Ростехнадзор разработал законопроект, предусматривающий изменения целого ряда нормативных правовых актов.
В частности, изменения затронут:
- Правила лицензирования работ с взрывчатыми веществами для промышленных целей (утв. постановлением Правительства РФ № 1435 от 15.09.2020),
- Правила лицензирования маркшейдерских работ (утв. постановлением Правительства РФ № 1467 от 16.09.2020),
- Правила лицензирования экспертизы промышленной безопасности (утв. постановлением Правительства РФ № 1477 от 16.09.2020),
- Правила федерального горного надзора (утв. постановлением Правительства РФ № 1074 от 30.06.2021),
- Правила федерального надзора за безопасностью лифтов и аналогичного оборудования (утв. постановлением Правительства РФ № 241 от 16.02.2023).
Цель корректив – гармонизация требований указанных документов с положениями Федерального закона № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Предложенные поправки направлены на приведение положений указанных нормативных актов в соответствие с требованиями Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ, учитывая последние изменения, внесенные Федеральным законом от 28.12.2024 № 540-ФЗ.
Напомним, что Закон № 540-ФЗ предусматривает:
- различные типы профилактических визитов (как обязательные, так и инициированные контролируемым лицом),
- определяет их особенности и сроки;
- разрешает использование мобильного приложения «Инспектор» при проведении контрольных и профилактических мероприятий;
- ограничивает проведение плановых проверок взаимодействием только с объектами, отнесенными к наивысшим категориям риска;
- устанавливает новые основания для проведения внеплановых проверок.
Среди ключевых нововведений, предусмотренных законодательной инициативой Ростехнадзора:
1) Исключение плановых проверок для организаций, осуществляющих лицензируемую деятельность, отнесенную к средней категории риска. Например, данное требование затронет производство и хранение взрывчатых материалов (за исключением складов ВМ, являющихся ОПО), для маркшейдерских работ – деятельности на объектах недропользования III класса опасности или не являющихся ОПО, с объемом разработки от 100 до 1000 тыс. куб. м в год, а для экспертизы промышленной безопасности – ее проведение на ОПО II класса опасности;
2) Предоставление возможности проведения профилактических визитов в форме беседы, видеосвязи или с использованием мобильного приложения «Инспектор». Предусматривается возможность проведения как обязательных профвизитов по инициативе Ростехнадзора, так и визитов, инициированных эксплуатирующей организацией. При этом срок обязательных визитов ограничивается 10 рабочими днями. При этом использование средств дистанционной связи предусматривается и при лицензионном контроле, и при государственном надзоре в целом;
3) Сокращение срока рассмотрения жалоб на решения и действия (или бездействие) должностных лиц Ростехнадзора с 20 до 15 рабочих дней.
Кроме того, закрепляется положение о том, что лицензирование деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов, будет осуществляться непосредственно территориальными подразделениями Ростехнадзора.
Фото - freepik.com