/ /

Цифровой фундамент для «Умного города»

Цифровой фундамент для «Умного города»

download PDF
12 февраля 2021, 15:44    4246
Цифровой фундамент для «Умного города»

Журнал RUБЕЖ провел очередной заочный круглый стол. Его темой на этот раз стало обсуждение проблемы выбора верхнеуровневых решений при развитии систем управления территориями. Как не допустить “цифрового феодализма” при внедрении программных платформ от различных вендоров? Ключевые российские интеграторы изложили свое видение.

Участники заочного круглого стола:

 

Вадим Сосенко, руководитель дирекции комплексных систем безопасности ГКС

 

Иван Тихонов, к.т.н., руководитель направления биометрии Центра когнитивных технологий АйТеко

 

Игорь Кудинов, руководитель отдела развития отраслевых решений и интеграции Okdesk

Павел Афанасенко, руководитель направления IoT системного интегратора CTI

Сергей Грищенко, заместитель генерального директора по развитию  АО «НПК «ВТ и СС»

Ксения Борбачева, заместитель генерального директора Агентства инноваций города Москвы.

Журнал RUБЕЖ: Всем известна проблема «цифрового феодализма» на опыте построения АПК “Безопасный город”. Когда ситуационные центры губернаторов/мэров, различные подсистемы (ЕДДС и служба 112) – не интегрированы между собой и существуют автономно не только в соседних регионах, но и порой внутри одной территории. Удалось ли уйти от «зоопарка» систем в рамках программы “Цифровая экономика”, в частности, при построении Центров управления регионами? Существуют ли сегодня проблемы с интеграцией проектов в платформы верхнего уровня?

Павел Афанасенко, CTI: Проблемы существуют. ПО создается и развивается не моментально - это довольно трудоемкий процесс. И не всегда в него изначально закладываются идеи по бесшовной интеграции с другими системами. Ситуация меняется, и большую помощь здесь оказывает Минстрой РФ, создавая стандарты Умных городов и выпуская методические рекомендации по реализации проектов, связанных с цифровизацией городского хозяйства.

Вадим Сосенко, ГКС: Здесь дело не в количестве проектов, а в изменении идеологии управления, основанного на прогнозах развития той или иной ситуации, в минимизации ручного труда при межведомственном взаимодействии. А потенциальные последствия развития «цифрового феодализма» можно нивелировать с помощью информационно-аналитических систем. Конечно же, любая платформа должна быть востребована гражданами, бизнесом, властью, иначе ее ждет судьба печально известной российской национальной государственной поисковой системы.

Журнал RUБЕЖ: Какие именно решения, платформы верхнего уровня  предлагает ваша компания в рамках проектов “Цифровой регион”, “Умный город”? В чем их преимущества перед аналогичными решениями?

Павел Афанасенко, CTI: Да, предоставляем. У нас легковесная горизонтальная платформа Интернет-вещей, на основе которой можно быстро создавать вертикальные решения, цифровизируя тот или иной аспект городской жизни

Вадим Сосенко, ГКС: В продуктовом портфеле ГКС есть несколько решений, являющихся платформами верхнего уровня.

Платформа InOne компании HeadPoint позволяет создать единое информационное пространство разнообразных источников информации (видеокамеры, датчики, информационные системы и т.п.), обеспечить ситуационное реагирование на возникающие инциденты, помочь операторам в принятии решений и автоматизировать рутинные операции. При создании платформы InOne, адаптированной для работы в территориально-распределенных структурах с большим количеством источников данных, учитывался, в том числе, и многолетний опыт, полученный компанией HeadPoint в ходе реализации проекта ЕЦХД г. Москвы, объединяющей более 200 тысяч видеокамер столицы и помогающей оперативно выявлять правонарушения и расследовать преступления.

Автоматизированные информационные системы государственного управления класса «Электронное правительство» и «Портал государственных услуг» можно строить на базе платформы SiTex компании «Систематика Консалтинг». Программная платформа собственной разработки позволяет в кратчайшие сроки автоматизировать межведомственное взаимодействие, организовать личные кабинеты пользователей, повысить качество и эффективность социального обслуживания населения, повысить осведомленность должностных лиц. На платформе SiTex работают порталы государственных услуг и многофункциональные центры регионов России, федеральные государственные информационные системы.

