«PRO ПРОЕКТ» идет в регионы

06 августа 2024, 16:09    104

С 2018 года в России ежегодно проходит отраслевое мероприятие для проектировщиков систем безопасности – инженерный форум «PRO ПРОЕКТ». В 2024 году по инициативе МЧС России форум масштабирован в серию мероприятий – «PRO ПРОЕКТ Регионы» и проходит под девизом «расширяем границы безопасности». Первым городом проведения в обновленном формате стал Екатеринбург, далее в списке городов – Хабаровск, Красноярск, Краснодар, Уфа. Журнал RUБЕЖ публикует итоги первых выступлений на форуме по материалам докладов спикеров и экспертов.

Региональное турне мероприятий для проектировщиков систем безопасности «PRO ПРОЕКТ Регионы» в 2024 году посвящено актуальным изменениям в нормативной базе, на фоне построения технологического суверенитета российских производителей систем пожарной автоматики.

Идеологию форума совместно с МЧС России и ВНИИПО разработала группа компаний «Рубеж». Оператором мероприятия выступает Автономная некоммерческая организация в сфере поддержки отечественных производителей «Консорциум «Производители охранных, пожарных, СКУД систем безопасности» (АНО «Консорциум «ПОПСБ»).

В каждом из городов проведения «PRO ПРОЕКТ Регионы» будут рассмотрены такие темы, как: импортозамещение систем безопасности на государственных объектах и объектах критической инфраструктуры, обновленные редакции стандартов и сводов правил по проектированию систем безопасности; подготовка и аттестация проектировщиков: изменения в нормативах МЧС; профессиональные стандарты и национальные квалификации.

Спикерами региональных форумов с девизом «Расширяя границы безопасности» выступят эксперты ВНИИПО МЧС России – непосредственные разработчики изменений в сводах правил, представители региональных надзорных ведомств в сфере строительства. Цель всех мероприятий – закрепить в отраслевом сообществе единое понимание подходов к обеспечению технологической независимости, рискам применения иностранного оборудования в такой принципиальной сфере, как пожарная и комплексная безопасность объектов. Итогом региональных форумов должно стать укрепление позиций российских производителей систем безопасности в точке принятия решений о выборе оборудования на стороне проектировщиков и конечных заказчиков.

Организаторы форума

Сергей Камышанский, генеральный директор «Консорциума производителей охранных и пожарных, СКУД систем безопасности»

 

Консорциум отстаивает интересы российских производителей

АНО «Консорциум производителей охранных и пожарных, СКУД систем безопасности» осуществляет свою деятельность с 25 марта 2022 года в рамках трехстороннего соглашения о сотрудничестве между консорциумом, министерством промышленности и торговли и МЧС России.

Главная цель консорциума – защитить российский рынок систем безопасности как независимое экономическое пространство, построенное посредством собственных разработок и технологий, самостоятельного производства продукции.

Среди ключевых задач консорциума:

  • соблюдение национального режима в государственных и муниципальных закупках;
  • разработка балльной системы – с акцентом на владении конструкторской документацией, собственными разработками российских производителей;
  • отмена параллельного импорта в части систем пожарной автоматики;
  • особый режим для объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ);
  • контроль за соблюдением правил декларирования охранно-пожарного оборудования (по схемам упрощенного ввоза);
  • качественное улучшение и количественное увеличение кадрового потенциала отрасли.

 Главные достижения консорциума по итогам 2 лет работы

 Налоговая льгота

В 2023 году усилиями консорциума охранно-пожарное оборудование отнесено к высокотехнологичному оборудованию, в отношении которого при формировании первоначальной стоимости основного средства налогоплательщик вправе учитывать указанные расходы с применением коэффициента 1,5 в соответствии с пунктом 1 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации. Данные преференции зафиксированы в ФЗ -159 от 28.04.2023 г. и Распоряжении Правительства РФ от 20.07.2023 N 1937-р.

консорциум – это единственное отраслевое объединение радиоэлектроники, которое обеспечило данные льготы для всего своего кода: 26.30.50, а не отдельных видов продукции.

