10 ноября 2022 года состоялась научно-практическая конференция «Формула транспортной безопасности. Закон. Знание. Практика». Конференция организована Ассоциацией «Транспортная безопасность» при поддержке Минтранса России и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). Партнерами конференции стали АО «Научно-производственный центр «АСПЕКТ» им. Ю.К. Недачина» и компания «Южполиметалл-Холдинг», а в роли оператора – ООО «Центр инновационных технологий и безопасности». Главным итогом конференции были приоритеты в вопросах подготовки и аттестации кадров для транспортной сферы. Обсужденные в интерактивном формате – теперь они одинаково понимаемы и отраслью, и ее регулятором.
Материал для публикации предоставлен Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).
Новый формат отраслевой дискуссии
Модераторами мероприятий конференции выступили представители Ространснадзора:
- Владимир Черток, советник руководителя Ространснадзора;
- Александр Хуртин, заместитель начальника Управления транспортной безопасности Ространснадзора;
- Ирина Бикеева, заместитель начальника Управления транспортной безопасности Ространснадзора;
- Александр Зорин, начальник отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности Управления транспортной безопасности Ространснадзора;
- Адель Халиуллин, главный государственный инспектор Управления транспортной безопасности Ространснадзора;
- Дмитрий Иванов, начальник отдела мониторинга транспортной безопасности и информатизации Управления транспортной безопасности Ространснадзора.
Конференция была разбита на секции-практикумы, и это позволило участникам обсудить максимальную повестку, волновавшую представителей транспортной отрасли.
Оценка уязвимостей – работа над ошибками
Модератором практикума «Проведение оценок уязвимости ОТИ, разработка планов и паспортов обеспечения транспортной безопасности, их реализация» выступил начальник отдела мониторинга транспортной безопасности и информатизации Управления транспортной безопасности Ространснадзора Дмитрий Иванов. Вместе с заместителем начальника Управления транспортной безопасности Ространснадзора Александром Хуртиным они ответили на вопросы представителей объектов транспортной инфраструктуры.
Были подняты вопросы разработки документов в области транспортной безопасности на всех этапах, от проведения оценки уязвимости до утверждения плана обеспечения транспортной безопасности для категорированных объектов транспортной инфраструктуры и проведения обследования для не категорированных объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС) с последующей разработкой паспортов обеспечения транспортной безопасности (ОТБ) для них.
Актуальные вопросы участников практикума:
- Проблемы разработки документации для технически связанных между собой объектов разных видов транспорта, имеющих разных собственников, – транспортно-пересадочные узлы, совмещенные автомобильные и железнодорожные мосты.
Участниками дискуссии выражено пожелание о закреплении отдельного юридического статуса таких объектов и разработке для них отдельных требований по обеспечению транспортной безопасности.
- Проблемы разработки паспортов обеспечения транспортной безопасности и их реализации на крупных автотранспортных предприятиях, имеющих значительный автопарк.
Участниками дискуссии отмечена сложность выполнения работ по обеспечению транспортной безопасности одним лицом в отношении нескольких транспортных средств. По мнению выступавших, необходимы методические рекомендации о предельном количестве транспортных средств под ответственностью одного должностного лица.
- Отмечена сложность и специфичность осуществления мер в области транспортной безопасности в отношении установок и сооружений, создаваемых на основе морской плавучей (передвижной) платформы.
Самое активное участие в дискуссии приняли представители предприятий морского, речного, железнодорожного и автомобильного транспорта.
Особенности подготовки подразделений транспортной безопасности
Их обсудили участники еще одного практикума конференции – «Подготовка и аттестация работников сил обеспечения транспортной безопасности». Он прошел с участием представителей подразделений транспортной безопасности, специализированных организаций, учебных центров и аттестующих организаций.
Со вступительным словом к участникам практикума обратился его модератор – начальник отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности Управления транспортной безопасности Ространснадзора Александр Зорин. Он отметил, что современное состояние правового обеспечения деятельности учебных центров и аттестующих организаций требует дальнейшего совершенствования регуляторных практик. В ходе практикума ставятся задачи выявить проблемные моменты в реализации обязательных требований, рассмотреть лучшие практики их решений в транспортной отрасли, попытаться определить отправные точки роста сотрудничества и дальнейшего развития нормативной базы в области обеспечения транспортной безопасности.