Аналитическая платформа «Триафлай» компании «Доверенная среда» является конструктором информационно-аналитических решений. На платформе реализуются системы ситуационного управления и поддержки принятия решений. Платформа позволяет автоматизировать сбор, обработку, хранение, анализ и визуализацию больших объемов данных, построение отчетности и поддержку принятия решений на основе моделирования и прогнозирования. На платформе «Триафлай» реализованы системы мониторинга и ситуационного управления в интересах МЧС России, Министерства сельского хозяйства, Федеральной службы государственной статистики, Информационно-аналитические системы ситуационных центров глав регионов.

Иван Тихонов, АйТеко: В сложных кризисных условиях в первую очередь внедряются решения, позволяющие более эффективно управлять инфраструктурой и экономить бюджетные средства. Это, например, системы умного городского освещения и интеллектуальные системы ЖКХ по сбору и анализу данных с умных счетчиков. Следующим шагом в повышении качества управления городской средой должен стать переход к автоматизации более высокого уровня. Городское и региональное управление предполагает обработку серьезных объемов неструктурированных данных – документов, обращений, писем. Сегодня с помощью искусственного интеллекта можно оптимизировать эти процессы, автоматически распределять запросы по ответственным ведомствам, организациям и исполнителям. Для этих целей предназначена система SmartSel, разработанная Центром когнитивных технологий «АйТеко». С ее помощью можно превращать производимые и собираемые разрозненными ИТ-системами данные в значимые знания и использовать их в дальнейшем для качественного управления городской средой и повышения ее комфортности.

Технологии интеллектуальной обработки данных применимы и при построении открытого и эффективного диалога с гражданами. Этот диалог может быть организован в рамках единого городского приложения, где жители смогут получать оперативную информацию об изменениях в транспортной системе и инфраструктуре, пользоваться информационными сервисами, например, получать данные экологического мониторинга и решать другие задачи. Для формирования персонализированной новостной ленты может использоваться искусственный интеллект и SmartSel. В приложении горожане могут делать оперативные запросы и оставлять обратную связь, существенная часть таких сообщений может обрабатываться автоматически.

Сергей Грищенко, АО «НПК «ВТ и СС: На сегодняшний день в нашем портфеле решений представлены как комплексные проекты, такие как центры управления регионом, ситуационные центры, создаваемые под ключ для решения конкретных задач заказчика, так и отдельные сервисы или программные продукты, которые могут быть интегрированы в уже существующие информационные системы. К ним относятся решения на базе искусственного интеллекта: системы распознавания речи, текста, мониторинга информации из открытых источников, BI-платформа, и различные программные средства, обеспечивающие  информационное взаимодействие, хранение и обработку данных.

Журнал RUБЕЖ. Какие организации чаще всего выступают заказчиками программных платформ верхнего уровня?  

Павел Афанасенко, CTI: В основном, региональные органы исполнительной власти, либо их подведомственные организации.

Вадим Сосенко, ГКС: Основным игроком на поле цифровизации городской среды являются органы государственной власти – министерства, региональные правительства, муниципалитеты. За последние несколько лет к проектам цифровизации городской среды многократно возрос интерес со стороны компаний-застройщиков, которые понимают, что городская инфраструктура — это важный социальный базис, влияющий в том числе на привлекательность реализуемых ими проектов.

Ксения Борбачева, Агентство инноваций города Москвы: Если говорить о заказчиках инновационной продукции, то основными, для Агентства инноваций Москвы, со стороны города выступали:

  • Департамент здравоохранения (телереабилитация, детская неврология и вопросы развития мозга)
  • Департамент информационных технологий (решения в сфере BigData, IoT и автоматизации умного транспорта)
  • Департамент образования (в части профилактики заболеваемости методами дистанционного измерения температуры, сбора данных по посещению заведений и контроля заболеваемости, автоматических антисептиков и дезинфекторов помещений)
  • Департамент строительства (решения в сфере видеоаналитики строительных работ, контроля хода строительства и BIM)

Помимо этого, существует запрос по новым технологическим направлениям в сфере мониторинга окружающей среды, 5G технологиям, образованию и общественной безопасности.
Отдельно стоит отметить интерес со стороны города к выпускникам проекта «Московский акселератор» трека BiomedTech. К настоящему моменту заключено 11 соглашений о пилотных проектах с реабилитационными центрами, больницами и исследовательскими институтами.

