Валерий Петров
Директор по безопасности ООО «СОДИС ЛАБ», член Технического комитета 208 «Антитеррористическая и охранная деятельность»
В целях выработки мер противодействия террористическим проявлениям и реализации положений Конституции Российской Федерации в части повышения безопасности населения страны органами власти принят ряд законодательных и нормативных правовых актов. Государство принимает меры социально-экономического характера, что в определенной мере способствует снижению риска проявления терроризма. Однако актуальность разработки способов противодействия этим угрозам в нынешних условиях возросла и требует системного подхода по разным направлениям.
Антитеррористическая защищенность объекта
В 2013 году в федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» было введено новое понятие «антитеррористическая защищенность объекта». Правительство Российской Федерации наделено полномочиями устанавливать обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов, а на физических и юридических лиц возложена ответственность за их выполнение.
Во исполнение данных требований Правительством было выпущено более 40 постановлений, регламентирующих требования к антитеррористической защищенности зданий и сооружений, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти или относящихся к их сфере деятельности на всех этапах их жизнедеятельности – проектирования, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации. Исключение составляют многоквартирные жилые здания. Это связано с тем, что многоквартирный дом находится в общей собственности владельцев жилья. А закон распространяется на места общего пользования, в которых может находиться более 50 человек.
Указанные нормативные правовые акты также регулируют вопросы организации антитеррористической деятельности на объектах, категорирование этих объектов по террористической опасности и разработке паспортов безопасности на эти объекты или территории. Установленные требования в части оснащения зданий и сооружений средствами инженерной защиты и инженерно-техническими средствами охраны носят общий характер. В них нет конкретики какие помещения или критические элементы необходимо защищать и какими техническими средствами – какое оборудование должно использоваться при решении задач по выявлению попыток проноса запрещенных веществ и предметов (оружия, боеприпасов, взрывчатых, химических, отравляющих веществ, биологически опасных агентов и др.).
Проектирование инженерно-технических средств охраны
В соответствии с действующими нормативными правовыми актами решения по инженерной защите объектов должны осуществляться в соответствии с федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а выбор и оснащение объектов инженерно-техническими средствами и системами охраны конкретных типов определяются в техническом задании на проектирование инженерно-технических средств охраны при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции или модернизации объектов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации, Технический регламент о безопасности зданий и сооружений и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации в этой сфере также содержат положения о необходимости предусматривать разработку мероприятий и технических решений, обеспечивающих выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов на этапе их проектирования, строительства (реконструкции, капитального ремонта) и эксплуатации в проектной документации. Однако документы по стандартизации, в результате применения которых обеспечивается выполнение этих требований, отсутствуют.
Единственный документ по стандартизации в сфере антитеррористической деятельности – свод правил СП 132.13330.2011 «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования» – был выпущен до внесения изменений в законодательство о противодействии терроризму и в настоящее время не соответствует положениям нормативных правовых актов, а по некоторым вопросам противоречит. В частности, порядок классификации объектов, предусмотренный сводом правил, не соответствует порядку и критериям категорирования объектов, установленным в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации. Свод правил не содержит требований к проектным решениям по оснащению объектов инженерно-техническими средствами на стадии проектирования и строительства, а лишь предлагает предусматривать возможность оснащения, что не обеспечивает выполнения установленных законодательством требований к антитеррористической защищенности объектов при вводе в эксплуатацию. Это, в свою очередь, может привести к дополнительным строительно-монтажным работам и финансовым затратам после сдачи объекта.
Национальные стандарты по антитеррористической защищенности
Одним из направлений работы Технического комитета 208 «Антитеррористическая и охранная деятельность» является разработка проектов национальных стандартов, направленных на выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов на всех этапах их жизненного цикла. Надо отметить, что аналоги международных норм и правил в этой области, которые можно было бы использовать, отсутствуют.
Основные цели разработки нацстандартов:
- формирование единого понятийного аппарата для использования всеми субъектами, участвующим в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий);
- формирование общих типовых инженерных и инженерно-технических мероприятий и решений, направленных на обеспечение выполнения установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к антитеррористической защищенности объектов;
- обеспечение антитеррористической защищенности объекта, связанной с применением технических систем и средств, а также внешних средств уменьшения риска;
- определение состава и назначения технических систем и средств системы антитеррористической защиты объекта в достижении минимально необходимого уровня антитеррористической защищенности объекта.
В 2022 году был разработан и утвержден первый национальный стандарт в области антитеррористической защиты – ГОСТ Р 70620-2022 «Антитеррористическая защищенность. Термины и определения», который сформировал единый понятийный аппарат.
В настоящее время прошел публичные обсуждения и находится на стадии согласования в ТК 208 и утверждения в Росстандарте России проект ГОСТа под названием «Антитеррористическая защищенность. Мероприятия и решения по обеспечению антитеррористической защищенности объектов. Общие положения», разработанный ООО «СОДИС ЛАБ». Данный стандарт предназначен для применения собственниками объектов – юридическими и физическими лицами, проектными организациями при разработке проектной документации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при осуществлении своих полномочий в области противодействия терроризму и мониторинга состояния антитеррористической защищенности объектов. Документ также может быть использован заказчиками при формировании заданий на разработку проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта или модернизацию комплекса инженерно-технических средств, при разработке проектной документации, методических рекомендаций ведомств и организаций в сфере профилактики терроризма.
К сожалению, положение о составе и содержании разделов проектной документации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87, не содержит полноценного раздела по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, что не всегда позволяет экспертам проектной документации полноценно определить уровень защищенности объекта. Считаю целесообразным сформировать требования к содержанию единого раздела по антитеррористической защищенности объекта по аналогии с разделом в части обеспечения пожарной безопасности.
Еще одна проблема в том, что федеральный закон «О противодействии терроризму» обязывает физических и юридических лиц, являющихся на каком-либо законном основании правообладателями объектов (территорий), выполнять требования по антитеррористической защищенности. Однако в настоящий момент отсутствует перечень угроз террористического характера, от которых необходимо обеспечить защиту и которые можно было бы принять за базовые при разработке проектных решений. Исключение – объекты транспортной инфраструктуры. У собственника здания или заказчика понимания, от чего именно защищать объект, нет. Это, в свою очередь, может отрицательно сказываться на разработке оптимальных решений по обеспечению антитеррористической защищенности. Было бы полезным такой перечень разработать и утвердить на правительственном уровне в виде классификатора.
Основными направлениями в создании системы антитеррористической защиты являются:
- Обеспечение необходимого уровня антитеррористической защищенности зданий и сооружений различного функционального назначения на этапе их проектирования и строительства (реконструкции и модернизации) в части их оснащения необходимыми техническими средствами и системами.
- Совершенствования организационных мер при проведении массовых, в том числе зрелищных, мероприятий.
- Подготовка квалифицированных кадров на всех уровнях, способных решать задачи профилактики проявления терроризма и минимизации последствий.