/

Как правильно выбрать консультанта в области создания систем комплексной безопасности?

Как правильно выбрать консультанта в области создания систем комплексной безопасности?

download PDF
27 апреля 2021, 10:58    696

Андрей Прозоров

Андрей Прозоров

Директор по специальным технологиям безопасности ГКС, кандидат юридических наук

В настоящее время в нашем сложном и бурно развивающемся мире энтропии мы постоянно прибегаем к услугам консалтинга. В большинстве жизненных ситуаций люди не могут обойтись без специальных знаний и обращаются за помощью к экспертам. Это особенно актуально, когда предъявляются высокие требования к качеству продукта или услуги, когда речь идет о безопасности, о здоровье человека, его жизни. При этом в самых сложных ситуациях люди готовы платить за экспертную оценку «любые» деньги, только чтобы решить стоящие перед ними задачи и избавиться от проблем.

 

Отдельные люди, кто похитрее, платят дважды…

 

 

Как обстоят дела с консалтингом в области комплексной безопасности в России?

 

Консалтинг значительно развит и востребован за рубежом.  В Российской Федерации рынок консультационных услуг только формируется. Вместе с тем потребность в консалтинге растет в России с каждым годом, особенно в такой сложной области деятельности, как обеспечение комплексной безопасности различных объектов.

 

Консалтинг в сфере безопасности – это оказание заказчику экспертной помощи по вопросам, касающимся проектирования, согласования, внедрения и сопровождения  систем безопасности.

 

Консалтинг в области комплексной безопасности, хоть и строится на общих принципах экспертно-консультационной деятельности, но имеет определенную специфику, близкую по своей сути к экспертной инженерно-технической деятельности. Его специфика определяется современными задачами обеспечения антитеррористической защиты объектов, мест массового пребывания людей, обеспечения экономической безопасности предприятий, технологической, промышленной безопасности и охраны труда работников, пожарной безопасности, экологической безопасности территорий, охраны окружающей среды в целом, обеспечения информационной безопасности и мер противодействия кибертерроризму и т.д.

 

Современный подход к обеспечению комплексной безопасности объектов предполагает интеграцию классических (традиционных) систем безопасности, инженерно-технических средств защиты, специальных технологий безопасности, систем защиты информации.

 

Каждое в отдельности средство безопасности или даже определенная система безопасности может решать специфическую задачу выявления, распознавания, локализации и подавления угроз безопасности, но только комплекс специальных технических средств безопасности, интегрированных в систему комплексной безопасности (КСБ), способен обеспечить максимальную защиту объекта, а именно: диагностировать ситуацию, распознать и классифицировать определенные угрозы, по возможности локализовать их, провести ситуационный анализ с целью предупреждения наступления негативных последствий реализации угроз, подавить возникшие угрозы безопасности.

 

Такой сложный организм, как КСБ, предполагает высокоорганизованное управление им посредством комплекса мониторинга и управления, построенного на основе систем оперативного сбора и обработки информации, хранения информации, ее защиты, управления процессами, руководства действиями в различных (в том числе критических) ситуациях.

 

Сегодня у большинства проектных организаций имеются развитые компетенции в области проектирования классических (традиционных) систем безопасности. Однако, похвастаться наличием в своем штате экспертов в области специальных технологий безопасности могут только единицы. Соответственно, и опыт проектирования систем комплексной безопасности, скажем, массовых международных мероприятий, к обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности которых предъявляются самые жесткие требования, имеется не у многих.

 

В настоящее время создание и эффективное функционирование КСБ невозможно без применения глубоких специальных знаний в области безопасности, развитых профессиональных навыков в инсталляции и интеграции сложных технических средств и систем, положительного опыта реализации проектов по безопасности, в том числе защиты массовых международных мероприятий. КСБ с каждым годом становятся сложнее и, соответственно, дороже. Отсюда все более востребованным является профессиональный консалтинг в области технологий безопасности, рациональный подход в построении оптимальных решений защиты людей, процессов, действий.

 

Многие проектные организации заявляют в числе своих услуг проектирование систем:

  • охранной, пожарной сигнализации;
  • пожаротушения;
  • оповещения и управления эвакуацией;
  • контроля доступа;
  • охранного телевидения (объектового видеонаблюдения);
  • охраны периметра.