Параллельный импорт

Консорциумом внесены предложения о внесении изменений в Приказ Минпромторга России от 21.07.2023 № 2701 и исключении из параллельного импорта охранно-пожарного оборудования иностранных производителей, приостановивших работу на территории Российской Федерации, а именно: продукции по коду ТН ВЭД 8531. Вступление в силу соответствующего постановления ожидается в августе 2024 года.

Профессиональная общественная аккредитация

В 2023 году консорциум включен в перечень организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ высшего образования и (или) соответствующих дополнительных профессиональных программ. С 2024 года в статистическом отчете по дополнительному образованию появилась запрашиваемая информация про профессионально-общественную аккредитацию.

В январе 2024 года консорциум провел аккредитацию первых учебных программ на базе учебного центра «Рубеж».

Исследование возможности применения отечественной ЭКБ

В рамках поручения, полученного от Минпромторга России на заседании оперативного штаба от 13.05.2024 г., консорциум проводит исследование по оценке возможности и целесообразности изготовления систем безопасности на отечественной ЭКБ. В настоящий момент закончен сбор информации об импортной ЭКБ, используемой компаниями нашего рынка, а также изучение возможных аналогов и заводов-изготовителей. Ведется работа по рассылке запросов отечественным производителям ЭКБ.

Рейтинг безопасности отелей

Консорциум совместно с RUБЕЖ Analytics провел анализ оснащенности системами безопасности отелей, гостиниц и санаториев. 28.05.2024 в г. Сочи в рамках форума «Безопасность. Индустрия гостеприимства». Консорциум представил «Рейтинг безопасности отелей Краснодарского края», а также методику, по которой проводилось исследование. Ключевые показатели, по которым проводилось исследование:

  • Модернизация оборудования систем безопасности за последние 5 лет
  • Штатный специалист, отвечающий за безопасность, инженерно-техническое обслуживание систем безопасности
  • Обслуживание систем безопасности организацией, имеющих лицензию МЧС
  • Охранные услуги (физическая охрана объекта)
  • Единый диспетчерский пункт мониторинга за объектом
  • Использование ⁠ПО для автоматического ситуационного реагирования на тревожные события
  • Использование систем безопасности российских брендов

Отраслевые мероприятия

  • «Круглый стол» совместно с ФГБУ ВНИИПО МЧС России: «Ограничение доступа на объекты критической инфраструктуры продукции иностранных производителей, приостановивших работу и техническое сопровождение своих устройств на территории Российской Федерации» (24 мая 2023 г.). По итогам подписана Резолюция и совместно с ФГБУ ВНИИПО выпущены методические рекомендации по применению на объектах защиты технических средств пожарной автоматики отечественных производителей с учетом мер импортозамещения.
  • «Безопасность. Сделано в России» – первый всероссийский отраслевой форум, по итогам которого были сделаны предложения по изменению существующих НПА (30 ноября 2023 г.). По итогам подписана Резолюция и подготовлены конкретные предложения государственным органам исполнительной и законодательной властей по обеспечению эффективного построения технологического суверенитета в российской отрасли систем безопасности.
  • Международный салон «Комплексная безопасность 2024» – АНО «Консорциум «ПОПСБ» в рамках партнерского соглашения с МЧС России выступил партнером салона, в том числе провел конференцию «Кадровый потенциал отрасли систем безопасности». (29–31 мая 2024 г.). В рамках конференции ведущие производители систем безопасности рассказали студентам профильных факультетов МГСУ о вакансиях, которые есть в их компаниях, познакомили с рынком, наглядно показали оборудование на стендах.
  • «PROПроект Регионы» – форум федерального масштаба для диалога проектировщиков, представителей государственной и муниципальной властей и специалистов по пожарной безопасности – «Приглашаем к участию!» (в течение 2024 г.).
  • «Безопасность. Сделано в России 2024» – второй всероссийский отраслевой форум –«Приглашаем к участию!» (октябрь 2024 г..) 

Организаторы форума

Михаил Динеев, директор по развитию консорциума

 

Технологический суверенитет противопожарной отрасли

С 1 января 2025 года согласно федеральному порталу проектов нормативных правовых актов (https://regulation.gov.ru) вступит в силу постановление Правительства, в котором будет прописан запрет на использование иностранных средств обеспечения пожарной безопасности на объектах с участием средств государственного бюджета. С той же даты будет полностью запрещено использование иностранного программного обеспечения на объектах критической инфраструктуры – об этом говорится в Указе Президента Российской Федерации от 30.03.2022 № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».

