Эксперты прогнозируют рост популярности "умных устройств"
В Чикаго в ближайшее время должна появиться высокотехнологичная новинка — уличный фонарь, оснащенный специальными устройствами, позволяющими использовать изобретение для слежения за ежедневным маршрутом пешеходов и подсчета количества людей, прошедших мимо датчиков.
По словам заместителя генерального директора по перспективным направлениям бизнеса компании КРОК Александра Хлуденева, подобные решения начинают набирать популярность: "Вспоминается скандал с "умными урнами" в Лондоне, который произошел в августе прошлого года. Высокотехнологичные мусорки были установлены одной маркетинговой фирмой, кампания была приурочена к Олимпиаде. С помощью датчиков беспроводной связи они собирали данные с мобильных телефонов прохожих. Горожане заподозрили, что таким образом за ними могут шпионить, и власти обязали компанию демонтировать урны".
Эксперт полагает, что в случае с чикагскими фонарями сбор данных организован аналогично, посредством пассивного сканирования: устанавливаются отдельные датчики, которые фиксируют наличие телефона с включенным Wi-Fi в зоне покрытия. В качестве датчиков могут использоваться, например, точки доступа, которые монтируются в мачты освещения.
"Существует еще один вариант, активный — вы подключаете свое устройство к общественной Wi-Fi точке доступа, добровольно устанавливая соединение, в рамках которого в последующем отслеживается ваше перемещение при каждом подключении. В обоих случаях угроза нарушения privacy технически действительно существует — вашему устройству присвоена уникальная комбинация, MAC-адрес. Именно по нему возможна ассоциация с вашей личностью. Хотя, если верить Apple, уже совсем скоро, осенью, они частично решат проблему конфиденциальности пользователей своих устройств — с выпуском новой версии iOS запустят функцию генерации случайных МАС-адресов. И только в случае установления соединения с точкой Wi-Fi добровольно, с вашей стороны, в подключении будет фигурировать реальный MAC-адрес вашего телефона или планшета. Но в таком сценарии передвижения устройств пользователей по-прежнему могут отслеживать, видеть места, которые они посетили. Получаемая информация менее репрезентативна, количество подключенных к Wi-Fi пользователей меньше, чем просто прошедших мимо с включенным соответствующим модулем, но все же уникальна для многих сфер бизнеса, особенно для ритейла. Речь идет о бизнес-аналитике данных, получаемых посредством гео-таргетинга точки продаж. Это и просто количество людей, данные о постоянных и новых посетителях, маршрут их перемещений, время и длительность посещения, конверсия точки продаж среди различных категорий покупателей", — комментирует Хлуденев.
На основе полученных данных ритейлеры, например, могут произвести анализ потребительского поведения, оптимизировать торговые площади, выстроить свои маркетинговые кампании, оптимизировать программу лояльности, реализовать полноценный единый канал продаж, объединив информацию о покупателях с физических и электронных точек.
"На российском рынке также растет интерес к подобным решениям, — уверен эксперт. — Примечательно, что существуют альтернативные или дополняющие друг друга решения в этой области. Например, недавно мы представили свою систему видеоаналитики. Ее преимущество для того же ритейлера, например, в том, что камеры установлены уже практически везде, система считает проходящих мимо покупателей, в том числе тех, кто подходит, задерживается, обращает внимание на выставленную продукцию. Камера может даже определять направление взгляда человека, на чем он задерживается дольше. Решение позволяет определять пол и примерный возраст человека, а также скорость его передвижения, позу. Имеется даже детектор "праздного шатания". Эти сведения помогут компании оптимизировать выкладку товаров, кастомизировать свои предложения определенным категориям посетителей".