Впервые практикум был организован в гибридном формате офлайн в конференц-залах и онлайн в специализированном Телеграм-канале: его участники с использованием онлайн-инструментов обратной связи (опросы, направление вопроса модераторам или формирования карточки-кейса для обсуждения) динамично меняли повестку практикума.
Оперативная публикация в Телеграм обобщенных карточек-кейсов по волнующим представителей транспортной отрасли вопросам правоприменительной практики позволила, с одной стороны, исключить их повторное обсуждение, а с другой стороны, обеспечило концентрацию общих усилий не столько на констатации наличия проблемных аспектов деятельности, сколько на публичном обсуждении результативности существующих положительных практик применительно к специфике работы по направлению конкретного вида транспорта.
При содействии со-модератора практикума, главного государственного инспектора Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Халиуллина Аделя Ильфатовича было обеспечено активное обсуждение организационных вопросов прохождения аттестации сил обеспечения транспортной безопасности. Поднималась проблематика прохождения аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, находящихся в удаленных и труднодоступных местностях.
Рассматривались подходы по организации комплаенс-контроля полноты и достоверности сведений в документах претендентов на прохождение аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (СОТБ), выявления подложных документов.
Участники практикума акцентировали внимание на отсутствии нормативной определенности по вопросу – кто может являться инициатором решения о внеочередной аттестации работников сил обеспечения транспортной безопасности, в том числе в случае их привлечения к административной ответственности за нарушения в сфере обеспечения транспортной безопасности.
К числу организационных сложностей были отнесены соблюдение установленного срока подготовки документов претендентов на прохождение аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в условиях практических реалий соблюдения нормативных сроков рассмотрения запросов в МВД России и сроков действия результатов медицинских исследований.
Также обсуждались коллизии трудового законодательства и законодательства в области транспортной безопасности, например к каким работам могут быть допущены сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности, прошедшие государственную аттестацию в подразделениях транспортной безопасности, в каких случаях достаточно проведение инструктажа по соблюдению требований транспортной безопасности работников обеспечения транспортной безопасности вместо их аттестации.
Отдельным вопросом был изучен опыт организации учебными центрами учебно-тренажерной базы, рассмотрены виды тренажеров и режимы их работы, используемые в целях подготовки работников сил обеспечения транспортной безопасности. Участниками практикума отмечена востребованность постоянной работы по актуализации списков контрольных вопросов в подзаконных актах федеральных агентств по видам транспорта, подведомственных Министерству транспорта Российской Федерации.
В ходе дискуссии неоднократно поднимались вопросы по поиску методических материалов, недостатка в целом специализированной научной и учебной литературы. В связи с существующими различиями в подходах к изложению учебного материала озвучена инициатива создания линейки специализированной литературы с грифом «Рекомендовано Министерством транспорта Российской Федерации для подготовки сил обеспечения транспортной безопасности».
Представители аттестующих организаций приводили примеры возникающих затруднений по форматам взаимодействия, срокам и техническим требованиям внесения сведений и публикации видеозаписей в Единой государственной информационной системе обеспечения транспортной безопасности.
Активное участие в дискуссиях приняли представители подразделений транспортной безопасности, которые отметили особенности одновременной подготовки в области транспортной безопасности и авиационной безопасности, но также и приведены примеры разделов учебных программ, которые, на их взгляд, нуждаются в расширении. По сути, учебные центры и аттестующие организации являются основным элементом стабильности системы обеспечения транспортной безопасности посредством сохранения, актуализации и транслирования в среду работников сил обеспечения транспортной безопасности необходимых знаний и умений.
В связи с изложенным востребованы профильные учебные программы Минтранса России для подготовки работников отрасли, которые должны постоянно меняться вместе с условиями работы и нормативного регулирования. Жесткое закрепление в приказах Минтранса России отдельных элементов профильных программ приводит к их быстрому устареванию; изменения в них вносятся редко.
Транспортная отрасль находится в поиске динамично меняющихся моделей обучения (подготовки), границы которых должны определять при тесном участии государственного регулятора.
По итогам обсуждения признана необходимость создания единого учебного методического центра Минтранса России, требуется обязательное включение в данный процесс экспертизы со стороны Ространснадзора.