«Безопасный город»: силовой сегмент

09 октября 2017, 10:10    499

МВД России разработало технические требования к построению правоохранительного сегмента АПК «Безопасный город» (ПС БГ). В мае 2017 года новые методические рекомендации МВД России были разосланы в региональные подразделения министерства. О том, каким должен стать ПС БГ, журналу RUБЕЖ рассказал начальник научно-исследовательского института специальной техники ФКУ НПО «СТиС» МВД России — полковник внутренней службы Александр Романов.

Какие задачи прежде всего должен решать аппаратно-программный комплекс «Безопасный город»? Есть ли место для дискуссий по данному вопросу?

АЛЕКСАНДР РОМАНОВ: Нет, места для дискуссий нет, так как необходимость создания аппаратно-программных комплексов «Безопасный город» определена поручениями президента Российской Федерации, распоряжением правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 2446-р, которым утверждена Концепция построения и развития АПК «Безопасный город». АПК «Безопасный город» предназначен для решения широкого спектра задач по обеспечению безопасности населения. Сегодня мне бы хотелось поговорить о его правоохранительном сегменте, в создании которого МВД России принимает активное участие.

Итак, правоохранительный сегмент АПК «Безопасный город» (далее — ПС АПК БГ) представляет собой комплекс средств видеонаблюдения, фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, преступлений, административных правонарушений и происшествий, а также технических средств для обеспечения экстренной связи граждан с дежурными частями территориальных органов МВД России.

Каких технологий для обеспечения безопасности в городах не хватает Министерству внутренних дел сейчас?

А.РОМАНОВ: Для создания ПС АПК БГ используется в основном техника иностранного производства— это и средства фотовидеофиксации, и вычислительные средства, и импортное программное обеспечение. При создании ПС АПК БГ МВД России в качестве приоритетной ставит задачу по переходу на отечественные технические средства. В настоящее время активно прорабатываются вопросы по использованию при создании ПС АПК БГ средств вычислительной техники, созданных на базе отечественных процессоров «Байкал» и «Эльбрус» и внедрению отечественного программного обеспечения, разработанного с использованием открытых кодов. Работы в данном направлении активно ведутся, результат планируется получить в первой половине следующего года.

Есть и другие задачи, над решением которых сейчас активно работает ведомственная наука:

• долговременное хранение поступающей с видеокамер информации и ее передача по запросу в МВД России;

• обеспечение бесперебойной эксплуатации созданной инфраструктуры;

• взаимоувязка проводимых и планируемых на региональном уровне работ с федеральными программами и инициативами, а также их долгосрочное планирование.

Какие средства помогут создать единое информационное пространство для АПК «Безопасный город»? Будут ли в нем закрытые сегменты?

А.РОМАНОВ: Обмен данными между участниками информационного взаимодействия в рамках систем АПК «Безопасный город» представляется целесообразным осуществлять при помощи регламентированного межведомственного обмена. Его основой должны стать соглашения об информационном взаимодействии с использованием инфраструктуры электронного правительства, среды межведомственного информационного взаимодействия (СМЭВ), выделенных каналов связи. Закрытые сегменты как часть АПК не рассматриваются, вместе с тем все, что связано с персональными данными граждан, будет надежно защищено.

Какие программные продукты могут лечь в основу Единой технологической платформы АПК?

А.РОМАНОВ: Если говорить о перспективных программных решениях, то здесь прежде всего следует отметить необходимость создания общего информационного пространства, объединяющего вычислительные средства МВД России и ПС АПК БГ. В настоящее время в МВД России активно прорабатывается возможность создания федеральной информационной системы биометрических учетов и оперативно-розыскных данных (ФИС БУ ОРВД), которая станет основным базовым элементом нашего государства по хранению и предоставлению различных сервисов, связанных с биометрическими данными людей. И подключение ПС АПК БГ к данной системе является одной из главных перспективных задач.

Как вы относитесь к инициативе создания реестра рекомендованного оборудования для АПК «Безопасный город»?

