АПК «Безопасный город» войдет в структуру комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения
Сергей Качанов
Заместитель начальника Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ))
Доклад на VI Федеральной конференции «Critical Communications Russia - Инновационные цифровые технологии для обеспечения безопасности государства, общества, бизнеса».
Системы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
На самом деле мы рассматриваем эту площадку не только с точки зрения доведения наших основных требований и стандартов в области обеспечения безопасности, но и подпитываемся от вас теми новыми идеями, которые целесообразно внедрить в нашу повседневную деятельности.
Наш институт является головным институтом в стране, вернее возглавляет технический комитет, это комитет ТК 71 – стандарты в области безопасности в чрезвычайных ситуациях и ТК 223 – гражданская защита и международные стандарты в области обеспечения безопасности.
Я обычно выступаю в конце, я даже люблю выступать в конце, потому что по результатам выступлений предыдущих докладчиков, я, как правило, переделываю свой доклад, иногда просто его отбрасываю и рассказываю совсем о других вещах. Тех, что больше интересуют публику. Но сегодня такая вот уникальная ситуация, когда я выступаю одним из первых, и для того, чтобы сократить время, я зачитаю тезисно те мысли, которые считаю нужным до вас донести.
Тема моего сегодняшнего доклада – цифровая трансформация систем обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Успешное проведение в Рио-де-Жанейро в 1992 году конференции по окружающей среде и развитию, а также встреча на высшем уровне, на которой присутствовали главы и представители 179 национальных правительств, положила начало реализации в большинстве стран-участниц основных принципов устойчивого развития. Устойчивость социально-экономического развития любой страны во многом определяется состоянием ее национальной безопасности, то есть возможностям государства по эффективному противодействию возникающим вызовам и угрозам.
20 лет спустя, в 2012 году, в итоговый документ конференции ООН по устойчивому развитию, озаглавленный «Будущее, которого мы хотим», были включены положения, что вопросы по снижению риска бедствий при устойчивом развитии должны решаться в первоочередном порядке. Необходимость эффективного решения этих вопросов обусловила разработку Сендайской рамочной программы по снижению рисков бедствий на 2015-2030 годы. Она была принята на III Всемирной конференции ООН по снижению риска бедствий. При этом одной из 17 стратегических целей ООН в области устойчивого развития стала стратегия «Устойчивые города и населенные пункты».
Следует отметить, что именно в рамках тематического блока «Устойчивое развитие городов» Европейская экономическая комиссия ООН в 2012 году сформировала новое направление «Умный и устойчивый город». Где под умным и устойчивым понимался город, использующий инновационные технологии и средства для повышения уровня жизни и эффективности деятельности и услуг, а также конкурентоспособности при обеспечении и удовлетворении потребности настоящего и будущего поколений в социальных, культурных и правоохранительных аспектах.
В стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 683 в конце 2015 года, подчеркивается неразрывная взаимосвязь и взаимозависимость национальной безопасности и социально-экономического развития страны. Как отметил на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге глава МЧС Владимир Пучков, сфера безопасности и устойчивости работы должна развиваться на шаг впереди по сравнению с экономикой, но никак не наоборот: нельзя сначала положить асфальт, а потом делать канализацию.
Важным направлением дальнейшего повышения качества эффективности дальнейшего обеспечения безопасности жизнедеятельности должна стать цифровая трансформация управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации негативных последствий кризисных ситуаций и происшествий.
За последние два десятилетия на территории субъектов Российской Федерации было собрано и развивалось большое количество слабо интегрированных автоматизированных систем в различных сферах обеспечения безопасности жизнедеятельности. Такие системы, кроме сопряжения друг с другом, должны также взаимодействовать с автоматизированными системами в других областях государственного и муниципального управления, так как именно в них формируется основная информация об объектах защиты. Разнородность и независимость этих систем затрудняет их взаимодействие друг с другом и увеличивает общие финансовые затраты на общее информационное, техническое сопряжение и эксплуатацию.
От такого «цифрового феодализма» снижается эффективность совместного согласованного использования систем обеспечения безопасности, процесс антикризисного управления и, в конечном счете, эффективность реагирования.
Вместе с тем, время оперативного реагирования является важнейшим показателем его эффективности. Так, например, статистика ДТП показывает, что из-за отсутствия своевременной близкой помощи умирает от 15% до 20% от общего числа всех погибших.
Как правило, оказанию такой экстренной медицинской помощи предшествует работа по ликвидации последствий ДТП и спасательные работы. То есть необходимо организовать слаженные совместные действия полиции, пожарных и спасательных подразделений и бригад скорой медицинской помощи – так называемое правило «золотого часа».