Решение созрело не на пустом месте. На сегодня применение иностранного оборудование имеет подтвержденные печальным опытом риски. В первую очередь угрозу несут в себе устройства и системы от производителей из недружественных государств, прекративших работу на территории России.

Факторы риска применения такого оборудования несут в себе угрозу безопасности объектов и жизни, здоровью людей на них.

Основными рисками применения оборудования иностранного производства, чьи производители из недружественных государств приостановили свою деятельность в России, следует признать:

  1. Оборудование не обеспечено технической, сервисной, гарантийной поддержкой.
  2. Производители не предоставляют гарантийной замены и «горячей» замены оборудования.
  • В случае, если оконечные устройства выходят из строя, объект остается без защиты от пожара. При этом велик риск удаленного подключения (через преодоления уровней защиты) и устройства т.н. «управляемого хаоса». Пример: в 2018 г. произошло дистанционное отключение на объекте «Русгидро» насосов «Siemens».
  • Для обеспечения работоспособности таких устройств заказчики и эксплуатирующие организации вынуждены прибегать к сомнительным методам – вплоть до компьютерного взлома устройств и установки неофициальных прошивок.
  1. Требования ГОСТ РФ отличается от технических решений иностранных систем:
  • В частности – контроль силовых линий исполнительных устройств. Если в ГОСТ 53325 это условие является обязательным, то у иностранных систем такое требование отсутствует и дополнительно усложняет (и удорожает) систему, добавляя УКЛО (устройство контроля линий).

Из сказанного можно сделать однозначный вывод – соблюдение национального режима в закупках, принципов импортозамещения сегодня должны опеределять работу всех участников индустрии технической и пожарной безопасности. Именно применение иностранного оборудования продукции производителей из недружественных государств несет в себе вызов технологическому суверенитету отечественных производителей систем безопасности.

Тем не менее вопреки очевидным факторам риска, ряд строительных компаний усиленно лоббируют применение на объектах критической и социальной инфраструктур применение иностранных брендов.

Вот только некоторые примеры иностранного оборудования на объектах КИИ в 2022–2024 годах:

  • АО «Международный аэропорт Шереметьево» – поставка запасных частей для системы пожарной сигнализации Simplex (США) на сумму 20 млн рублей, 2024 год.
  • Корпус ядерной медицины. ФГБУ НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева (Москва, Саморы Машела ул, дом № 1). Заказчик: Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Д. Рогачева. На объект поставлено оборудование Siemens (Германия), 2022 год.
  • 01.2024 г. в соответствии с ТР ЕАЭС 043/2017 ООО «КБ ТЕХНАБ» для поставки на объекты госзаказа задекларировало продукцию Xtralis (UK) Ltd, а именно извещатель пожарный (детектор дыма) модель Vesda, VLF-500-00 с комплектующими, хотя данные извещатели необходимо сертифицировать.

Консорциум как экспертное отраслевое объединение активно призывает профессиональное сообщество не использовать иностранные бренды на своих объектах и проводит систематизированную работу по выявлению нарушений.

Национальный режим в закупках

Совместно с ведущими отраслевыми объединениями радиоэлектроники консорциум проработал предложения по внесению изменений в постановления Правительства Российской Федерации:

- от 10 июля 2019 г. N 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

- от 30 апреля 2020 г. N 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Суть этих изменений направлена на исправление нормативного пробела, дающего возможность поставки иностранного оборудования на объекты госзаказа. На данный момент действующий порядок допускает при объявлении тендера оказание услуг – например, монтаж систем охранно-пожарной сигнализации – госзаказчики проставляют ОКПД2 на работы и не обязаны учитывать страну происхождения, поставляемого под такие контракты оборудования (в рамках ограничений ПП-878).