А.РОМАНОВ: Мы против создания такого реестра. Все закупки должны производиться на конкурсной основе. При этом нельзя допустить поставку некачественных изделий для построения АПК БГ. На наш взгляд, эффективным инструментом для решения данной задачи является создание действенной системы сертификации аппаратно-программных средств, предназначенных для использования в рамках АПК БГ. Для этого в системе МВД России на базе ФКУ НПО «СТиС» существует специальный орган сертификации, который может проводить все необходимые для этого работы, а также определять и ставить на снабжение МВД те средства, которые отвечают нашим специфическим требованиям по открытым спецификациям.

Как сейчас стыкуются зоны ответственности между МВД и МЧС в рамках эксплуатации систем АПК «Безопасный город»?

А.РОМАНОВ: МВД России принимает активное участие в создании и эксплуатации ПС АПК БГ, в то время как МЧС России отвечает за общую координацию работ и создание сегментов АПК БГ, направленных на предотвращение и ликвидацию последствий природных катаклизмов, техногенных катастроф, пожаров и т. д. Задачи, как видите, разные и, как правило, техника используется разная. Вместе с тем в настоящее время прорабатываются вопросы предоставления подразделениям МВД России видеоинформации, получаемой с камер видеонаблюдения, использующихся МЧС России в рамках АПК БГ, предполагается создавать и совместно использовать общие каналы связи.

Правда ли, что МВД имеет намерение разворачивать свои системы видеонаблюдения за местами массового скопления людей?

А.РОМАНОВ: Нет, МВД России не намерено разворачивать собственные средства видеонаблюдения за местами массового скопления людей, но готово подключаться к таким средствам, которые разворачивают региональные власти в этих местах для своевременного обнаружения и предотвращения неправомерных действий.

Если гипотетически допустить переход АПК «Безопасный город» под контроль Министерства внутренних дел, как изменилась бы ситуация? Каково ваше частное мнение?

А.РОМАНОВ: Скорее всего, в этой ситуации большее внимание уделялось бы ПС АПК БГ, так как мы считаем, что задачи по обеспечению правопорядка и антитеррористической защищенности населения должны быть приоритетными при создании АПК БГ. Создание и развитие элементов АПК БГ в регионах осуществляется на основании согласованных с заинтересованными ФОИВ базовых требований, указанных в Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 2446-р. Для этого созданы Межведомственная комиссия по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город» и рабочая группа для обеспечения рабочего взаимодействия при реализации плановых мероприятий работы Межведомственной комиссии.

В 2016 году представители МВД несколько раз критиковали усилия по построению АПК «Безопасный город» в регионах. Например, в Башкирии, Твери, Хакасии до 20% камер не работали. Какие проблемы вы бы назвали остро стоящими спустя год? В чем причина их появления и какие существуют пути решения? Закончилось ли «хаотическое внедрение»?

А.РОМАНОВ: Основная проблема — это недостаточное количество средств, выделяемых местными бюджетами на сервисное обслуживание сегментов АПК БГ. «Хаотическое внедрение» закончилось, во всяком случае в ПС АПК БГ. МВД России выпустило ряд нормативных документов, о которых я скажу чуть позже, направленных на обеспечение единой технической политики в данной области.

В феврале 2016 года МВД в письме МЧС высказало недовольство проектом единых требований к техническим параметрам сегментов АПК «Безопасный город». Отмечалось, что в проекте не сформулированы четкие задачи по созданию АПК, а также конкретные требования по назначению и архитектуре построения правоохранительного сегмента АПК, проект не предусматривает взаимодействие с МВД. Учтены ли указания Министерства внутренних дел спустя год?

