Валерий Петров
Директор по безопасности ООО «СОДИС ЛАБ», член Технического комитета 208 «Антитеррористическая и охранная деятельность»
В России более 40 постановлений Правительства регулируют антитеррористическую защищенность объектов. Но ни один документ не дает четкого ответа на вопрос, как реализовать эти требования на практике. Проектировщики годами сталкивались с разрозненными инструкциями, что сказывалось на качестве проектной документации. ГОСТ Р 71917-2024 «Антитеррористическая защищенность. Мероприятия и решения по обеспечению антитеррористической защищенности объектов. Общие положения» разработан для унификации общих подходов по обеспечению выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов капстроительства на всех стадиях их жизненного цикла, с момента проектирования и до эксплуатации. Вступил в силу 1 марта 2025 года.
Новый ГОСТ Р 71917-2024, разработанный при участии ведущих экспертов отрасли, призван на этапе проектирования объектов обеспечить реализацию требований к их антитеррористической защищенности, а впоследствии помочь подразделениям охраны выполнять задачи по обеспечению безопасности объекта, закрывать многие пробелы.
ПРЕДПОСЫЛКИ: ОТ ДОМОДЕДОВО ДО ЧЕМПИОНАТА МИРА
История ГОСТ Р 71917-2024 началась после теракта в аэропорту Домодедово в 2011 году, после которого стало очевидно: разрозненные требования к безопасности не работают. Первая попытка создать свод правил (СП) наткнулась на сопротивление Минрегиона: ведомство опасалось, что стандарт будет способствовать значительному удорожанию строительства. Однако в «СОДИС ЛАБ» мы создали свой внутренний стандарт организации на основе несостоявшегося СП и уже тогда стали его с успехом применять при проектировании олимпийских объектов в Сочи, а позже — стадионов, принимавших участие в проведении Чемпионата мира по футболу в России. Тогда мы впервые доказали, что системный подход повышает безопасность, но при этом не приводит к значительному удорожанию строительства объектов, в проектировании которых мы принимали участие. Зато проектировщики точно понимали, почему и для чего мы закладываем определенные нормы и технические средства в нашу проектную документацию.
К 2017 году, с ужесточением ФЗ-35 «О противодействии терроризму», потребность в стандарте стала критической. 48 профильных постановлений Правительства РФ содержали общие требования, но не давали ответа, как их выполнять при проектировании объектов. Например, инженерно-техническую укрепленность (окна, двери, ограждения) проектировали все, но в документах ее роль почти не описывали. В результате экспертиза могла пропустить проект, где антитеррористические меры сводились к установке рамки металлодетектора, а защита от тарана автотранспортом, например, отсутствовала, хотя такой способ угрозы террористической направленности существует и не один раз использовался террористами.
НА ЧЕМ ОСНОВАН СТАНДАРТ
При разработке ГОСТа мы изучали международный опыт (Америка и Израиль), но готовых решений не нашли: ни в США, ни в Израиле не было выработано единых стандартов, которые можно было бы взять на вооружение. В США тему заблокировали на уровне госструктур, а в Израиле, вопреки ожиданиям, не оказалось единого стандарта. Поэтому мы опирались на внутренний опыт компании. Например, при проектировании стадионов к ЧМ-2018 выяснилось: если четко прописать в проектной документации функции каждого элемента (видеокамеры не просто «наблюдают», но фиксируют лица в толпе, а досмотровые зоны проектируются с учетом потоков людей), безопасность становится частью инфраструктуры, а не набором разрозненных устройств. Накопленный опыт и лег в основу ГОСТ Р 71917-2024.
ЧТО МЕНЯЕТ ГОСТ
Главное новшество стандарта — переход от абстрактных требований к функциональным.
Например:
- видеонаблюдение должно не просто «присутствовать», а обеспечивать выполнение задач, которые мы ставим для этой системы в проекте (распознавание, видеомониторинг и другие, в зависимости от функционала объекта и его значимости);
- архитектурные элементы (лестницы, ограждения, цветочницы, малые архитектурные формы) мы, например, рассматриваем в ряде случаев как противотаранное средство и даем рекомендации по месту их размещения в рамках проекта по благоустройству.
Но ключевое изменение — подход к проектной документации. ГОСТ Р 71917-2024 жестче регламентирует требования к техническим средствам охраны. Если стандарт включат в реестр обязательных, производителям дешевых камер со «слепыми зонами» придется либо улучшать продукцию, либо уходить с рынка. Сейчас заказчики часто экономят на качестве систем безопасности, например, на видеокамерах, а потом службы безопасности или следственные органы не могут идентифицировать подозреваемых. Согласно данному стандарту, при проектировании систем безопасности придется соблюдать все технические требования, а если и менять оборудование, то на аналогичное и с теми же техническими характеристиками.
Также стандарт несет в себе некоторые изменения для проектировщиков: ГОСТ требует описывать не только технические параметры систем, но и их роль в решении задач по предотвращению угроз. Это и будет обоснованием принимаемых технических решений в проекте.
Чтобы стандарт заработал, его необходимо включить в реестр документов стандартизации, которые используются для проектирования объектов. Но даже без этого заказчики могут требовать его соблюдения, включая его в задание на проектирование. Наш опыт применения ГОСТа как внутреннего стандарта показал: органы экспертизы принимают все сделанные на его основе проектные решения, значит, механизм рабочий.
Более того, при публичном обсуждении ГОСТа мы учли все замечания специалистов и экспертов в этой области, произвели совместную доработку и включили некоторых из них в соавторы документа.
Однако для всеобщего эффективного внедрения стандартов нужны два шага:
- Правки в постановление Правительства № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», чтобы консолидировать все антитеррористические меры в одном разделе проектной документации.
- Обучение проектировщиков необходимым навыкам от анализа угроз (например, для больниц критично защитить системы жизнеобеспечения, а для стадионов — предотвратить панику) до работы с новыми требованиями.
Для полноценной реализации всех требований ГОСТа необходимо сконцентрировать все антитеррористические меры в одном разделе, что позволит экспертам видеть полную картину, а не искать каждое требование по разделу или подразделу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГОСТ Р 71917-2024 — не просто технический документ. Это попытка преодолеть разрыв между законодателями, проектировщиками, заказчиками и службами безопасности. Когда все участники процесса говорят на одном языке, где «видеонаблюдение» означает не просто камеры, а инструмент предотвращения теракта, безопасность перестает быть формальностью.