Однако, когда встает задача проектирования системы комплексной безопасности и, в частности, ее подсистем выявления, распознавания, локализации и подавления диверсионно-террористических средств, систем противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность объектов повышенной опасности, разработки в рамках проекта регламентов досмотра (контроля) людей, перемещаемых вещей, багажа, грузов, строительных материалов, транспортных средств, разработки и согласования в надзорных органах проектных решений размещения источников ионизирующих излучений в составе специальных досмотровых комплексов, для решения этих задач проектные организации привлекают сторонних экспертов или просто отказываются от подобных проектов (например, если у проектной организации отсутствует необходимая лицензия).

 

Каким образом государство контролирует качество проектной документации объектов, возводимых на средства государственного бюджета?

 

Необходимо заметить, что в определенных случаях, когда проект возведения объекта капитального строительства предполагается к реализации за счет средств государственного бюджета, экспертный консалтинг является обязательной процедурой, предусмотренной законодательством РФ.

 

С 17 января 2020 г. проведение проверки достоверности определения сметной стоимости в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации[1], осуществляется в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации в порядке, установленном Положением о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г.  № 145.

 

Одной из организаций, уполномоченной на проведение такой государственной экспертизы является Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы».

 

ФАУ «Главгосэкспертиза России» — государственное учреждение, подведомственное Министерству строительства Российской Федерации, включает команду профессионалов строительной отрасли, внедряющее высочайшие стандарты качества обоснования решений о капитальных вложениях, экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства для обеспечения безопасности граждан, эффективности капитальных вложений и развития инфраструктуры России. С основными полномочиями (задачами и объектами) учреждения можно ознакомиться на официальном сайте организации[2].

 

Сказанное выше в полной мере относится и к проектной документации комплексных систем безопасности объектов капитального строительства, финансирование строительства которых предполагается с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ.

 

Несмотря на то, что уже самим законодательством РФ предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, прежде всего, с целью проверки достоверности определения сметной стоимости, либо без таковой, а также в форме экспертного сопровождения, это совсем не означает, что разработчику проектной документации не потребуется дополнительная помощь со стороны независимых специалистов в подготовке этой проектной документации непосредственно к ее государственной экспертизе. Очень часто у авторов проекта возникает необходимость в обосновании стоимости отдельных средств и систем, объективной оценке их характеристик с целью подтверждения оптимального выбора необходимого оборудования и (или) технологии (системы). Для успешного и быстрого согласования проектного решения при прохождении государственной экспертизы проектанты бывают готовы нести дополнительные расходы и привлекают себе в помощь независимых экспертов.

 

Как запустить в эксплуатацию системы безопасности на коммерческих объектах при этом не потратить огромную сумму на привлеченных экспертов?

 

Несколько иначе обстоит дело в коммерческих проектах, в которых не расходуются средства государственного бюджета или в проектах возведения временных (не капитальных) сооружений. В таких случаях государственная экспертиза проектных решений не требуется. Вместе с тем мы считаем, что и в таких ситуациях проектантам (да и самому Заказчику проекта) очень была бы полезна помощь независимых экспертов.

 

Конечно, многие заказчики пытаются сэкономить средства, причем, предпочитают это делать на системах безопасности. Отсюда качество проектирования названных систем очень часто оставляет желать лучшего. В ряде случаев приходится неоднократно уточнять и перерабатывать проектные решения, а в отдельных случаях Заказчик сталкивается с тем, что не может запустить объект в эксплуатацию, поскольку его не принимают органы, отвечающие за безопасность.

 

Говоря о проектировании комплексных (интегрированных) систем безопасности, по нашим наблюдениям, у проектантов чаще всего возникают сложности при подготовке определенных разделов проектной документации, посвященных комплексной безопасности и антитеррористической защите объектов с массовым пребыванием людей (например, объектов транспортной инфраструктуры, спортивных сооружений, объектов культурыи т.п.), размещению досмотровых средств, систем (комплексов) оперативного выявления, распознавания, локализации и подавления угроз безопасности, разработке регламентов контроля и досмотра, разработке и согласования проектов размещения источников ионизирующих излучений и т.п. Разработка этих разделов ПД требует специальных знаний экспертов в области проектирования систем безопасности, инженерно-технической экспертизы, информационной безопасности.