Обновленный по инициативе консорциума проект постановления предусматривает, что товары, включенные в перечень постановления N878 будут также включены в перечень отдельных видов промышленных товаров, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617, после чего Постановление № 878 будет отменено. С момента вступления правок в силу заказчик, организуя процедуру закупок в госсекторе, при объявлении тендера на монтажные работы или выполнение услуг с использованием товаров, попадающих в такой перечень, будет обязан выставлять требования по нацрежиму, то есть проверять наличие реестровой записи в реестре промышленных товаров и, как следствие, применять к данной продукции в рамках закупок правила «второй лишний». Вступление постановления в силу намечено на сентябрь 2024 года. В данный момент проект документа и заложенные в нем изменения проходят оценку регулирующего воздействия.

Балльная система и новый порядок получения сертификата СТ-1

По поручению Минпромторга России консорциум разрабатывает балльную систему оценки уровня локализации производства охранно-пожарного оборудования на территории Российской Федерации в целях внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации».

Балльная система введена Минпромторгом России для вычислительной техники, радиоэлектроники, автопрома и ряда других отраслей промышленности. Система представляет собой современный вариант оценки локализации продукции, не зависящий от колебаний курса валюты или цены товара. С принятием системы баллы будут начисляться как за выполнение изготовителем технологических операций на территории Российской Федерации, так и за применение российской электронной компонентной базы в оконечных устройствах. Это, в свою очередь, станет критерием для выдачи сертификата происхождения продукции (СТ-1) –  документа, определяющего страну изготовления продукции. 

На данный момент сертификат СТ-1 выдается по адвалорной доле – объему операций, произведенных на территории России, для получения СТ-1 их доля должна просто превышать 50% всех операций.

Переход на балльно-рейтинговую систему оценки позволит более детально определять статус российского производителя исходя из таких критериев оценки, как:

  • обязательные требования (резидентство РФ, наличие подтвержденного производства на территории РФ, права на конструкторскую и техническую документацию и т.д.);
  • наличие в составе продукции ЭКБ отечественного производства;
  • подтверждение выполнения технологических операций на территории РФ (сборка, монтаж, программирование, упаковка и т.д.).

Такие требования, по оценке экспертов, позволят исключить из реестра промышленных товаров всех «псевдоотечественных» производителей.

В течение 2024 года планируется введение балльной системы на продукцию отрасли фотоники и светотехники, медицинской техники, электронной компонентной базы и иной продукции.

СПИКЕРЫ ФОРУМА

Андрей Варламкин, ВНИИПО МЧС, начальник сектора кабельных линий и силового электрооборудования

 

За период с апреля 2021 года по настоящее время в адрес МЧС России поступило множество обращений от организаций и физических лиц о разъяснении положений СП 6.13130.2021 «Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности».

Основными вопросами являлись положения п. 5.2, 5.3, 5.4, 5.5, 6.3, 6.4, 6.6 и 6.8 СП 6.13130.2021, связанные с организацией питания систем противопожарной защиты (СПЗ) и со способами прокладки и выбора типа исполнения кабелей, необходимости уточнения условий неприменения огнестойких кабелей для систем противопожарной защиты.

При разработке изменений № 1 СП 6.13130.2021 планировалось внести изменения, основанные на ответах организациям и физическим лицам:

- в отношении п. 5.2, 5.3, 5.4 – добавление принципиальных однолинейных схем;

- в отношении п. 5.5 – уточнение в отношении удаленных электроприемников;

- в отношении п. 6.3 и п. 6.4 – уточнить отсутствие необходимости испытаний на сохранение работоспособности в условиях пожара для ряда случаев, указанных в п. 6.3, с их последующим уточнением;

- в отношении п. 6.6 – уточнить способы прокладки, поскольку вариант с разделением электропроводок по назначению, как оказалось, был недостаточно ясно изложен в силу наличия систем, имеющих в своем составе кабели конструктивно содержащие как питание, так и передачу сигналов (информации);

- в отношении п. 6.8 – исключить орфографическую ошибку, приводившую к ограничению прокладки кольцевых линий связи.

Однако дополнительно были определены наиболее проблемные вопросы при организации электроснабжения систем противопожарной защиты, а также взаимосвязи с нормативными документами в области строительства. Проведен дополнительный углубленный анализ статистических данных о пожарах и их причинах, собрана информация по отказам работы систем противопожарной защиты зданий. Выполнен анализ существующих, с учетом совершенствования нормативной базы, технических решений для систем противопожарной защиты, новые подходы к организации пожарной безопасности, основанные на анализе специальных технических решений, что позволило сформулировать ядро для пересмотра СП 6.13130.2021.

