Роман Карякин
Исполнительный директор, руководитель органа по сертификации ООО «ИНТЕРСЕРТИФИКА»
В бизнесе одним из ключевых конкурентных факторов может выступать доверие – к деловому партнеру, заявленным характеристикам продукции, демонстрируемому сертификату. Для проверки контрагентов используются специальные ресурсы и базы данных, для проверки технических характеристик продукции – инструментальный контроль. Сертификация систем менеджмента качества и поддержание максимального «индекса доверия» к системам добровольной сертификации путем аккредитации положительно влияют на репутацию заказчиков таких систем.
Альтернатива постоянным проверкам
Международные стандарты ISO серии 9000 появились в 1987 году и постепенно стали очень популярными. Они содержали (и в актуальных версиях также содержат) требования к системе управления организацией, реализация которых позволит гарантировать определенный уровень качества и обеспечить выполнение контрактных требований. В это же время появился институт сертификации – проверки систем менеджмента качества независимой стороной (органами по сертификации).
Это стало единственной альтернативой многочисленным проверкам организаций-производителей со стороны потребителей. На международном уровне решили создать единые правила для стандартизации процесса аудита и повышения доверия к выдаваемым сертификатам. Так было положено начало реализации подхода «Сертифицирован однажды – признан везде». В дальнейшем это стало девизом Международного форума по аккредитации – International Accreditation Forum (IAF): в него вошли все национальные органы по аккредитации отдельных стран. Россию представляет Федеральная служба по аккредитации. Именно Росаккредитация осуществляет аккредитацию органов по сертификации – как в обязательной, так и добровольной сферах.
Сорняки на поле сертификации
Сертификация систем менеджмента качества на соответствие ISO 9001 (и его национального аналога ГОСТ Р ИСО 9001) относится к сфере добровольной сертификации. Казалось бы, все просто: хочешь работать в сфере сертификации систем менеджмента – пройди аккредитацию и начинай, периодически проходя проверки со стороны Росаккредитации. Однако регулятор начал работать на «поле», которое давно засеяли и даже получили всходы.
В 2002 году вступил в силу Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании», в котором вводилось такое понятие, как «система добровольной сертификации» (далее СДС). СДС создавались юрлицами или индивидуальными предпринимателями и могли регистрироваться в Росстандарте. А могли и не регистрироваться. В дальнейшем это не играло никакой роли, потому что регистрация СДС была простой формальностью. Самое главное заключалось в том, что никто в дальнейшем не проверял и не контролировал работу зарегистрированных систем добровольной сертификации.
За 21 год это породило более 700 зарегистрированных СДС, подавляющее большинство которых без каких-либо аудитов выдавали сертификаты соответствия систем менеджмента качества по ISO 9001. Каждая СДС самостоятельно писала для себя правила своего функционирования и работала по ним. Понятно, что создаваемые правила не учитывали международную практику проведения аудита и ориентировались исключительно на получение прибыли.
Необязательность аккредитации СДС дискредитировала изначальную идею, что сертификаты показывают уровень зрелости и надежности компании в части соблюдения контрактных обязательств и требований по качеству. Фактически узаконенная продажа сертификатов привела к подрыву доверия к национальным органам по сертификации систем менеджмента качества. Сегодня сертификаты на систему менеджмента можно купить в интернете за 4-5 тыс. рублей.
Доверие вернет …СДС!
Как же можно вернуть доверие к системе сертификации? Ответ, как ни странно, кроется в тех же самых пресловутых СДС. В мире этот механизм применяется достаточно широко, но несколько иным образом. Изначально такие системы (схемы) создавались крупными консорциумами или объединениями. Участники совместно разрабатывают внутренние стандарты, беря за основу лучшие практики (чаще всего стандарт ISO 9001). Так поступили в автомобильной промышленности (IATF), в сфере авиастроения (IAQG), в пищевой промышленности.
В качестве обязательного критерия для признания возможности работать от имени такой группы практически всегда выбирается наличие у органов по сертификации национальной и/или международно признаваемой аккредитации. Этот критерий является минимальным, но недостаточным для подтверждения квалификации органов по сертификации. Чаще всего группы ужесточают требования к процессу проведения аудита. А заодно – к компетентности аудиторов (требуя у них профильного образования, большого практического опыта работы и регулярного обучения), к обмену информацией между заинтересованными сторонами (например, ведение общедоступного портала выданных сертификатов), к прозрачности процесса проведения аудита (проводя периодические надзоры за аудиторами в ходе проведения аудита).
Смысл дополнительных требований – не допустить к проверкам некомпетентных аудиторов и отсечь органы по сертификации, нацеленные на торговлю документами. В некоторых случаях держатели схем признают единственный орган по сертификации, который проводит полный комплекс работ и подотчетен непосредственно создателям. Весь этот комплекс мер приводит к тому, что сертификаты, выдаваемые допущенными органами, действующими под жестким контролем со стороны таких схем сертификации (или систем сертификации в российской терминологии), вызывают доверие и принимаются всем игроками на рынке.
Отраслевые системы укрепляют государственные институты
В различных экономиках и отраслях в дополнение к государственной регулятивной функции (аккредитации) деловым сообществом начинают применяться негосударственные механизмы регулирования. Например, для выращивания местных поставщиков, ограничения недобросовестной конкуренции, лоббирования и защиты технологического суверенитета.
В дальнейшем такие схемы сертификации «обрастают» партнерами и эффективно встраиваются в экономические процессы государства. Банки охотнее дают кредиты и предлагают более низкие проценты сертифицированным компаниям, страховые компании предлагают льготные программы. Государство от этого процесса также получает выгоду в виде появления новых производств и рабочих мест, расширения налоговой базы, инвестиций в производственную инфраструктуру, роста уровня оплаты труда в регионе.
Кроме того, применение схем сертификации с высокими требованиями к сертифицируемым системам менеджмента мотивирует инвестировать в локализацию производства и создание отлаженных производственных процессов. В условиях отхода от принципов глобализации именно это может стать стимулом развития отечественных производителей и одним из факторов роста российской экономики.