Михаил Кочетков: «Строим производство с возможностью роста более чем в 5 раз»
Президент группы компаний «Холдинг ОСК групп» Михаил Кочетков рассказал журналу RUБЕЖ о том, за счет чего будет развиваться рынок систем пожаротушения в 2024 году, как построить производство с системой контроля качества, которая обеспечивает выпуск оборудования без брака, и для чего компании необходим испытательный полигон.
Беседу вела Александра Шеина
О госрегулировании в сфере пожарной безопасности
— Каким образом государство может помочь производителям в сфере пожаротушения, кроме разработки нормативных документов, которыми регулируется отрасль?
М. Кочетков: Во-первых, государство может помочь, сделав более дружелюбной сферу налогообложения, а также господдержки – оказание материальной помощи предприятиям, которые сегодня производят отечественную продукцию. Например, в производстве систем пожаротушения надо заменить те материалы и оборудование, которое мы завозили из-за рубежа. На это требуются значительные средства и дополнительные производственные площади, а это достаточно большая смета расходов. Для таких целей государство могло бы выделять кредиты по заниженным ставкам.
Во-вторых, необходимо расширение области применения автоматических установок пожаротушения. У нас очень много объектов, которые требуют такой защиты. Например, дом для престарелых, где, как правило, работают женщины, а пациенты маломобильны, их сложно эвакуировать. Поэтому любой пожар на такого рода объектах нередко приводит к трагическим последствиям. Еще есть больницы, которые в массе своей требуют реконструкции и переоснащения автоматическими установками пожаротушения. Есть взрывопожароопасные производства. Сферу применения автоматических установок пожаротушения на этих объектах тоже необходимо расширить. Тем более что производители активно развивают этот сегмент: кто-то делает сплинклерные системы, кто-то – роботизированные или спецсистемы под конкретные объекты.
Но тем не менее, как показывает практика, многие производимые системы не учитывают особенности современных зданий, в которых есть помещения высотой, например, больше 20 метров. Для них требуется специальная система защиты от пожаров, потому что традиционная на такой высоте не работает. Надо разрабатывать, проектировать и внедрять абсолютно новые системы. И государство должно стимулировать этот процесс, к тому же со временем за счет внедрения этих систем, придет соответствующая отдача.
— В продолжение темы госрегулирования: отрасль собираются переводить на балльную систему, ее проект по поручению Минпромторга России при содействии НВП «Болид» сейчас разрабатывает АНО «Консорциум производителей охранных и пожарных, СКУД систем безопасности». Насколько важен этот инструмент защиты внутреннего производителя, как вы считаете?
М. Кочетков: Поскольку наша организация занимается еще научной деятельностью, то мы всегда сначала проводим эксперимент на небольшом участке, и если результат устраивает, то расширяем на все производство. Мне кажется, что и с балльной системой надо сделать так же. Сначала проверить в каком-то регионе на конкретных предприятиях. И если это даст реальный эффект, тогда ее надо расширять. Балльная система должна нести для производителя пользу – какие-то льготы, которые оказывают прямое влияние на производственную деятельность. Например, повышают эффективность труда, прибыль, которая потом вкладывается в развитие производства. Такая балльная система заслуживает самого пристального внимания.
О развитии рынка пожаротушения
– Как, на ваш взгляд, в ближайшие несколько лет будет развиваться рынок систем пожаротушения и что станет технологическим драйвером?
М. Кочетков: На рынке есть векторы на внедрение инновационных установок, средств и систем тушения, а есть – на применение традиционных. В сегменте традиционных (например, огнезащитная краска) отмечается тенденция замещения компонентов и снижение себестоимости, потому что происходит переход на отечественную продукцию. Если возьмем системы пожарной сигнализации, то мы видим большой провал, связанный с нехваткой полупроводников. И в этой связи становится понятно, что вектор развития должен пойти в сторону развития собственного производства чипов. Но мы понимаем, что сейчас существует отставание лет на 5–7. Думаю, что в ближайшее время у нас появится процессор, который будет в состоянии обеспечить выполнение управленческих процессов, возлагаемых на пожарную сигнализацию.
В сегменте установок пожаротушения наблюдаются изменения в сфере газовых систем пожаротушения: вектор сместился в сторону применения нового огнетушащего вещества – фторкетона. Правительство РФ ввело квотирование из-за Киотского протокола, и в следующем году предусмотрено снижение на поставку хладонов на 30%. Так что направление фторкетонов начнет динамично развиваться, а цена – расти.