Под ядром при разработке проекта первой редакции СП 6.13130 необходимо понимать положения части 1, 2 и 3 статьи 5 «Обеспечение пожарной безопасности объекта защиты» федерального закона от 22.07.2008 № 123 – ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», согласно которым каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, а целью системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Исходя из приведенных положений проект первой редакции должен предъявлять требования не только к электрооборудованию систем противопожарной защиты, но и определять требования, направленные на предотвращение пожара от электрооборудования на объекте защиты в контексте основной направленности свода правил.

Таким образом, при разработке проекта первой редакции было принято решение об изменении наименования свода правил с «Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности» на «Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности» с разработкой соответствующего раздела.

Большой объем проекта первой редакции свода правил обусловлен:

- введением в область применения наружных установок дополнительного пункта, ограничивающего действие проекта свода правил в отношении объектов специального назначения, при наличии требований пожарной безопасности, установленных нормативными документами, отражающими специфику обеспечения пожарной безопасности данных объектов;

- дополнением ряда нормативных документов, отражающих вопросы электроснабжения, требований к электрооборудованию, материалам;

- детализацией требований к электрооборудованию СПЗ исходя из отнесения электрооборудования зданий и сооружений по категориям надежности электроснабжения;

- уточнения условий проведения испытаний на сохранение работоспособности в условиях пожара для ряда случаев, электрической защиты исполнительных устройств СПЗ, а также в первые описанных минимальных временных значений работоспособности систем противопожарной защиты при пожаре;

- введение раздела «Требования к обеспечению пожарной безопасности электрооборудования объекта защиты» позволило сформулировать требования к проектированию электрооборудования объекта защиты путем предъявления дополнительных требований по прокладке электропроводок и защите электрооборудования;

- введением впервые приложения «Проверка от ложных срабатываний в пусковом режиме с учетом пусковых токов (апериодической составляющей пускового тока) двигателей (приводов) установок водяного пожаротушения и двигателей (приводов) противодымной вентиляции», задача которого исключить несанкционированное отключение агрегатов при их работе;

- введением впервые переработанного приложения «Области применения кабельных изделий с учетом их типа исполнения» в свете исключения данной таблицы из проекта ГОСТ 31565 «Изделия кабельные. Требования пожарной безопасности».

Необходимо отметить, что проект первой редакции свода правил находится в стадии публичного обсуждения до 05.07.2024 года. Однако к моменту подготовки данного материала очевидно, что проект будет подвергнут глубокой переработке исходя из количества замечаний к предложенным требованиям и предложений по их расширению, что указывает на его востребованность в инженерном сообществе отрасли.

 СПИКЕРЫ ФОРУМА

Основные изменения СП 484.

Иван Рыбаков, ВНИИПО МЧС, заместитель начальника отдела «Автоматической пожарной сигнализации»

 

За период с 1 марта 2021 года по текущее время в адрес МЧС России поступило множество обращений от организаций и физических лиц о разъяснении положений СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты».

 

В общее количество обращений входят замечания и предложения, полученные в рамках предварительной работы по подготовке СП 484.1311500.2020, которая проводилась в инициативном порядке и сопровождалась публичным видеообращением к отраслевому сообществу, размещенным на официальном сайте ФГБУ ВНИИПО МЧС России в 2022 году.

Большой объем обращений обусловлен впервые установленными требованиями:

  • введено понятие единства системы пожарной автоматики (СПА);
  • введено требование по устойчивости систем пожарной сигнализации (СПС) и СПА к внешним дестабилизирующим факторам, в частности к единичной неисправности (однократному обрыву или короткому замыканию);
  • сформулированы задачи СПС и способы их реализации;
  • сформулированы способы защиты от ложных срабатываний;
  • выполнен переход к расстановке пожарных извещателей с помощью радиусов зон контроля;
  • определены требования к автоматизации систем противопожарной защиты;
  • определены типа зданий и сооружений, подлежащих оснащению адресными и неадресными СПС;
  • реализован отказ от понятия шлей пожарной сигнализации и использование более универсального понятия «линия связи».