Выпускники проекта предоставляют такие решения, как: инновационная диагностика на основе машинного обучения и искусственного интеллекта (PathVision.ai, Pirogov.ai), инновационная технология лечения опухолей мозга (Нейролайт), профилактика заболеваний (Гиппократ), системы контроля доступа (O.Vision)

Журнал RUБЕЖ: На какие решения сейчас существует повышенный спрос на рынке цифровизации городского хозяйства? Направления какой сферы (транспорт, общественная безопасность, освещение, ЖКХ и т.д.) заказчики обозначают как приоритетные?  

Вадим Сосенко, ГКС: Наблюдая каждый день то, что сейчас происходит в мире, понимаешь, что нам всем, прежде всего, необходимо выстоять в войне с коронавирусом и его мутацией. Поэтому сейчас мы можем уверенно сказать об актуальности задач обеспечения безопасности населения страны в аспекте эффективного противодействия распространению биологических угроз.

Может ли эта задача эффективно решаться без цифровизации? Конечно нет. В городском хозяйстве в целом, на транспорте и в других местах массового пребывания людей все шире применяются цифровые технологии, а именно: цифровое видеонаблюдение и тепловидение с видеоаналитикой на основе нейросетевых алгоритмов, цифровые средства контроля доступа, выявления и распознавания людей с повышенной температурой тела, цифровые технологии оперативного контроля продуктов питания, предметов первой необходимости, медицинской техники и других средств на предмет случайного распространения опасных биологических агентов.

Следующим по своей значимости и весьма актуальным для городской инфраструктуры направлением остается обеспечение общественной безопасности. В последние годы в городскую инфраструктуру внедряются современные цифровые решения, обеспечивающие безопасность движения в городах (например, умные светофоры и пешеходные переходы, системы контроля скорости транспортных средств, автоматические системы организации реверсивного движения, системы беспилотного вождения). Актуальными остаются продукты и решения безопасности для мест массового пребывания людей, включая парки и зоны отдыха, пляжи, спортивные площадки и сооружения, вернисажи и выставки, зоопарки и прочие. В их числе стоит отметить «умные» многофункциональные опоры городского освещения (с функциями оповещения, информирования, тревожной сигнализации, видеофиксации), стойки информации, умные автобусные остановки, временные (быстровозводимые) периметры и павильоны безопасности для организации мест проведения массовых мероприятий и т. п.

Павел Афанасенко, CTI: Традиционно в Умных городах лидирует цифровизация транспорта - в отличие от других направлений, это сделать относительно несложно, решений на рынке масса, польза очевидна. Вторая по популярности тематика - Безопасный город, она тоже очень хорошо развивается. Остальные направления пока развиваются в меньшей сфере, но динамика, которую мы наблюдаем в их развитии, стабильная. Можно сказать, что по цифровизации городов на мировом уровне мы выглядим очень неплохо, если не сказать хорошо.

Сергей Грищенко, АО “НПК ВТ и СС”: Можно отметить наличие стабильного спроса на системы цифровизации и автоматизации повседневной деятельности и жизнеобеспечения в таких сферах как безопасность (видеонаблюдение, СКУД, пожарные и охранные системы), ЖКХ (ЕДДС, мониторинг, учет и контроль всех видов энергоресурсов, контроль заявок и ремонта жилого фонда, общественные порталы для взаимодействия с УК), транспорт (мониторинг и контроль) и медицина (электронная карта пациента, электронная запись, телемедицина и др.). Наряду с перечисленными сферами, мы отмечаем повышение активности в цифровизации сферы спорта.

