Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2020 года № 1605 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта. Правила проведения досмотра регулируются Приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 227. В перечне к данному документу перечислены предметы и вещества, содержащие опасные радиоактивные агенты, которые запрещены к перевозке и перемещению в зону транспортной безопасности. Субъект транспортной безопасности обязан выявлять все типы радиоактивных агентов при проведении досмотра, а не только дополнительного и повторного досмотров, что на практике труднореализуемо.
В соответствии с Постановление Правительства РФ от 05.10.2020 № 1605 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта» (далее – ПП РФ № 1605) субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в соответствии с правилами проведения досмотра.
Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности утверждены Приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 227 (далее — Приказ № 227).
Так, например, в соответствии с п. 50 Приказа № 227 при осуществлении досмотра производится обследование объектов досмотра с применением средств досмотра, обеспечивающих выявление и обнаружение предметов и веществ, указанных в Перечнях.
Перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть определены в разделе X Приказа № 227 (далее — раздел X Приказа № 227).
Пунктом 3.1 раздела X Приказа № 227 определен подлежащий выявлению перечень предметов и веществ, содержащий опасные радиоактивные агенты:
- соединения и изделия с радиоактивными изотопами;
- источники альфа- и нейтронного излучения;
- источники бета-излучения;
- источники гамма- и тормозного излучений;
- источники образцовые альфа-излучения;
- источники образцовые бета-излучения;
- источники гамма-излучения (на основе изотопов цезия, кобальта);
- источники образцовые рентгеновского излучения;
- источники тепла закрытые радионуклидные;
- источники тепла закрытые радионуклидные на основе радионуклидов альфа-излучения;
- источники тепла закрытые радионуклидные на основе радионуклидов бета-излучения.
Кроме того, ПП РФ № 1605 определено, что субъект транспортной инфраструктуры обязан с использованием сертифицированных в соответствии с частью 8 статьи 12.2 Федерального закона технических систем и средств досмотра обеспечить обнаружение предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, не допускать их перевозку, а также перемещение в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее часть, за исключением случаев, предусмотренных настоящим документом и правилами проведения досмотра.
Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности установлены Постановление Правительства РФ от 26.09.2016 № 969 (далее — Постановление № 969).
Таким образом, Приказ № 227 устанавливает конкретные типы радиационных агентов, которые подлежат обнаружению (включая выявление и распознавание) субъектом транспортной инфраструктуры.
Однако Постановление № 969 не раскрывает и не конкретизирует типы радиационных агентов, лишь указывая общее понятие «радиоактивные вещества». Кроме того, в основу критериев сертификации положены «обнаружение» и «идентификация».
Так, в частности, как следует из п. 20 раздела IV. Требования к функциональным свойствам технических систем и средств досмотра Постановления № 969 технические системы и средства досмотра должны обеспечивать:
а) не менее 49 случаев правильного обнаружения радиоактивных веществ, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, элементов взрывных устройств из 50 испытаний;
б) не менее 49 случаев правильного идентифицирования радиоактивных веществ, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, элементов взрывных устройств из 50 испытаний;
в) не более 3 случаев ложного обнаружения радиоактивных веществ, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, элементов взрывных устройств из 50 испытаний.
Таким образом, установить, на какие виды радиоактивных агентов проводились сертификационные испытания крайне затруднительно. Так же сертификат, предусмотренный Постановлением № 969, не содержит информации о том, что оборудование обнаруживает и распознает все виды радиоактивных агентов и сертифицировано на распознавание всех видов агентов, выявление и обнаружение которых возлагается на субъект транспортной инфраструктуры Приказом Минтранса № 227 (см. Перечень выше), а лишь подтверждает соответствие оборудования требованиям п. 20 Постановления № 969, то есть, обнаружение и идентификация неких радиоактивных веществ.
Из сертификата по Постановлению № 969 не представляется возможным установить, что предлагаемое оборудование сертифицировано на выявление всех видов радиоактивных агентов, установленных Приказом Минтранса № 227. Однако исполнением субъектом транспортной инфраструктуры требований Приказа Минтранса № 227 будет считаться только выявление всех типов радиоактивных агентов, упомянутых в п. 3.1 раздела X Приказа № 227. Помимо этого, данные средства досмотра должны быть сертифицированы так же на выявление всех типов радиоактивных агентов, упомянутых в п. 3.1 раздела X Приказа № 227, так как ПП РФ № 1605 возлагает на субъект транспортной инфраструктуры обязанность по обеспечению обнаружения предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения только с использованием сертифицированных технических систем и средств досмотра.