 

На сегодняшний день таким набором специальных знаний обладают только отдельные центры компетенции, имеющие в своем штате соответствующих экспертов, большой опыт разработки, внедрения и сопровождения систем комплексной безопасности. Содержать таких специалистов в штате каждой проектной организации, думаем, будет нерационально, поскольку задачи разработки КСБ поступают в проектные организации не каждый день, а необходимые эксперты стоят не дешево. Но в тоже время проектировщики должны знать к кому нужно обращаться за экспертно-консультационной поддержкой в случае необходимости.

 

Как выбрать консалтинговую компанию для экспертной поддержи?

 

Консалтинго-экспертная деятельность в области комплексной безопасности, заимствуя у судебно-экспертной деятельности определенные методологические положения, закономерности, базовые установки и культуру, основывается на общих принципах законности, независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследования проблем безопасности, проводимого с использованием современных достижений науки и техники, в том числе цифровых технологий.


Исходя из общих принципов консалтинга возможно конкретизировать следующие существенные принципы этой деятельности в области безопасности:

 

1. Научность. Недопустимо осуществлять процесс консультирования, опираясь только на опыт, который далеко не всегда соответствует положениям научных основ и теории. Консультант-эксперт может опираться на научную истину, дополненную личным опытом, а результаты консультирования сами покажут научную истинность или ложность его рекомендаций.

 

2. Гибкость. Многообразие инструментов, осуществление постоянного мониторинга позволяют быстро менять схему консультирования, обусловливают широкий диапазон применения консалтинга в системах управления безопасностью в разнообразных ситуациях.

 

3. Прогрессивностьозначает динамичность управленческих систем в соответствии с постоянным усложнением деятельности в области безопасности, развитием правовых норм, требующих перманентного развития и совершенствования теоретических основ и практики консалтинга.

 

4. Преемственность. Постоянно развиваясь и совершенствуясь, сам консультант-эксперт сохраняет наиболее эффективные приемы и методы консультантов разных поколений и вносит новации, вырастающие на почве нового опыта и традиций.

 

5. Сохранение системы. Воздействие консультанта-эксперта на систему безопасности заказчика в процессе консультирования до этапа освоения результатов консалтинга не должно нарушать качественных параметров и режима функционирования системы.

 

6. Изменение системы. Результаты консультирования должны значительно изменить качественные параметры систем безопасности, вывести их на новый более развитый уровень, оптимизировать режим функционирования.

 

7. Конкретность. Эффект консультирования обусловливается во многом своевременностью его проведения и соответствием современным условиям. Чтобы отвечать потребностям практики, консалтинг должен четко и конкретно прогнозировать адекватный ответ современным угрозам безопасности.

 

8. Компетентность. Решения о проведении консультирования клиентской организации по вопросам безопасности принимаются только при наличии компетентных консультантов – экспертов в определенных направлениях безопасности  (антитеррористической защите, экономической, промышленной, технологической, экологической, транспортной, информационной и других видах безопасности);

 

9. Динамичность. Процесс консультирования должен вносить в комплексную безопасность клиентской организации необходимую динамику, которая сохраняется в ней и после завершения консультирования.

 

10. Научная перспектива. В процессе консалтинга возможно появление новых средств, методов, технологий, подходов обеспечения безопасности, поэтому консультанты не только реализуют новые знания в своей деятельности, но и определяют перспективные направления развития консалтинга в области безопасности.

 

11. Креативность. Для консалтинга неприемлемы раз и навсегда установленные правила, приемы, методы. Экспертно-консультационный процесс требует постоянного творчества, поиска нестандартных решений и нетрадиционных подходов. В различных ситуациях, зачастую тупиковых, консультанты используют уникальные, изобретенные ими методы, приемы и технологии для обеспечения безопасности.

 

12. Эффективность. Условия деятельности консультантов таковы, что они постоянно ищут пути повышения эффективности консалтинга, ибо заказчик постоянно держит руку «на пульсе» и оценивает качество услуги.

 

Рассматривая развитие консалтинга в Российской Федерации, следует заметить, что консалтинговая деятельность не подлежит лицензированиюв соответствии с Федеральным законом РФ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 г.