Анализ обращений организаций и физических лиц по разъяснению и предложения по совершенствованию СП 484.1311500.2020 показал необходимость внесения следующих изменений:

- совершенствование терминологических статей;

- уточнение требований по возможности/отсутствию возможности оснащения СПА комплекса зданий;

- уточнение и ужесточение требований по устойчивости к единичной неисправности (п. 5.3. предлагает распространить требования не только для объектов, разделенных на пожарные отсеки или комплексы зданий, но и на все объекты, требование о возможной потере не более 32 ИП предлагается ужесточить с целью постепенного уменьшения данного значения в будущем, на данном этапе рассматривается число 24 или 16);

- снижение требований к пожарному посту, исключение организационных требований из свода правил (предполагается упростить формулировку для понимания проектировщиками для случаев, когда на объекте нет круглосуточного персонала, допустить возможность размещения пожарного поста на 2-м этаже);

- определение статуса извещателей пожарных ручных в СПА (согласно определению зоны контроля пожарной сигнализации (ЗКПС), это «территория, контролируемая пожарными извещателями…». Извещатель пожарный ручной (ИПР) не контролирует территорию. Соответственно возникают вопросы по отнесению ИПР к ЗКПС как таковым. Планируется либо изменить термин ЗКПС, либо дать примечания о том, как увязывать ИПР и ЗКПС. Данные изменения повлекут за собой уточнение формулировок по устойчивости к единичной неисправности линий связи с ИПР);

- уточнение требований по размещению пожарных извещателей (ИП), в частности в помещениях с балками (учитывая особенности работы линейных дымовых извещателей, планируется расширить требования по установке с возможностью размещения компонентов линейного дымового пожарного извещателя (ИПДЛ) на некотором расстоянии от стен, уточнение требований к размещению ИП в части, касающейся контроля «мертвых зон» («карманы» в коридорах, колонны в помещениях, помещения неправильной формы и т.п.);

- ряд других уточнений требований СП 484.1311500.2020 (предлагается исключить норму о соблюдении расстояния от ИПР до других органов управления (выключатели света, кнопочные посты и т.п.), уточнить п. 5.17, т.к. некоторые проектировщики пытаются не осуществлять контроль линий связи с исполнительными устройствами, изменить критерии выбора типа СПС в сторону адресных систем. Планируется и в дальнейшем выполнять изменение критериев, чтобы примерно через 10–15 лет безадресные системы были не нормой, а скорее исключением из общего числа СПС. На сегодняшний день в большинстве случаев безадресная система оказывается дороже адресной).

Анализ обращений организаций и физических лиц по разъяснению и предложения по совершенствованию СП 484.1311500.2020 показал необходимость внесения следующих дополнений:

  • дополнение свода правил разделом по требованиям к жилым зданиям (в основном по алгоритму работы в целом (вопросы алгоритма оповещения квартиры, этажа, секции или здания в целом, конфликт в работе противодымной вентиляции на одном этаже и нажатие на ИПР на другом);
  • дополнение свода правил разделом с разъяснениями, не являющимися нормативными положениями;
  • дополнение свода правил графическими иллюстрациями.

Помимо этого, в процессе публичных обсуждений могут появиться иные предложения по содержанию СП, которые по возможности будут учтены, чтобы данный СП, как документ, регламентирующий проектирование наиболее распространенных систем противопожарной защиты, становился удобным, полезным в применении и не оказывал сдерживающего воздействия.

По предварительным оценкам изменения затронут более 50% объема СП.

01 июля 2023 года вступил в действие ГОСТ Р 1.19-2023 «Стандартизация в Российской Федерации. Своды правил. Правила построения, изложения, оформления и обозначения». Положения данного стандарта будут учтены при подготовке проектов первой и окончательной редакций изменений с учетом требований к применению понятий «рекомендуется», «допускается» и т.п.

В развитие анализа практики применения СП 484.1311500.2020 во II квартале 2024 года запланировано проведение исследовательских экспериментов по определению эффективности срабатывания пожарных извещателей при различных вариантах расстановки.

Полученные результаты найдут отражение в проекте первой редакции изменений.