А.РОМАНОВ: Для решения вопроса в текущем году была проведена большая работа. МВД России разработало и направило в феврале 2017 года в МЧС России технические требования к правоохранительному сегменту АПК «Без- опасный город», в которых четко сформулированы требования к оборудованию и техническим системам, входящим в состав ПС АПК БГ, определена структура ПС АПК БГ. По информации из МЧС, требования включены в проект Единых требований к техническим параметрам сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» отдельным самостоятельным разделом. Кроме того, в МВД России разработаны и в апреле направлены в территориальные органы Методические рекомендации по вопросам построения, развития и использования сегментов аппаратно-программного комплекса

«Безопасный город», затрагивающим компетенцию МВД России, которые определяют порядок построения ПС АПК БГ и критерии, по которым этот сегмент должен создаваться. Теперь в целях обеспечения единой технической политики технические задания на создание ПС АПК БГ территориального органа МВД России будут согласовываться с нашим учреждением, которое приказом министерства определено ответственным за координацию деятельности подразделений центрального аппарата и территориальных органов МВД России в области создания ПС АПК БГ.

АПК «Безопасный город» будет строиться на деньги субъектов Российской Федерации. Получится обойтись без федеральных денег?

А.РОМАНОВ: Федеральные деньги все же используются. Это в первую очередь предоставление субъектам на безвозмездной основе решений в части ПО ЦАФАП (центров автоматизированной фиксации административных правонарушений). Речь идет о единых подходах в области создания средств хранения и обработки данных, защиты информации. Основной принцип — использование технических решений, разработанных за счет средств госбюджета, в работах по созданию баз данных ПС АПК, средств их обработки и защиты. Кроме того, планируется на средства федерального бюджета разработать в интересах оперативных служб министерства специализированные сервисы Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности (ИСОД), обеспечивающие в результате обработки данных, поступающих от ПС АПК БГ территориальных органов МВД России, предоставление соответствующей аналитики.

Как вы относитесь к предложению направлять на нужды развития АПК «Безопасный город» часть средств (до 30%), собранных в результате использования комплексов фотовидеофиксации, парковочных мест, штрафов по административным правонарушениям и т. д.?

А.РОМАНОВ: Это должны решать руководители соответствующих субъектов Российской Федерации.

В марте 2017 года МЧС заявило о разработке Концепции комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (КСОБЖН) с учетом создания автоматизированной информационно-управляющей системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций нового поколения (АИУС РСЧС-2030). Предусмотрена также интеграция АПК «Безопасный город» в региональные РСЧС со сведением последних в АИУС РСЧС-2030. Принимает ли МВД участие в новой инициативе? Ведутся ли какие-либо разработки в этой области?

А.РОМАНОВ: Нет, МВД России в этом участие не принимает. Необходимо отметить, что в последнее время при создании и развитии АПК БГ наметилась тенденция к переориентированию приоритетов профилактики правонарушений и обеспечения общественной безопасности на осуществление мониторинга параметров энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения, обеспечения пожарной безопасности, раннего обнаружения лесных пожаров, паводковой обстановки, оповещения и информирования населения, а также создание систем управления жилищно-коммунальным хозяйством и мониторинга чрезвычайных ситуаций.

В результате руководители субъектов Российской Федерации оказались в ситуации, при которой в условиях ограниченного финансирования на них стали возлагать задачи по созданию дополнительной службы и необходимой для ее функционирования информационно-технологической инфраструктуры, а также по разработке новых алгоритмов реагирования в условиях, когда необходимо обеспечить бесперебойную работу и развитие ранее созданных правоохранительных сегментов. Мы считаем, что сегменты АПК БГ не должны дублировать уже существующие системы безопасности в регионах. Тем более не надо создавать новые, они должны органично вписываться в существующие системы, открывая новые возможности.

 

«Безопасный город»: силовой сегмент

Вопрос номера:
Каким теперь будет
"Безопасный город"?

Герой номера:
Роман Шайхутдинов,
министр информатизации и связи Республики Татарстан

Продукт номера:
Носимые видеорегистраторы

RUБЕЖ в facebook RUБЕЖ в vk RUБЕЖ в twitter RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в google+ RUБЕЖ в instagram RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-15, +7 (495) 539-30-20

Время работы:

E-mail: info@ru-bezh.ru

E-mail: help@ru-bezh.ru - по техническим вопросам

Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 105)

total time: 0,5780 s
queries: 200 (0,1347 s)
memory: 8 192 kb
source: cache
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.