Евгений Мешалкин
Более 35 лет занимается научными разработками и нормированием в сфере пожарной безопасности, имея практический опыт их успешной реализации. Под его руководством осуществлено проектирование систем пожарной безопасности для крупнейших объектов: центральный олимпийский стадион и главный олимпийский медиацентр в Сочи, стадион «Зенит» в Санкт- Петербурге, ряд крупных жилых комплексов в различных городах России, от Москвы до Владивостока.
О 44-ФЗ
Проект 44-ФЗ видел, но плотно не работал. Изменения поддерживаю. Главное ожидание от будущей федеральной контрактной системы — отмена диктата цены. Важны будут сроки, качество выполнения работ, опыт на рынке. Неправильно, если результат определяется ценовыми показателями. Каждое мое утро начинается с просмотра площадок по тендерам по пожарной безопасности. Значительная часть заявок — искусственно придуманные. Бессмысленно проводить тендеры на некрупные суммы — до 100 тысяч рублей и даже более в 2-3 раза. Новый закон должен положить конец тем играм, когда цена опускается до какого-то минимума. И после этого ищутся лазейки по увеличению цены за счет дополнительных услуг. Непонятно, зачем проводить тендеры, когда привлекаются собственные средства компании, бизнеса. Многие компании идут на это, только чтобы быть чистыми перед налоговыми проверками. Электронные площадки лучше всего подходят для торговых компаний. А вот договориться о поставке интеллектуальных услуг и разработок, где нет типовых условий, на них трудно. По крайней мере, у нас пока не очень получается, хотя несколько тендеров и выиграли.
В свои 17 лет (1966 год) я надел форму и с тех пор стараюсь придерживаться Кодекса чести офицера.
Девиз мой прост — «Достигать поставленной цели и при этом приносить пользу людям». Меня иногда упрекают за отзывчивость и бескорыстие. Но менять меня поздно. Чем больше сделаешь в этой жизни, тем больше зачтется.
Бизнес и доброта не противоречат друг другу. Цель бизнеса — заработать как можно больше денег. И это хорошо — чем больше денег, тем больше добрых дел можно успеть сделать.
Не являюсь сторонником пробных попыток. Ради достижения намеченного результата нужны последовательные и методически выверенные шаги. Не все средства хороши. Убежден, что во всех профессиональных действиях нужно быть порядочным, не идти на сделку со своими взглядами и убеждениями, полагаться на поддержку друзей и коллег по работе и жизни.
Проектирование систем безопасности в России построено на парадоксе. Отсутствие утвержденной системы нормативных документов, многие противопожарные требования из документов 30-40-летней давности при высоких темпах внедрения современных технологий проектирования и строительства.
МЧС — пример образцового ведомства. Одно из самых успешных министерств, если не самое успешное. Причем не только в России: спасение на водах, горноспасательные отряды есть далеко не во всех странах. МЧС призывают везде, где нужна помощь, даже если проблема относится к другому ведомству. Благо что заложенный в министерстве потенциал позволяет решать очень многие социально значимые задачи.
Главный миф о безопасности зданий: пожар на современном объекте маловероятен. Нужно еще лет десять, чтобы при нынешних темпах финансирования пожарно-спасательная служба приблизилась к оптимальной, особенно по материально-технической базе на местах.
Иногда меня спрашивают: зачем молодых берешь? А зачем мне ровесники? Надо, чтобы люди могли повысить квалификацию свою, а потом — всей отрасли. Чтобы через 10-20 лет у сотрудника был необходимый опыт, квалификация, авторитет, начинать учить его нужно сейчас.
Патриотизм — это уметь обоснованно доказать, что быть патриотом хорошо и нужно в любой стране. Хотя иногда делать это нелегко. В России более 30 млн пенсионеров с грошовыми пенсиями — это вообще трудно описать словами. Во всем мире пенсионеры — это заслуженная и обеспеченная категория населения… Перемена отношения к людям, поворот в сторону людей — вот главная реформа, которая нужна России.
Сорок лет назад я был единственным среди своих родственников, кто работал в пожарной охране. Сейчас из числа наших родных и близких около 15 человек работают в системе МЧС, суммарный срок службы в пожарной охране — около 200 лет.
На приеме президента в Кремле я был дважды. Первый раз — когда получил звание генерал-лейтенанта, в начале 2003 года. Путин пожал мне руку и спросил, как повлияло на эффективность работы решение (прошло около трех месяцев) о передаче пожарной службы в состав МЧС. Второй раз был прием для отличников военных образовательных учреждений. Все торжественно и красиво. Запоминается, особенно важно выпускникам.
Ключевым событием для меня была защита кандидатской в 1979 году (она длилась почти четыре часа) и позже — докторской диссертации (1994 год). С этого начался научный профессиональный путь. Преодолев эти ступени, я смог достичь многого в службе и жизни.
Искреннее человеческое отношение нельзя купить за деньги. И среди родственников, и среди коллег. А ведь только при его наличии можно рассчитывать на серьезный результат, например, в работе.
«Мой папа делает все, даже если этого не хочет», — так написал мой младший сын. Я достаточно разносторонне подготовленный человек, что всегда помогает.
Я трудоголик. Работа стоит на основном месте. В течение рабочей недели домой приезжаю поздно вечером. Но, к счастью, в выходные сейчас есть возможность не работать. А вообще — без работы неинтересно.
Твоя деятельность теряет смысл, когда наталкиваешься на равнодушие или совершенно не обоснованный бизнес-интерес лиц, уполномоченных принимать решения.
Был ли вам полезен данный материал?
Вопрос номера:
Что вы думаете о системе
закупок по 94-ФЗ
Герой номера:
Евгений Мешалкин,
вице-президент по науке НПО«Пульс»
Продукт номера: Адресно-аналоговые ОПС