Что касается водяных установок пожаротушения, то здесь в последнее время явно выражена тенденция применения технологии тонкораспыленного пожаротушения. И именно наша компания задала этот вектор на рынке системой ИНТРА-ФОГ, которая ликвидирует очаг возгорания путем воздействия на него микрокапель водяного тумана. Популярность ее растет, и понятно почему: это экономия воды (емкости требуется не 300 м³, а 150–-100 м³ из-за меньшего расхода), защита имущества при ликвидации пожара, отсутствие систем удаления воды и сварных работ при монтаже трубопроводов системы.
В сегменте огнетушителей все чаще стали применяться водоэмульсионные или пенно-водоэмульсионные. Традиционные порошковые огнетушители отходят на второй план ввиду того, что у порошка есть отрицательные нюансы –слипаемость и порча имущества во время тушения. Кроме того, эмульсионный огнетушитель долговечный и его не надо переосвидетельствовать раз в 3–5 лет (достаточно раз в 10–15), он эстетично выглядит, сделан в нержавеющим корпусе, надежный. Его покупка – вклад на десятилетия, а учитывая, что цена на сырье постоянно растет, такая продукция через 3 года станет дороже на 30%.
В итоге, если смотреть глобально, то большие изменения происходят только в сегментах производства и применения фторкетона, водоэмульсионных огнетушителей и тонкораспыленных систем пожаротушения. Это потому, что в мире мало что еще придумали в сфере технологий пожаротушения. Мы же как производители новых систем находимся на подъеме. Мы производим самые современные, отвечающие требованиям рынка и заказчиков, системы.
О конкуренции и китайских производителях
– Можно ли опасаться экспансии китайских производителей систем пожарной безопасности в Россию? Или это закономерное развитие глобальных процессов в мировой экономике?
М. Кочетков: Мы – производители установок газового пожаротушения, флагман в своем сегменте рынка, мы не продвигаем иностранное оборудование, мы продвигаем свое – полностью отечественное. То есть: не покупаем китайский баллон и не накручиваем на нем запорно-пусковое устройство (китайское либо российское) или делаем только сборку. Мы из отечественного сырья делаем абсолютно российский продукт.
И сейчас в условиях конкуренции начинает работать рынок: наш баллон стоит 150 условных единиц, а китайский – 200, плюс еще за ввоз на территорию России надо заплатить пошлину, а потом – НДС. И при таком раскладе ясно, что китайская экспансия маловероятна – цена сырья на бирже для всех одинаковая, хотя стоимость сырья в России даже ниже, чем за рубежом. И мы купили сырье, создали конструкторское бюро, провели все этапы исследований и разработки и создали нужный рынку продукт.
– То есть вы сейчас рассказали ваш рецепт быть конкурентоспособным?
М. Кочетков: Да. При полном цикле производства иностранная конкуренция с нами практически невозможна. Конкурировать тут возможно только на качестве. Но мы четко контролируем все характеристики продукции на производстве и точно знаем, как и что сделать, чтобы получился качественный продукт, который имеет лучшую цену – для любого заказчика. Поэтому рост наших продаж идет вверх из года в год.
О расширении производства
— Вот мы и подошли к самому интересному: с какими результатами «Холдинг ОСК групп» завершил 2023 год? Достигла ли компания поставленных целей?
М. Кочетков: Сегодня с помощью специальных приложений можно увидеть рост или понижение у компании оборотного капитала. Рост к 2022 году составил порядка 30%. И в 2023 году было то же самое. То есть мы понимаем, что все делаем правильно.
– В 2024 году вы продолжите реализовывать планы по расширению производства? Какие это площадки, локации?
М. Кочетков: В 2024 году мы ожидаем запуска нового производства в «Шереметьево» – здесь у нас три предприятия, все построены с нуля. Локация выбрана там, где нам удобно – недалеко от офиса на Динамо: удобно сотрудникам, заказчикам, в том числе и тем, кто из-за рубежа прилетает.
В расширение производства мы вложили порядка 30 млн долларов. До этого арендовали площади (порядка 1500 кв.м) на одном из заводов Екатеринбурга и в Одинцове. Расширяться собирались давно, мы сформировали технологический проект исходя из производительной перспективы (предполагали увеличение в 3 раза), это плановое расширение. Уже сейчас рассматриваем возможность роста производства в 5 и более раз. Для этой цели все, что нам было необходимо, выполнено – мы приобрели участок земли, потому что на объекте в Екатеринбурге нам было сложно «отвязаться» от существовавшего очень сложного технологического оборудования, расположенного на территории. Так что мы приобрели все необходимые площади, поменяли инженерные сети, отремонтировали все – от стен и кровли до котельной и административной зоны. Купили огромное количество современных станков и оборудования – это умнейшие машины.