СПИКЕРЫ ФОРУМА

Подготовка и аттестация проектировщиков. Нормативы МЧС.

Профессиональные стандарты. Национальные квалификации.

Ольга Долинина, учебный центр «Рубеж», Директор Учебного центра, д.т.н., профессор

 

Долгие годы проектированием систем противопожарной защиты занимались люди, чьим профильным образованием особо не интересовались: главное, чтобы был опыт. Но в последние годы профильные ведомства приняли ряд документов, определяющих требования к образованию проектировщиков. Минтруда издало приказ №181н от 20.03.2023, где утвердило профстандарт «Специалист в области проектирования систем пожарной защиты объектов капитального строительства». Минстрой России – приказ № 672 от 06.11.2020, а МЧС определило типовую дополнительную программу профессиональной переподготовки приказом №1156 от 15.11.2022 года, действующим до 01.09.2026 года. Все эти нормативные документы требуют пояснений.

Требования Минстроя

Министерство труда и социальной защиты РФ приказом №181н от 20 марта 2023 года утвердило профессиональный стандарт «Специалист в области проектирования систем пожарной защиты объектов капитального строительства», который описывает трудовые функции проектировщика, а также регламентирует требования к образованию. Так, начинающий специалист должен иметь высшее образование по одному из трех направлений: «Строительство», «Техносферная безопасность», «Природообустройство и водопользование». Либо возможна другая траектория, которая даже не предполагает инженерное образование. А именно: любой бакалавриат плюс дополнительное профессиональное образование – профессиональная подготовка по профилю деятельности, которую можно получить в некоторых учебных центрах, ведущих подготовку проектировщиков систем противопожарной защиты.

Хотя с такой идеологией базового образования проектировщиков не согласен Минстрой России (приказ № 672 от 6 ноября 2020 г. «Об утверждении перечня направлений подготовки, специальностей в области строительства…»), считающий обязательным получение именно инженерного образования. Казалось бы, в этом приказе нет упоминаний о проектировании систем противопожарной защиты. Но тем не менее, если проектировщик, получивший первое образование гуманитарное или экономическое, когда-нибудь задумается о вступлении, например, в НОПРИЗ, то ему придется сначала все-таки получить хотя бы инженерное образование, например как второе высшее. Профессиональная переподготовка для вступления в НОПРИЗ при базовом образовании, не соответствующем Приказу №672, смысла не имеет.

Если далее анализировать упомянутый выше профессиональный стандарт, то по мере развития карьеры меняется требование к основному образованию: начиная с должности инженера-проектировщика пожарной автоматики I и II категории – высшее по направлению «Техносферная безопасность» и регулярное (раз в 5 лет) повышение квалификации. Для должности инженера-проектировщика технологической части систем противопожарной защиты I и II категории действуют те же требования к основному образованию, как и для начинающих специалистов. И наконец, для ведущего инженера, руководителя группы или главного инженера проекта по системе противопожарной защите перечень допустимого высшего образования значительно расширяется: возвращается требование наличия образования по аналогичным направлениям начинающего специалиста, но на более высоком уровне магистерской подготовки. А также добавляются возможные специалитеты по строительству уникальных зданий и сооружений, применению и эксплуатации автоматизированных систем специального назначения, пожарной безопасности. Очевидно, что только образование по техносферной безопасности сегодня однозначно соответствует всем ступеням профессиональной карьеры проектировщика систем противопожарной защиты и не противоречит требованиям Минстроя России.

Требования МЧС

Проектировать системы противопожарной защиты для зданий, введенных в эксплуатацию, могут только аттестованные проектировщики. Соответственно определены требования к образованию проектировщика, правда, пока для зданий, введенных в эксплуатацию.

Приказом №1156 от 15 ноября 2022 года, действующим до 1 сентября 2026 года, МЧС определило типовую дополнительную профессиональную программу профессиональной переподготовки «Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также их проектированию», которая предполагает изучение основных тем, нормативов, традиционно изучаемых в вузе на специальности «Пожарная безопасность». При этом МЧС считает, что проектировщику нужно или иметь высшее образование по «Техносферной безопасности» с профилем «Пожарная безопасность» или непосредственно по «Пожарной безопасности» либо получить диплом профессиональной переподготовки по данной типовой программе.

