
Заказчик – ФКУ «Ространсмодернизация»
Генеральный подрядчик – АО «Промстройсервис»
Бюджетные ассигнования – более 1 млрд руб. (ФКУ «Ространсмодернизация»)
Общая стоимость работ – более 1,7 млрд руб.
Ввод в эксплуатацию – 2024 год
Строительные работы: дноуглубительные, отсыпка выправительного сооружения.
Поставка речных навигационных буев и огней, системы мониторинга СНО.
Строительство Нижегородского низконапорного гидроузла
Реконструкция судоходных шлюзов 15-16 Городецкого гидроузла, включая строительство дополнительной камеры шлюза и создание судоходного канала от г. Городец до г. Нижний Новгород
Заказчик – ФКУ «Ространсмодернизация»
Генеральный подрядчик – АО «Монолитное строительное управление-1»
Проектировщик – ГК ЦЭИ
Бюджетные ассигнования – более 8 млрд руб. (ФКУ «Ространсмодернизация»)
Общая стоимость работ – более 32 млрд руб.
Планируемый ввод в эксплуатацию – 2024 год, полное завершение работ – 2025-2026 годы
Дноуглубительные работы: в нижнем подходном канале Городецкого гидроузла, на участке ВВП от 854,5 км до 895,0 км по Атласу ЕГС, до проектной глубины 4,5 м.
Строительство: в нижнем подходном канале второй камеры шлюза № 15а докового типа, со сплошным водонепроницаемым железобетонным флютбетом, жестко связанным со стенами камеры, нижней головы камеры шлюза № 15а, изготовление и установка нижних двустворчатых ворот, монтаж механического оборудования
Формирование и крепление: откоса оградительной земляной дамбы №10, реконструкция нижней головы шлюза №15, демонтаж левой причальной направляющей палы нижнего подходного канала Городецкого гидроузла.
Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидросооружений Беломоро-Балтийского канала. 4 (Четвертый) этап. Шлюзы № 2, 14, Плотина № 23
Заказчик – ФКУ «Ространсмодернизация»
Генеральный подрядчик – АО «Акватик»
Выполнение работ – ООО «Пелискер»
Бюджетные ассигнования – более 1,5 млрд руб. (ФКУ «Ространсмодернизация»)
Общая стоимость работ – около 3 млрд руб.
Ввод в эксплуатацию – 2024 год.
Планируется: реконструкция механического оборудования, бетонных конструкций голов и плит королей шлюзов, электротехнического оборудования и средств связи, вспомогательных зданий и сооружений, контрольно-измерительной аппаратуры, пришлюзовых площадок и подъездной дороги к шлюзу № 14, водосливной части плотины, устоев плотины, аварийного водосброса в теле дамбы № 62.
«Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции объектов инфраструктуры канала имени Москвы». Реконструкция гидроузла № 2» и реконструкция канала № 294
Заказчик – ФКУ «Ространсмодернизация»
Генеральный подрядчик – ООО «Посол Ланкон» и ООО «АльмакорГруп»
Бюджетные ассигнования – 471 млн рублей и 100 млн руб. (ФКУ «Ространсмодернизация»)
Общая стоимость работ по реконструкции всех объектов канала к 2024 году – около 20 млрд руб.
Ввод в эксплуатацию – 2024-2027 годы
Реконструкция: бетонных стен камеры, голов шлюза
Обновление: контрольно-измерительной аппаратуры
Автомобильные дороги
Системы безопасности, необходимые на трассах (по данным проектных институтов и генеральных подрядчиков):
- сигнальные системы;
- светофоры и светоотражающие устройства;
- камеры видеонаблюдения и системы контроля скорости;
- системы оповещения об авариях;
- системы управления перекрытием трасс;
- системы сбора и анализа данных о дорожном движении;
- радары.
Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги А-106 Рублево-Успенского шоссе
Заказчик – ФКУ «Центравтомагистраль»
Генеральный подрядчик – ООО «ДСК»
Бюджетные ассигнования – более 603 млн руб.
Общая стоимость работ – более 2,5 млрд руб.
Ввод в эксплуатацию – 2024 год
Строительство: искусственных сооружений – 5 мостов, 4 транспортных развязок, 4 путепроводов и эстакады, разворотной петли.
Установка: светофорного регулирования, средств технической безопасности.
Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги А-118 Кольцевая автомобильная дорога вокруг г. Санкт-Петербурга
Заказчик – ФКУ УПРДОР «Северо-Запад»
Генеральный подрядчик – ООО «Северо-Западная энергоресурсная компания»
Бюджетные ассигнования – более 5,9 млрд руб.
Общая планируемая стоимость – более 200 млрд руб.
Ввод в эксплуатацию – 2027 год (планируемый)
Строительство: скоростного четырехполосного кольцевого маршрута.
Установка: систем безопасности, светофоров, экранов.
Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-5 «Урал» Москва – Рязань – Пенза – Самара – Уфа – Челябинск
Заказчик – ФКУ «ПОВОЛЖУПРАВТОДОР»
Бюджетные ассигнования – более 20,4 млрд руб.
Срок завершения работ: до 2028 года
Строительство (на очередном этапе): около 130 км дорог в обход населенных пунктов
Расширение: полос на 23 км дорог.
Установка технических средств безопасности.
Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-22 «Каспий» автомобильной дороги М-4 «Дон» – Тамбов – Волгоград – Астрахань
Заказчик: ФКУ УПРДОР «Москва-Волгоград
Бюджетные ассигнования – более 8,9 млрд руб.
Срок завершения работ: до 2025 года
Строительство: 8 км 4-полосной федеральной трассы в обход Волгограда с барьерными ограждениями и площадками отдыха для большегрузного транспорта, скоростных съездов и клеверной развязки с федеральной трассой Волгоград – Ростов.
Ремонт: искусственных сооружений
Обустройство автомобильной дороги
Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-7 «Волга» Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Уфа
Заказчик – ФКУ УПРДОР «ПРИУРАЛЬЕ»
Генподрядчик – «Дортрансстрой»
Бюджетные ассигнования – более 52 млрд руб.
Полное завершение работ – к 2026 году
Реконструкция: дороги в Нижегородской области, трех участков автодороги в Володарском районе и городском округе Дзержинск, дороги с 168-го по 185-й км в Волгоградской области и т.д.
Строительство: нового моста на обходе Нижнекамска и Набережных Челнов, трассы в обход Нижнекамска и Набережных Челнов протянется на 81 км, участка федеральной трассы М-7 «Волга» протяженностью 65 км.
Установка: новых знаков, разметок, освещения.
Строительство и реконструкция автомобильной дороги А-289 Краснодар – Славянск-на-Кубани – Темрюк, автомобильной дороги А-290 Новороссийск – Керчь
Заказчик – ФКУ УПРДОР «Тамань»
Генподрядчик – ООО «Красноармейское ДРСУ»
Бюджетные ассигнования – более 46 млрд руб.
Полное завершение работ – 2024 год
Строительство: искусственных сооружений, включая мосты, путепроводы и надземные пешеходные переходы.
Установка: шумозащитных экранов – 6,3 км.
Фото - freepik.com