Ксения Борбачева, Агентство инноваций города Москвы: В целях организации экспертного диалога с московскими компаниями, определения их потребностей в правовых, финансовых и организационных инструментах для повышения эффективности, мы с коллегами регулярно проводим мероприятия по различным направлениям. По их итогам можно сказать, что мы видим повышенный спрос на технологии, в основе которых лежит искусственный интеллект. Как следствие, например, для сферы ЖКХ сейчас актуально создание нескольких «умных» зон (районов) для тестирования ИИ-решений на территории Москвы, разработка городского стандарта и стратегии использования ИИ в ЖКХ. Для сферы строительства актуально использование беспилотных летательных аппаратов для исследования территории застройки. Такой метод менее затратен в финансовом и временном отношении по сравнению с традиционными.

Журнал RUБЕЖ: Какие схемы финансирования применяются наиболее часто в проектах по цифровизации территорий? Государственно-частное партнерство, субсидиарное финансирование, концессии, инвестиционные (на стороне вендора)? Как поменялись «правила игры» в проектах по цифровизации городской среды и «цифровой экономике» с 2018 года?

Павел Афанасенко, CTI: Применяются все схемы финансирования из перечисленных - здесь нельзя выделить какого-то одного чемпиона. Что касается правил игры, то одна из последних тенденций, которую мы наблюдаем среди заказчиков - получить такие решения себе, которые бы, в том числе, генерировали денежный поток (в том или ином виде) и помогали возвращать инвестиции на их создание и развитие

Вадим Сосенко, ГКС: ГЧП, субсидиарное финансирование, концессии, инвестиционные (на стороне вендора) и другие. Развитие проектов по цифровизации городской среды и «цифровой экономики» стимулировало принятие Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». В середине 2020 года Президент России определил цифровую трансформацию как одну из основных национальных целей развития страны до 2030 года. В этой связи государство разработало и претворило в жизнь ряд существенных мер по поддержке отечественных IT-компаний. Пандемия и переход на дистанционный режим также внесли свою лепту, ускорив внедрение технологий в повседневную жизнь.

Журнал RUБЕЖ: В каких проектах по цифровизации городской среды и «Цифровой экономике» принимала участие ваша компания в 2019-2020 гг.? Какие решения вы предлагаете для «Цифровой экономики»?

Павел Афанасенко, CTI: Наша компания в этот период участвовала в проектах, посвященных экологии городской среды. Для цифровой экономики мы предлагаем решения по мониторингу качества атмосферного воздуха в жилых зонах.

Вадим Сосенко, ГКС: для цифровой экономики мы предлагаем сразу несколько решений. Платформа InOne компании HeadPoint, создающая единое информационное пространство разнообразных источников информации (видеокамеры, датчики, информационные системы и т.п.) и обеспечивающая ситуационное реагирование на возникающие инциденты.

Платформа SiTex компании «Систематика Консалтинг, помогающая быстро автоматизировать взаимодействие между ведомствами и повысить качество социального обслуживания населения.
Ну и аналитическая платформа «Триафлай» компании «Доверенная среда», являющаяся конструктором информационно-аналитических решений. Она позволяет автоматизировать сбор, обработку, хранение, анализ и визуализацию больших объемов данных, построение отчетности и поддержку принятия решений на основе моделирования и прогнозирования.

Сергей Грищенко, АО «НПК «ВТ и СС: Среди значимых проектов хочется отметить, инициативную разработку нашей компании, представленную на международном форуме «Армия-2020», - программно-аппаратный комплекс «Умный гарнизон». Целью создания которого является повышение эффективности контроля и управления повседневной деятельностью военного гарнизона на основе применения современных информационно-аналитических технологий поддержки принятия решений в экономической, коммунальной сферах, а также в сфере комплексной безопасности.

Журнал RUБЕЖ: Какую трансформацию должны пройти аппаратные элементы систем “Умных городов” - в  частности, технические средства безопасности -  для того, чтобы стать полноценными элементами цифровых платформ?

