В Москве 16 декабря 2022 года прошел форум «АЭРОНЕКСТ 2022». Темами для обсуждения экспертов отрасли стало совершенствование законодательства и меры по стимулированию импортозамещения. Журнал RUБЕЖ выступил информационным партнером мероприятия.
В рамках форума прошел круглый стол, на котором рассматривались основные препятствия для внедрения беспилотных авиасистем (БАС) в России.
При эксплуатации беспилотных систем главное – безопасность полёта.
«Поэтому беспилотник должен выполнять требования, предъявляемые ко всем воздушным судам», - рассказал Геннадий Настас, начальник отделения проектного комплекса «Роботизированные авиационные системы» ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е.Жуковского». - Надо кооперироваться и создавать научное сообщество в вопросах безопасности государства для нашей авиационной техники. Также стоит обратить внимание, что буксует интеграция беспилотников в единое воздушное пространство».
Помимо этого, спикер добавил, что при разработке нормативных документов правильно было бы обратить внимание на то, что в военной среде разработаны общие технические требования. Основная же причина дефицита в разработках беспилотников – отсутствие изначального подхода к БЛА как к аппаратам двойного назначения.
Искусственный интеллект в сфере беспилотных авиасистем может выполнять следующие задачи:
- Автономизация действий, принятие решений;
- Формирование и реконфигурация единого инфо-коммуникационного поля;
- Управление группировкой, выстраивание иерархии;
- Объединение информации;
- Распределение задач и целеуказание между элементами группировки;
- Реконфигурация в соответствии с текущими потерями и боевой ситуацией.
Докладчик предложил ввести следующие нормативные правовые и нормативно-технические документы:
- Национальные стандарты РФ, разработанные с учетом применимости к БАС;
- Государственные военные стандарты, разработанные с учетом применимости к к БЛА;
- Воздушный кодекс РФ, федеральные авиационные Правила;
- Нормативные документы ОТТ ВВС-2015;
- Государственные стандарты, разработанные по развитию (применению) технологий искусственного интеллекта.
Основные проблемы отрасли: отсутствие системности разработок, финансирования, нормативного обеспечения, гармонизации военных и гражданских требований.
Также на форуме выступил начальник управления радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Росавиации Эдуард Войтовский. Он отметил, что необходимо оснащать беспилотные летательные аппараты транспондерами.
«Для наблюдения за воздушным пространством органами единой организации полетов нужно чтобы беспилотные воздушные суда были оборудованы датчиками, стоящими на радиолокации, транспондерами. Потому что средствами первичной радиолокации их наблюдать невозможно на тех высотах и с теми размерами, которые у них сегодня есть. Даже большие беспилотники по сравнению с пилотируемыми воздушными судами - маленькие», - сказал Эдуард Войтовский.
Он добавил, что на данный момент даже летательные аппараты с пилотом не все оснащены транспондерами, так как нет такого требования. От перегрузки на небе освобождает большая территория страны и малое количество авиационных аппаратов. Вместе с тем, в некоторых регионах с этим наблюдается перегрузка.