Сейчас мы планируем в Екатеринбурге строительство новых корпусов на территории, изучаем генплан, сети. И могу сказать, что для нашей отрасли пожаротушения производство установок будет увеличено.
– Какую продукцию будут производить заводы? В каких объемах? Следует ли ожидать новые линейки продуктов?
М. Кочетков: Процесс полного цикла создания таких предприятий тесно связан с качеством конечного продукта и культурой производства. Дело не только в создании новых линеек систем – мы создаем сейчас перспективное производство на десятилетия: разрабатываем продукцию, которая применяется и будет применяться повсеместно и универсально практически всеми заказчиками. Я не знаю отрасли, которой мы могли бы не быть полезны, уже сейчас мы выпускаем непревзойденные по преимуществам и качеству установки газового пожаротушения.
У нас большие программы сотрудничества с энергетическими компаниями, группой «Россети», а также с различными компаниями IT-сектора, такими как «Ростелеком». С «Росатомом» мы примерно полгода совершенствовали свое производство, чтобы соответствовать их требованиям. Результат – сегодня всеми видами деятельности – от складских услуг до проектирования, конструирования, производства, менеджмента – мы полностью соответствуем критериям систем менеджмента качества «Росатома».
О контроле качества и испытаниях
– Сотрудничеством с кем вы гордитесь? С кем-то преодолели много трудностей, кто-то, наоборот, идеальный клиент?
М. Кочетков: Среди наших заказчиков те, кто реконструировал Большой и Малый театры, Третьяковскую галерею, Пушкинский музей, Эрмитаж. Защита таких объектов культуры очень ценна. Также мы выстроили процесс защиты промышленных гигантов – «СИБУР», «Газпромнефть», «Газпром», «Роснефть», «Лукойл», «Татнефть», «Ямал СПГ», что для нас тоже очень почетно. Это все опасные производственные объекты, они работают по централизованной системе организации тендеров, то есть другими словами, мы не знаем, кто у нас закупает оборудование. Но мы видим, какие жесточайший требования выставляются для производителя, и у нас нет права на ошибку. Мы должны все сделать безупречно, чтобы отправить в любую точку нашей страны оборудование. Сейчас доверие между нами и крупными нефтегазовыми компаниями на высоком уровне: мы отправляем оборудование, а нам оплачивают поставку сразу по приходу оборудования, не ожидая 60 дней по отложенному платежу.
– Как вы добиваетесь доверия заказчика? Как проводите контроль качества своих продуктов, в том числе и на новых заводах? Расскажите, как проводите испытания своих продуктов, как происходит его сертификация.
М. Кочетков: В «Шереметьево» у нас запроектирована огромная научная лабораторная база: планируем производить большое количество тестов не только с установками газового пожаротушения, но и с установками тонкораспыленного пожаротушения. Вопросов еще очень много у заказчиков, не все понимают преимущество производимой нами продукции. Так что будем приглашать и показывать производство.
Для реализации сотрудничества с «Росатомом» мы провели порядка 20 испытаний. Причем каждое – это серия из 10–-15 тестов. Все испытания производили в аккредитованных лабораториях, что очень дорого. Но мы для себя многое открываем и радуемся тому, что еще ни одно производимое нами изделие не показало отрицательный результат. Так что мы точно знаем: сегодня производим, завтра будем испытывать, послезавтра после тестов на производстве будем вносить изменения в конструктивную модель и усовершенствовать ее. Вот для чего нам нужен свой испытательный полигон.
Вторая часть контроля качества – на производстве, так называемый «входной контроль». Например, нам
пришлось объяснить и показать специалистам-экспертам «Росатома», как мы добились производства без брака – внедрили до семи этапов входного контроля. Когда нам задают вопрос, почему вы производите узлы в одном месте, а собираете в другом, мы отвечаем: это нам помогает. Наши изделия проходят контроль качества на каждом этапе, и в результате на изделии стоит серия штампов. И когда к нам на сборку в московском регионе приходят узлы, здесь входной контроль также все проверяет. А дальше ОТК на выпуске составляет конечный акт. Если на каком-то этапе находят брак, то сразу проводится служебная проверка.
– За какой период планируете окупить новые производства?
М. Кочетков: Мы живем по другому сценарию: наше производство – это наша стратегическая стабильность сегодня. И развитие – завтра. Поэтому дело не в том, за сколько окупится производство, главное в том, что мы стабильно работаем, на нашу продукцию огромный спрос. Но если что – мы всегда можем сдать часть помещений в аренду. А в принципе производство по канонам инвестиций окупится лет за 5–7 – точно.