По мнению директора по развитию АО «ФинТех» Олега Щербины, главным трендом для рынка систем безопасности на ближайшие годы станет тенденция к укрупнению игроков, на первое место выйдут системные интеграторы, которые смогут объединить под своим началом производителей оборудования и разработчиков ПО.
АО «Финтех» (правопреемник ГВЦ Минфина СССР) — разработчик и системный интегратор в области государственных финансов, бюджета, аудита, финрынка и государственного финконтроля, создатель и разработчик цифровой платформы «Синтез М» — отечественной сертифицированной сквозной цифровой платформы нового поколения для создания надежных, отказоустройчивых и высоконагруженных ЦОД, ситуационных центров и автоматизированных систем. Собственная разработка «Синтез М» включает в себя защищенный операционный синтез, в котором присутствует огромное количество готовых программных компонентов для решения фактически любых задач заказчика. Дополнительно к ней была создана информационно-аналитическая платформа «Синтез М-Аналитика».
Отличительной особенностью компании, которая в том числе участвует и в реализации целей и задач, указанных в национальной программе «Цифровая экономика РФ» (утверждена распоряжением правительства РФ от 28.07.2017 №1632-р), является то, что компания выступает как разработчик отечественного программного обеспечения, способного стать полноценной альтернативой зарубежным платформам и ОС, как, например, Windows, MacOS, Oracle, Red Hat и другим. До недавнего времени деятельность компании в вопросах обеспечения безопасности госсектора и ведомственных структур носила сугубо закрытый характер, лишь в 2018 году ФСБ России выдало разрешение на фактическую коммерциализацию ЗОС «Синтез М» и платформы «Синтез М-Аналитика». Клиентами и партнерами «ФинТеха» уже стали «РЖД» и дочерние структуры, система «Платон», «Интелтех», Eltex, D-link, Финансовый Университет при правительстве РФ и др.
В настоящее время компания ведет переговоры о внедрении «Синтез М» и «Синтез М-Аналитики» в банковский сектор. При этом подавляющее большинство реализуемых проектов «ФинТеха» (до 80%) остается за госзаказом.
Платформа «Синтез М» — это цифровая экосистема с гарантированной защитой данных, виртуальной средой и возможностью миграции ПО, кроме того, она одна из немногих (ПО в мире) обладает функцией конструирования тематических баз данных (в контексте защищенных данных). Использование цифровой платформы позволяет эффективно организовать работу, индивидуальную или коллективную, сократить будущие расходы на оптимизацию и масштабирование информационной инфраструктуры предприятия, кроме того, «Синтез М» индивидуальна для каждого заказчика, система модифицируется под конкретные нужды, без усреднения.
В ЗОС «Синтез М» входят два программных комплекса (ПК) «Синтез М-Сервер» и «Синтез М-Клиент», оба построены на базе Linux и могут работать как на отдельно выделенном СВТ (АРМ, Сервер, ВМ), так и на средствах вычислительной техники, объединенных в сеть.
Создаваемые на базе платформы «Синтез М» защищенные ЦОДы обладают уникальными свойствами, в совокупности не имеющими аналогов на отечественном рынке.
Информационно-аналитическая платформа «Синтез М-Аналитика» обеспечивает решение прикладных информационных задач любого уровня сложности. Может работать под управлением ЗОС «Синтез М», или любой ОС на базе Linux.
Алгоритм работы платформы выглядит следующим образом:
В качестве системного интегратора «ФинТех» предлагает не только доработку ЗОС под требования конкретного заказчика, но и услуги по обучению штатного персонала, по оптимизации работы системы в соответствии с текущими изменениями в организации, а также техническую поддержку. Для целей последнего пункта у компании разработаны сразу четыре уровня: SLA 1, SLA 2, SLA 3 и SLA 4.
2020 год для всех был непростым, часть отраслей пострадали сильно, часть — не очень. По словам Олега Щербины, «ФинТех» тоже столкнулся с рядом проблем, причем о многих из них руководство компании даже не задумывалось.
- Наименее проблемным фактором последствий пандемии стали проблемы с коммуникацией. Из-за ужесточения вновь вводимых требований по защите информации, приходилось оперативно налаживать общение с заказчиками в удаленном формате, при помощи цифровых каналов связи (популярных мессенджеров и клиентов для конференцколлов);
- Смещение сроков исполнения работ по заключенным договорам и контрактам. «На 80% мы работаем с закрытыми предприятиями, в основном это госконтракт, где пандемия стала одним из факторов вроде форс-мажора (сдвиг по срокам: было сентябрь-ноябрь, а стало февраль-март»;
- Отсутствие господдержки. «Финтех», несмотря на соответствие конкурсным требованиям на предоставление грантов на поддержку предприятий-разработчиков отечественного ПО, не мог и не планирует использовать реализуемые меры господдержки. «Существующие меры в случае с нашей компанией не работали, так как мы не относимся к МСП. Мы оказались где-то чуть выше среднего бизнеса. Да и к тому же мы работаем с такими структурами, в основном регуляторами. Гранты — это вскрытие всего вида деятельности, просто так грант не дают. Нужно компетентным органам выдать всю подноготную, тогда они посмотрят и скажут: «Да, надо давать!», — не всегда на это идут. Да и не всегда грант способен оправдать сопутствующие издержки, в том числе и репутационные риски.