Цифровая трансформация систем обеспечения безопасности деятельности должна предусматривать сквозную, бесшовную и комплексную информатизацию процессов антикризисного управления.
Она достигается путем сопряжения и автоматического обмена данными между взаимодействующими специализированными системами, автоматизируя его отдельные функции, отбора данных об обстановке до принятия управленческих решений и доведения задач до исполнителей, консолидацию соответствующих информационных ресурсов и предоставление пользователям в требуемом объеме собранных и консолидированных сведений.
Такой комплексный подход может существенно повысить оперативность и эффективность кризисного управления на основе обеспечения согласованного и слаженного функционирования взаимодействующих систем.
Внедрение комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельность населения (КСОБЖН) является одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций до 2030 года, утвержденных приказом Президента Российской от 11 января 2018 года, за номером 12.
Еще в 2010 году руководством МЧС, МВД и ФСБ России была утверждена и направлена для реализации в субъекты Российской Федерации концепция КСОБЖН, однако она не имела нормативно-правового статуса. При этом в составе пользователей КСОБЖН, определенных концепцией, отсутствовали органы местного самоуправления, что явилось одной из причин актуализации в 2014 году проекта АПК «Безопасный город».
В целях координации решаемых задач по информатизации антикризисного управления на муниципальном уровне постановлением Правительства Российской Федерации была создана межведомственная комиссия по вопросам, связанным с внедрением и развитием АПК «Безопасный город». Для методического обеспечения этих вопросов разработана соответствующая Концепция, утвержденная распоряжением Правительства РФ. Вместе с тем анализ практического опыта создания АПК «Безопасный город» в муниципальных образованиях показывает, что построение этого комплекса без учета их места в системе КСОБЖН Российской Федерации снижает эффективность их внедрения. Таким образом, АПК «Безопасный город» рассматривается как один из инструментов для эффективной реализации КСОБЖН на местном уровне.
В концепции региональной информатизации определено, что сфере безопасности жизнедеятельности необходимо реализовать автоматизированный информационный обмен между органами государственной власти в субъектах Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления и администрациями объектов, для реализации комплексного мониторинга и управления уровнем угроз общественной безопасности, координации действий по предотвращению кризисных и чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
В соответствии с Концепцией, для решения этой задачи должна использоваться региональная информационная и коммуникационная инфраструктура, которая будет создаваться в субъектах Российской Федерации на основе следующих основных принципов. Формирование интегрированной вычислительной сетевой среды, совместно используемой органами государственной власти и органами местного самоуправления, построение региональных информационных систем по сервисной архитектуре, стандартизация и обеспечение используемых в регионе информационных и коммуникационных систем.
На основе накопленного в субъектах Федерации опыта по созданию АПК «Безопасный город» и КСОБЖН МЧС России в приказе от 2 марта 2017 года поставило задачу актуализировать Концепцию комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, с учетом интеграции КСОБЖН в АПК «Безопасный город».
В соответствии со стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы основными целями развития КСОБЖН в субъектах Федерации должны являться обеспечение следующих национальных интересов. Развития человеческого потенциала в сферах обеспечения безопасности жизнедеятельности на основе формирования информационного пространства, обеспечение безопасности граждан государством, развития взаимодействия по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности граждан и организаций, органов госвласти и органов местного самоуправления. Повышение эффективности государственного, муниципального и кризисного управления.
Основными сегментами в КСОБЖН будут являться – сегмент защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правоохранительный сегмент и сегмент безопасности среды обитания.
Пользователями КСОБЖН являются территориальные органы исполнительной власти, соответствующие региональные и муниципальные органы управления и организации, решающие задачи по защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания. И конечно же, пользователями КСОБЖН во всех ее сегментах являются граждане Российской Федерации, а также социально ориентированы общественные объединения в сферах обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Таким образом, КСОБЖН должна представлять собой интегрированную, автоматизированную, организационно-управляющую систему, специализированную как экосистема взаимодействующих автоматизированных систем территориальных органов и федеральных органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, решающих на территории субъекта Федерации задачи мониторинга и прогнозирования кризисных ситуаций, а также поддержки принятия решений по защите от чрезвычайных ситуаций, обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.
Центральными компонентами коммуникационной и информационной инфраструктуры будет являться региональный интеграционный центр обработки данных и региональная цифровая платформа, обеспечивающие автоматизированное взаимодействие и консолидацию информационных ресурсов региональных автоматизированных систем, аппаратно-программных комплексов «Безопасный город» и также тех муниципальных и объектовых систем, которые на местном уровне не интегрированы в аппаратно-программный комплекс «Безопасный город».