 

Вместе с тем при осуществлении такой деятельности в области безопасности в отношении определенных видов объектов и для решения определенных задач на территории Российской Федерации требуются специальные разрешительные документы (в этом как раз наблюдается специфика консалтинга в области безопасности), например, сертификат ISO-9001, СРО на проектирование, лицензия Роспотребнадзора на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения и прочие. Могут также потребоваться и другие лицензии и свидетельства для предоставления услуг консалтинга в определенных учреждениях, которые определяются их спецификой (например, для работы на объектах Газпрома, Росатома, на территории российских загранучреждений и т.п.).

 

Таким образом, исходя их сказанного выше, экспертно-консультационные услуги в области безопасности не может предоставлять абы кто. Соответственно, заказчики услуг консалтинга в сфере технической безопасности должны четко представлять себе, к кому они обращаются за помощью и понимать, на что они могут рассчитывать. Консалтинг экспертов стоит дорого, тогда как экономия на нем и проект систем безопасности, созданный по остаточному принципу, как правило, оборачиваются серьезными неприятностями в будущем – при сдаче объекта в эксплуатацию.

 

Услуги экспертного консалтинга в сфере комплексной безопасности могут быть представлены по следующим направлениям:

 

  • Инженерно-техническая экспертиза систем безопасности объектов на предмет оценки эффективности: их антитеррористической защиты, экономической безопасности, технологической, промышленной безопасности и охраны труда работников, экологической безопасности, информационной защиты и т.д.
  • Разработка моделей угроз, концепций (стратегий, паспортов) обеспечения безопасности, регламентов применения специальных технических средств в аспекте противодействия терроризму, экономическим преступлениям, незаконному обороту веществ, материалов и изделий повышенной опасности, противодействия распространению биологических угроз, обеспечения промышленной, экологической, информационной безопасности и т.д.
  • Инженерно-экономическая оценка технических заданий (ТЗ) и проектной документации КСБ. Имитационное моделирование процессов и действий, которые могут реализовываться при внедрении разработанных проектных решений.
  • Экспертное сопровождение согласования проектной документации (по заданию Заказчика) в компетентных органах.
  • Экспертное сопровождение НИР и НИОКР в области безопасности.
  • Технический контроль внедрения продуктов и решений в области безопасности на объектах Заказчика.
  • Разработка интеграционных моделей, контроль интеграции средств (систем) безопасности при создании комплексов (ситуационных центров) управления КСБ.
  • Организация и планирование технической поддержки внедренных продуктов и решений в области безопасности.
  • Тренинг персонала Заказчика.

 

Представленный выше объем услуг экспертного консалтинга в области безопасности сегодня уже не вмещается в рамки только проектирования КСБ. Возникновение новых видов угроз, усложнение структуры и функционала объектов строительства, развитие инфраструктуры, сложность средств (систем) и технологий безопасности, необходимость цифровизации и интеграции все чаще ставят задачу использования глубоких экспертных знаний в области безопасности более широко.

 

В случае необходимости модернизации существующей или построения новой системы комплексной безопасности мы советуем заказчикам обращаться в проверенные компании – к опытным экспертам в области безопасности. Они всегда подскажут оптимальное решение, избавят от непрофессиональных действий, неоправданных финансовых затрат, позволят избежать неожиданностей на этапе согласования и внедрения решений в области безопасности.

 

Никогда не экономьте на экспертизе систем безопасности и всегда помните: «Скупой платит дважды!»

 

[1] В случае, если сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. В случае, если указанная сметная стоимость строительства не превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит такой проверке, если это предусмотрено договором.

(в ред. Федеральных законов от 26.07.2017 N 191-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ, от 31.07.2020 N 264-ФЗ)

 

[2] https://gge.ru/about/#block

 

 

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Вы должны авторизоваться, чтобы написать комментарий


    Яндекс.Директ

    RUБЕЖ в facebook RUБЕЖ в vk RUБЕЖ в twitter RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в google+ RUБЕЖ в instagram RUБЕЖ-RSS

    Контакты

    Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

    Тел./ф.: , +7 (495) 539-30-20

    Время работы:

    E-mail: info@ru-bezh.ru

    E-mail: help@ru-bezh.ru - по техническим вопросам


    Свидетельство о регистрации ФС77-78638 от 10 июля 2020г

    выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,

    информационных технологий и массовых коммуникаций.

    Для рекламодателей

    E-mail: reklama@ru-bezh.ru

    тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

    total time: 0.2368 s
    queries: 164 (0.0189 s)
    memory: 2 048 kb
    source: database
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.