- Наибольшей проблемой для компании стал «кадровый голод» — недостаток в высококвалифицированных сотрудниках. «Собственники адекватно реагируют на необходимость повышения зарплаты. Плюс серьезно просел рынок труда. В сфере ИТ-технологий поиск квалифицированных сотрудников — настоящая проблема. Казалось бы компании распадаются, сотрудники увольняются, но увольняются далеко не те сотрудники, которые нам бы были нужны. Всех грамотных конторы держат любыми правдами и неправдами. Более того, им даже повышают з/п. Наш «средний» сотрудник в других компаниях, на других предприятиях расценивается как высококвалифицированный кадр, в этой связи около 25 человек уволились. Не то чтобы они были очень умными, звезд с неба не хватали, но они были способны адекватно и без ошибок выполнять свою работу. А теперь на их место пришлось нанимать людей с улицы, а их же еще надо обучить...»
Главными тенденциями развития рынка систем безопасности в обозримом будущем Олег Щербина назвал следующие:
- Дальнейшая более интенсивная цифровизация («это 100%);
- Количество участников рынка при его расширении резко сократится, так как возрастает потребность не в локальных, частных решениях, а нужен комплексный подход. «Грубо говоря, задача «под ключ», чтобы было серьезно и дешево. А такой подход способны обеспечить только крупные игроки, которые могут без дополнительных инвестиций справиться с этой задачей».
- Интеграции, коалиции и решения «под ключ». «Будущее за интеграцией. В сложившейся ситуации на рынок будут выходить интеграторы: те, которые смогут организовать работу большой коалиции, а это в том числе и «железячники» (аппаратная часть), тк железка без субпрограммы не функционирует. Они вынуждены с нами взаимодействовать. Ни мы без них, ни они без нас работать не сможем».
- «Введение более серьезных санкций в отношении России спровоцирует импортозамещение. На сегодняшний день на нашем рынке честных российских чипов нет и в ближайшее время не появится. Кругом — устаревшие технологии. Расстояние в 60 нм — это максимум, который способны дать (произвести) в Зеленограде. А уровень в 12 нм, 10 нм? Я уж молчу о чипах с 3 нм, которые штампуют в Китае»
- «Квантовые технологии — одно из верных направлений развития. Если Курчатовскому институту удастся справиться с этой задачей, то будет резкий скачок. Китай в этом смысле уже впереди планеты всей, у них на сегодняшний день работает квантовая связь. Да, дорого, но это гарантированно защищенная связь. У нас пока это даже на уровне пилота не запущено». «Квантовая связь более защищенная, ее невозможно вскрыть. Если мы говорим о технологиях безопасности, то квантовая связь в большей степени под это подходит. Скорее всего, все наработки в этой сфере будут отдаваться под правительственные нужды, а на открытый рынок они дойдут точно не скоро. Причем даже финансирование разработок и тестирования технологии будет вестись исключительно за счет государства».
- «5G не будет. Санкционная вещь и вряд ли кто-то нам позволит (реализовать технологию). Но наши разработали новый протокол 4G, который обеспечит передачу данных на скоростях пусть и чуть хуже, чем 5G, но зато с меньшими издержками при переходе на новый технологический уровень». «Внедрение технологий 5G требует обновления оборудования, все основные операторы связи должны будут перейти на новое оборудование. А в нашей стране 4G-то не везде есть, а много мест, где и 2G — редкость, там связи нет вообще. Даже, казалось бы, на новой платной трассе М-11 есть участки, где вообще — провал, никакой связи нет».
- У IoT в классическом понимании Интернета вещей в России также весьма туманные перспективы. «Люди уже столкнулись с тем, что интернет — угроза защищенности личной жизни, персональных данных. Да и к тому же заинтересованность обывателя в технологии крайне низкая. IoT будет работать тогда, когда появится целая сеть логистических услуг, да и к тому же наш человек слишком консервативен. Возможный вариант развития IoT — это роботизация (робот-пылесос, умный чайник и тп), предметы, связанные с функционалом, облегчающим жизнь».
- «Будет развитие глобальных сетей — факт. Что это будут некие автоматизированные глобальные системы — тоже факт. Например, управление корпорацией, социумом. Будет выше концентрация услуг через МФЦ, электронных госуслуг. Сохранится и приумножится потребность в защите информации, безопасности ПД, КИИ»
- «Краха не будет. По моим ощущениям, самое страшное мы уже прошли. Если камни с неба вдруг сыпаться не начнут, мы выживем. В 2022 году уже будет легче, начнется рост. Уже сегодня видна тенденция на то, что в обществе зарождается надежда. Перигей был на НГ, когда у всех настроения были ниже фарватера».
Фото — pxhere.com