/ /

Технические системы безопасности в рамках гособоронзаказа

Технические системы безопасности в рамках гособоронзаказа

10 апреля 2019, 16:17    700

Олег Салов

Олег Салов

Заместитель генерального директора ООО "Видеоглаз Проект"

Прошлый свой комментарий к обзору закупок по безопасности я закончил упоминанием некоторых особенностей закупок, проводимых силовыми ведомствами (МВД, ФСО, ФСБ, и Минобороны РФ) в рамках 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» или сокращённо ГОЗ.

Предлагаю шире  раскрыть эту тему на примере закупки, объявленной на прошедшей неделе СЕВЕРО-ЗАПАДНЫМ ОКРУЖНЫМ УПРАВЛЕНИМ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ МВД РФ. Дата и время окончания подачи заявок 18.04.2019 09:00.

Предмет закупки: комплекты систем видеонаблюдения, состоящих из IPвидеокамер, видеорегистраторов, мониторов и жёстких дисков. Требования, прописанные в техническом задании – типовые. Десятки брендов рынка CCTV на своих рекламных проспектах, сайтах и каталогах декларируют наличие описанных в техническом задании функций и характеристик. Вот только информация о том, что закупка осуществляется по Гособоронзаказу, недвусмысленно намекает на необходимость внимательно посмотреть проект контракта и техническое задание.

Прежде всего, обращаем внимание на раздел 4 проекта контракта «ПОРЯДОК ПРИЕМКИ ТОВАРА». Приемка – это совокупность мероприятий, связанных с проверкой качественных характеристик и свойств товара, а также связанных с требованиями к товару процессов, установленных нормативно-технической (в том числе конструкторской) документацией, испытания (экспериментальное определение заданных характеристик (количественных и качественных) свойств товара при его функционировании, моделировании и (или) воздействии на него) и документальным оформлением полученных результатов. Я обращаю внимание: проверка, испытания свойств товара при функционировании, моделировании и воздействии на него, с документальным оформлением полученных результатов. В простонародии эта процедура называется «Военной приёмкой». В проектах контрактов она часто обозначается аббревиатурой «УПЗ» (Управление Представителей Заказчика).

Выглядит приёмка следующим образом: в момент готовности товара к отгрузке, Поставщик уведомляет Заказчика о готовности пригласить Представителя Заказчика (военпреда) для проведения процедуры приёмки. Заказчик согласовывает с поставщиком время и место проведения проверки, подготавливает продукцию.

Оценка соответствия может осуществляться:

— по месту сборки и упаковки (окончательной комплектации) Товара;

— на складе Поставщика;

— на складе Грузополучателя;

Важно, чтобы вся продукция должна быть собрана, упакована и промаркирована до начала приёмки. Если вы поставляете КОМПЛЕКТЫ, как в случае рассматриваемой закупки, каждый комплект должен быть упакован в индивидуальную упаковку, промаркирован в соответствии с контрактом, с указанием названия комплекта, его состава, грузоотправителя. И вот тут не плохо было бы учесть затраты на закупку тары, составление и изготовление наклеек, фиксирующих внутритарных материалов, затраты на зарплату сборщиков и упаковщиков. Просто так «отгрузить» кучу ящиков с видеокамерами вперемешку с видеорегистраторами и мониторами не получится.

Маркировка каждого изделия должна содержать товарный знак предприятия-изготовителя; наименование изделия; заводской порядковый номер; месяц и год выпуска; клеймо отдела технического контроля изготовителя. Настоятельно рекомендую перепроверить нанесение данной информации нашими китайскими Партнёрами, в противном случае делать это придётся самим: печатать стикеры, вскрывать упаковки, клеить.

Маркировка тары (упаковка комплектов) должна содержать информацию о предприятии-изготовителе и его адрес (в данном случае сборщика указанных в контракте комплектов, т.е. Поставщика), наименование и условное обозначение изделия (как в тексте контракта), количество и состав оборудования в комплекте; массу брутто; месяц и год упаковки; необходимые манипуляционные знаки.

То, что Поставщику необходимо запастись всеми имеющимися сертификатами соответствия и декларациями, мало кого удивишь. Но представители заказчика по Гособоронзаказу могут затребовать ещё кое-что, к чему Поставщик может оказаться не готов:

  1. Руководство по эксплуатации. Нет, не то подобие паспорта, что привыкли вкладывать в коробки китайские производители, а полноценный документ, выполненный по ГОСТ 2.610-2006, который мало того что должен описывать не отдельные изделия (камеры или видеорегистраторы), а весь комплект целиком, так должен ещё и содержать обязательные пункты:
    1. описание и работа;
    2. использование по назначению;
    3. техническое обслуживание;
    4. текущий ремонт;
    5. хранение;
    6. транспортирование;
    7. утилизация.

Наличие этих пунктов обязательно проверит Представитель Заказчика.

 

  1. Документы, подтверждающие проведение проверки качества товара отделом (службой) технического контроля (далее – ОТК) Поставщика или ОТК Производителя товара. Признаться, я ни разу не видел на российском рынке CCTV оборудования, имеющего штамп ОТК. Поэтому Поставщику этот вопрос придётся взять на себя. Важно: штамп ОТК должен стоять на каждом изделии. Поставщику нужно быть готовым к тому, что придётся вскрыть каждую коробку с видеокамерой, регистратором, монитором и поставить самостоятельно штамп ОТК на каждом изделии. В прошлом году мы выполняли несколько гособоронзаказов на поставку систем СКУД. Однажды нас заставили ставить штамп ОТК даже на малогабаритных считывателях EM-Marine, коих было несколько сотен. Ещё немаловажно: хорошо бы подготовить заранее, до начала прохождения приёмки акты входного и выходного контроля предприятия-поставщика.
  2. Протоколы климатических испытаний. Ещё один, достаточно важный момент. Если контрактом предусмотрено требование работы оборудования в сложных климатических условиях или при отрицательной температуре, необходимо быть готовым к тому, что Представитель Заказчика потребует протоколы климатических испытаний, проведённых сертифицированной лабораторией, имеющей соответствующую аккредитацию. Копию аттестата аккредитации самой лаборатории тоже следует иметь под рукой.