В соответствии с ФЗ-16 «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 г. в ходе проведения досмотра требуется использовать только сертифицированные (приобретенные с сертификатом, сертифицированные впоследствии) технические средства обеспечения транспортной безопасности (ТСОТБ), обязательная сертификация которых предусмотрена ПП РФ № 969. ТСОТБ должны соответствовать требованиям п.20 ПП 969 (a), б), в), г), д), е), то есть, всем подпунктам.
Помимо прочего, проверить эмпирически данные, указываемые производителями в паспорте на оборудование, в отсутствие образцов, в частности, радиоактивных агентов, так же не представляется возможным.
Кроме того, как следует из отраслевых изданий, сертификация указанных ТСОТБ проводится испытательной лабораторией только с использованием источников гамма-излучения. Однако помимо источников гамма-излучения существуют также источники других видов излучений, указанные в Приказе Минтранса № 227 на обнаружение которых ТСОТБ не проходили проверку по ряду причин.
При этом в сертификате, предусмотренном ПП РФ № 969, орган сертификации справедливо указал, что оборудование соответствует ПП РФ № 969 только при наличии в комплекте дополнительного средства досмотра, которое и необходимо для локализации опасных радиоактивных агентов альфа, бета, гамма, нейтронного излучения и идентификации опасных радиоактивных агентов гамма излучения, то есть, источников других видов излучений, указанных в Приказе Минтранса № 227. Однако применение данного дополнительного средства досмотра невозможно в том смысле, в каком это требует Приказ Минтранса № 227.
Из взаимосвязанного толкования пунктов 5, 6, 13, 14, 15, 19, 27, 33, 37 (!), 39 (!), 48 (!), 50-51(!), 60 (!) Приказа Минтранса № 227 следует, что СТИ обязан выявлять все типы радиоактивных агентов при проведении досмотра, а не только дополнительного и повторного досмотров. Иными словами, СТИ должен выявлять альфа, бета и т.д. трудно регистрируемые виды излучений в пассажиропотоке (!), а не выборочно дополнительным ручным средством досмотра в отношении только тех объектов досмотра, в отношении которых было срабатывание основного стационарного оборудования, то есть, выявление альфа, бета и т.д. излучения в целях выполнения требований Приказа Минтранса № 227 должно происходить в автоматическом режиме и в условиях пассажиропотока, что в силу физических свойств этих видов излучений не представляется возможным.
Контроль источников альфа- и бета- излучений может быть осуществлен только при их непосредственной близости с поверхностью специальных детекторов из-за низкой проникающей способности этих видов излучений, что реализовать на объекте транспортной инфраструктуры на практике при досмотре пассажиропотоков невозможно (длина пробега альфа излучения может достигать всего нескольких миллиметров, а бета-источник может быть защищен другими материалами (например, бумагой).
Ошибочно предполагать, чтовыявлять альфа, бета и т.д. излучение необходимо только в ходе дополнительного и повторного досмотра и только в отношении тех объектов досмотра в отношении которых было срабатывание стационарного оборудования, работающего в условиях пассажиропотока.
В ином случае контрольно-надзорные органы могут признать требования неисполненным в силу изложенного выше, поскольку в ходе проверочных мероприятий будет установлено, что для выявления альфа, бета и т.д. излучения используется дополнительное средство досмотра и производится выборочное обследование объектов досмотра.
Таким образом, соответствующим требованиям Приказа Минтранса № 227 является только оборудование, обеспечивающее выявление всех типов радиационных агентов (что противоречит физически свойствам некоторых видов излучений!) при условии обследования каждого объекта досмотра в условиях пассажиропотока (не выборочно) и сертифицированное на выявление всех типов радиационных агентов.
Убедительные данные в пользу того, что приобретаемое оборудование сертифицировано в части выявления всех видов радиоактивных агентов, установленных Приказом Минтранса № 227, отсутствуют.
На сегодняшний день мониторы, используемые в ходе досмотра, позволяют обеспечить обнаружение гамма-излучения. Остальные виды излучений они зарегистрировать не могут и не сертифицированы на его выявление. Соответственно, данное оборудование, будучи первым рубежом контроля, и не сработает на альфа-, бета- и нейтронное излучения, а последующее применение дополнительного ручного средств досмотра для их регистрации не является соответствующим требованиям Приказа Минтранса № 227.