Учитывая, что в стране из 1194 высших учебных заведений, порядка 30 вузов ведут образование по «Пожарной безопасности», 216 – по «Техносферной безопасности». Но из них единицы ведут профиль «Пожарная безопасность», предпочитая профили по охране труда или экологии. Таким образом, становится очевидно, что пройти переподготовку для того, чтобы попасть в Реестр аттестованных лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, введенных в эксплуатацию, является практически обязательным требованием для проектировщиков. Отметим, что МЧС для аттестации (соответственно для проектирования) допускает и лиц, имеющих среднее профессиональное образование и прошедших данную переподготовку. Напомним, что Минтруда допускает только высшее образование для проектировщика данных видов систем.

В декабре 2023 года был опубликован проект новых правил аттестации проектировщиков в МЧС (административный регламент) с 1 марта 2025 года. Данный проект все еще проходит все необходимые процедуры для его утверждения, продолжаем следить за его статусом.

Корректировки постановления Правительства РФ

Опубликован также проект постановления Правительства РФ «О порядке проведения аттестации, переаттестации, досрочном прекращении действия квалификационного аттестата и ведении реестра аттестованных лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию», который вступает в силу с 1 марта 2025 г. и действует до 28 февраля 2031 г. включительно.

Постановление уточняет различные аспекты процедуры проведения экзамена, например, появилось, требование недопустимости использования удаленного доступа к средству отображения информации тестируемого, что при правильном контроле делает экзаменационную процедуру достоверной. Очевидно, что сама подготовка к экзамену должна стать более серьезной, поскольку увеличилось и время проведения экзамена (до часа), и число вопросов (их стало 60). При этом решение об аттестации (переаттестации) принимается в случае удовлетворительного результата (95% и более правильных ответов за установленное время) прохождения претендентом квалификационного экзамена.

Предполагается, что подобные изменения должны привести к увеличению числа желающих пройти обучение по типовой программе в учебных центрах, обеспечивающих качественную серьезную подготовку. Безусловно важным будет являться то, что если проектировщик нарушил требования пожарной безопасности (СП, ГОСТ или других НТД, НПА) и его привлекли к административной ответственности за нарушения, то сведения об этом появятся в реестре аттестованных на сайте МЧС России, что даст возможность привлекать к работе не запятнавших репутацию проектировщиков.

Увеличение штрафов для лицензиатов МЧС

В заключение необходимо отметить активно обсуждаемую в кругах проектировщиков тему проекта о внесении изменений в КоАП РФ, предлагающего уточнить и усилить административную ответственность в области пожарной безопасности, в том числе введение нового вида ответственности ‎при проектировании автоматических систем обеспечения пожарной безопаснности зданий и сооружений (ст 20.4) (смотреть здесь https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=147535), а именно – увеличение штрафов для лицензиатов МЧС за грубое нарушение условий лицензионных требований и введение нового вида административной ответственности для проектировщиков, аттестованных в МЧС.

В целях усиления административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности предлагается в 2 раза увеличить размеры административных штрафов по статьям 8.32, 11.16 и 20.4, 20.6, 20.7 КоАП РФ. А также предусмотреть административную ответственность ‎за нарушения требований пожарной безопасности, допущенных при проектировании автоматических систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений путем дополнения статьи 20.4 КоАП РФ частью 10. Дополнения предусматривают административную ответственность лиц,‎ в установленном порядке получивших специальное разрешение (квалификационный аттестат) на право проектирования автоматических систем (или их элементов) обеспечения пожарной безопасности зданий ‎и сооружений, за нарушение требований пожарной безопасности при проектировании указанных систем (включая изыскания) в зданиях и сооружениях, которые введены в эксплуатацию, установив по данному административному составу штраф в размере от 600 до 800 тысяч рублей.

Скачать pdf

 


Был ли вам полезен данный материал?


«PRO ПРОЕКТ» идет в регионы

Вопрос номера:
Как усилить пожарную безопасность в России?

Герой номера:
Наталья Хазова, генеральный директор компании «Пожтехника»

Продукт номера:
Аспирационные пожарные извещатели

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.1924 s
queries: 75 (0.0100 s)
memory: 6 144 kb
source: cache
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.