Коммуникационные услуги по обеспечению безопасности жизнедеятельности будет предоставляться конечным пользователям через сервисы региональной цифровой платформы. Для полного и качественного удовлетворения потребностей пользователей возможности региональной цифровой платформы должны дополняться привлекаемыми сервисами и информационно-вычислительными ресурсами сторонних провайдеров услуг, в том числе – сервисами, предоставляемыми федеральными информационными системами в сферах обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Для обеспечения сквозной бесшовной информатизации процессов антикризисного управления в рамках цифровой платформы должны быть реализованы соответствующие функциональные подсистемы: комплексного мониторинга, предназначенные для собора и первичной обработки данных на территории различных объектов, приема и обработки сообщений, предназначенных для приема и обработки сообщений от населения, поддержки принятия решений, предназначенные для обеспечения процессов прогнозирования обстановки, поддержки принятия решений и планирования их реализации, обеспечение координации и взаимодействия предназначенные для формирования единого информационного пространства формирования согласованных действий для обеспечения контроля и выполнения принятых решений. И, конечно, комплексное информирование и оповещение.
Для разработки прикладного программного обеспечения функциональных подсистем КСОБЖН целесообразно использовать возможности создаваемых в рамках программы «Цифровая экономика» базовых инфраструктурных платформ и сквозных технологий. Только такой подход позволит существенно ускорить процесс разработки новых сервисов КСОБЖН.
Можно сделать следующие выводы.
В программе «Цифровая экономика» Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года, подчеркивается, что настоящая программа направлена на создание условий для развития общества знаний, улучшение доступности и повышение качества государственных услуг для граждан, как внутри страны, так и за ее пределами. Отмечается, что реализация отдельных направлений по отраслям экономики – в первую очередь, в сфере здравоохранения, создания «Умных городов» и государственного управления, включая контрольно-надзорную деятельность, будет осуществляться на основе дополнения настоящей программы соответствующими разделами, а также разработкой и реализацией соответствующих планов мероприятий, реализованных в рамках системы управления и реализации настоящей программы.
В целях эффективной реализации программы МЧС России считает актуальным цифровую трансформацию процессов антикризисного управления и создание следующих цифровых платформ, обеспечивающих устойчивость социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Это – цифровая платформа обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, предназначенная для поддержки принятия решения по защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания и цифровая платформа мониторинга и прогнозирования кризисных ситуаций и происшествий, предназначенная для обеспечения стороннего контроля состояния комплексной безопасности на территории субъекта Российской Федерации.
Для достижения поставленных целей предстоит создать единую систему классификации и кодирования информации, представляющую собой совокупность необходимых общероссийских ведомственных, региональных, муниципальных и объектовых классификаторов и словарей, а также правил приведения их в соответствие друг другу. Выбрать из действующих или создать новые цифровые карты для АПК «Безопасный город» и КСОБЖН, стандартизировать межуровневое и межведомственное взаимодействие на основе единого стека открытых протоколов. Мы должны не просто разработать такой стек открытых протоколов, но и обеспечить контроль над соблюдением производителями автоматизированных систем в области обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания этих стандартов.
Выбрать из действующих или разработать новые типовые программные продукты поддержки принятия решений в кризисных ситуациях, основанные на определенных межведомственной рабочей группой методиках. Сейчас это – «цифровой зоопарк».
Далее – необходимо разработать унифицированные типовые программно-технические решения для цифровой платформы АПК «Безопасный город» и Единых центров обработки документов (ЕЦОД) с использованием российского программного обеспечения на открытых кодах и протоколах.
Создать стенд, включающий типовое программно-техническое решение для цифровой платформы АПК «Безопасный город», Региональных информационных центров обработки данных (РИЦОД) и сопряженные с ними типовые решения по автоматизированным системам мониторинга природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, системами оповещения, системой 112, получение информации с видеокамер, от систем ЖКХ и тому подобное.
Разработать типовые модели угроз в области обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания населения. Сейчас их нет
Разработать типовой регламент информационного взаимодействия имеющихся федеральных и региональных информационных систем с АПК «Безопасный город» и КСОБЖН, с учетом существующих регламентов межведомственного взаимодействия НЦУКС (Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России) и системы 112.
Разработать типовые ТЗ и технические проекты на создание РИЦОД, включая раздел антитеррористической защищенности. Провести апробацию предлагаемых решений в пилотных зонах и по результатам внести необходимые изменения.