Вадим Сосенко, ГКС: Следует отметить, что технические средства безопасности в данном контексте первичны и появились гораздо раньше цифровых платформ. Цифровизация возникла именно на базе огромного количества развитых технических средств и современных технологий, бурный рост и широкое распространение которых уже не позволял эффективно их применять в отсутствие интеграции между собой для решения большого количества задач в области безопасности. А для интеграции технических средств безопасности потребовались специальные программные системы сбора и обработки информации из различных источников, те самые интеграционные решения, лежащие в основе современных цифровых платформ.

Несомненно, унификация технических средств, протоколов обмена данными, разработка единых стандартов играют немаловажную роль в формировании цифрового окружения, но, на наш взгляд, именно цифровые платформы должны выступать в качестве связующего звена между всеми компонентами реального мира. Конечно же, в результате дальнейшего развития и сами цифровые платформы будут оказывать определенное влияние на развитие специальных технических средств безопасности. Все в мире взаимосвязано и подвержено взаимному влиянию.

Иван Тихонов, АйТеко: Интегрируемое решение должно быть защищено от попыток не только внешнего, но и внутреннего фрода, то есть мошенничества. В продуктах для городской среды должна быть реализована требуемая политика по использованию персональных данных, что не всегда актуально при работе с частными заказчиками. В целом подобные системы имеют жесткие стандарты для интегрируемых компонентов, но регулирование не должно мешать своевременной адаптации средств безопасности к появляющимся новым угрозам.

С технической стороны, на значимых участках инфраструктуры необходимо реализовать дублирование сенсоров, а в системе предусмотреть инструменты для автоматического обнаружения неправильно работающих датчиков. И поскольку нам важно получать данные не только о состоянии городской среды, но и о взаимодействии с ней жителей, нужны мобильные датчики. С их помощью можно получить нужные данные о динамике процессов в различных отраслях городского хозяйства: загруженности общественного транспорта, востребованности в определенный период общественных пространств и сервисов.

Игорь Кудинов, Okdesk: Техническим средствам охраны и оборудованию для обеспечения безопасности и противопожарной защиты на сегодняшний день не хватает интеграционных возможностей для обмена данными со сторонними системами.

Это существенно ограничивает партнеров - интеграторов систем безопасности - в использовании сторонних программных средств с целью привнесения дополнительной ценности для конечного заказчика.

Например, отсутствие интеграции на программном уровне чревато невозможностью передачи событий неисправности из объекта заказчика напрямую в help desk систему интегратора. Это, в свою очередь, исключает мгновенную реакцию сервисного отдела интегратора на возникшую проблему.

Наличие таких возможностей дает интегратору дополнительные конкурентные преимущества, повышает фактическую безопасность обслуживаемых объектов и позволяет создавать новые продукты для своих заказчиков.

Сергей Грищенко, АО «НПК «ВТ и СС: Главным критерием, предъявляемым к техническим средствам, применяемым в платформах является возможность их интеграции в единое информационное пространство в качестве составного элемента единой верхнеуровневой автоматизированной системы, такой как «Умный город», «Умный дом» и пр. Помимо этого, выбор того или иного решения, в качестве модуля платформы, базируется на показателях качества потока данных, устойчивости к изменениям, управляемости и масштабируемости.

Фото — pixabay.com

Свежее



Был ли вам полезен данный материал?


Подобрать оборудование

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Вы должны авторизоваться, чтобы написать комментарий


    Яндекс.Директ

    RUБЕЖ в facebook RUБЕЖ в vk RUБЕЖ в twitter RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в google+ RUБЕЖ в instagram RUБЕЖ-RSS

    Контакты

    Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

    Тел./ф.: , +7 (495) 539-30-20

    Время работы:

    E-mail: info@ru-bezh.ru

    E-mail: help@ru-bezh.ru - по техническим вопросам


    Свидетельство о регистрации ФС77-78638 от 10 июля 2020г

    выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,

    информационных технологий и массовых коммуникаций.

    Для рекламодателей

    E-mail: reklama@ru-bezh.ru

    тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

    total time: 0.4188 s
    queries: 263 (0.1556 s)
    memory: 2 048 kb
    source: database
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.