Документы подготовили, предъявили приёмщику, ответили на все его вопросы, время перейти к предъявлению продукции. Здесь начинается всегда самое интересное.

Во-первых, продукция, предъявляемая приёмщику, должна соответствовать техническому заданию, прилагаемому к контракту. Вот тут возникают первые проблемы, потому что очень часто, реальные технические характеристики товара не соответствуют заявленным характеристикам в паспортах и на сайтах. Происходит это чаще всего из-за несогласованности действий тех, кто доводит до ума оборудование с теми, кто пишет паспорта и публикует пресс-релизы. Одни заявили на сайте, другие не успели это воплотить, третьи просто напутали. Как правило, это происходит в самых незначительных для Производителя характеристиках, про которые многие и не вспоминают: вес, размер, материалы корпуса и т.д. Так, один именитый производитель ИБП для ОПС и СКУД просто «забыл», что заменил пластиковый корпус на металлический, вслед за чем «поплыли» и вес, и габариты. Выяснилось это в ходе Приёмки, которую пришлось приостановить, делать независимую экспертизу, давшую заключение, что данное изменение улучшило характеристики товара и заключать с Заказчиком дополнительное соглашение к контракту описывающее изменение характеристик этих ИБП…

Во-вторых, иногда Заказчики обязывают Поставщиков самостоятельно обеспечить Представителей Заказчика поверенными средствами измерений. Мало кто на этот пункт обращает внимание, но зачастую линейка, весы и вольтметр это всё, на что хватает компетенций Приёмщиков при работе с продукцией общегражданского назначения. Наличие поверенных средств измерений существенно ускорит и облегчит процесс приёмки.

В-третьих, будьте готовы к необходимости проведения независимых экспертиз. Приёмщики их очень любят – они позволяют снять с них ответственность по тем пунктам технических характеристик, которые они по своему усмотрению считают важными, но не могут проверить. И действительно, как посчитать что у видеокамеры действительно разрешение матрицы «1920х1080 пикселей», особенно если в паспорте на неё указано «2МП», а на сайте производителя «fullHD», к примеру. 20-30 тысяч рублей, которые вы заплатите за прохождение независимой экспертизы, существенно могут сэкономить вам время и нервы, причём на полностью законных основаниях.

Что будет, если Заказчик обнаружит недостатки и откажется принимать продукцию? По контракту, он обязан выписать вам акт недостатков и предоставить вам время на их устранение. Далее всё зависит от обстоятельств и возможностей договориться и пойти на компромиссы. Если недостатки незначительные и легко устранимые, а срок поставки поджимает, акт можно и не выписывать, растянув время приёмки и дав вам возможность оперативно устранить недостатки. Это сэкономит много времени, т.к. если Акт недостатков попадёт к заказчику, приёмщика придётся вызывать повторно, что может вылиться и в несколько недель. Шутить с этим процессом нельзя – срок поставки, а вместе с ним срок действия контракта в этом случае подкрадывается не заметно, но быстро. И в этом случае, следует заглянуть в раздел «Ответственность сторон», чтобы напомнить себе о том, что с Гособоронзаказом шутить не стоит.

Далеко не со всем вышеописанным вам придётся столкнуться. Часто, чем сложнее продукция, и чем более гражданского она назначения, тем проще пройти с ней «военную приёмку». В моей практике сдать компьютер или сложный электронный контроллер проще, чем электромеханический турникет или шлагбаум, просто потому что у последних всегда есть что померить, взвесить, посчитать, сравнить с ТУ или ГОСТами.

Ну вот, недостатки устранены, приёмку комплекты видеонаблюдения прошли, вы получили Удостоверение УПЗ о соответствии товара требованиям Контракта с гербовой «ведомственной» символикой в шапке документа. Теперь продукцию можно отправлять Заказчику. Опытный участник госзакупок может выдохнуть: обязательства исполнены. Но нет, мы имеем дело с государственным оборонным заказом, и впереди у Поставщика ещё долгая и увлекательная процедура взаимодействия с Управлением Федерального Казначейства РФ,которое будет внимательно следить за всеми финансовыми операциями вокруг данного контракта с целью контроля целевого использования средств федерального бюджета.

Вопрос взаимоотношений Поставщика по Гособоронзаказу с УФК станет предметом следующего обзора.


Вы должны авторизоваться, чтобы написать комментарий


    Yandex.Дзен

    Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
    в Яндекс.Дзен

    RUБЕЖ в facebook RUБЕЖ в vk RUБЕЖ в twitter RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в google+ RUБЕЖ в instagram RUБЕЖ-RSS

    Контакты

    Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

    Тел./ф.: +7 (495) 539-30-15, +7 (495) 539-30-20

    Время работы:

    E-mail: info@ru-bezh.ru

    E-mail: help@ru-bezh.ru - по техническим вопросам

    Для рекламодателей

    E-mail: reklama@ru-bezh.ru

    тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 105)

    total time: 2,4288 s
    queries: 304 (0,7897 s)
    memory: 4 096 kb
    source: database
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.