ТПУ - полку ОТИ прибыло
Транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), которые до последнего времени не входили в категорию объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ), в 2016 году стали крупными заказчиками систем безопасности по 16-ФЗ. Москва первой «узаконила» эти объекты, пройдя длинный путь по выбору оптимальных проектировочных решений и систем обеспечения безопасности. Этот опыт используют еще 10 российских городов, которые примут футбольный Чемпионат мира по футболу 2018 года.
Драйвером появления ТПУ в крупных российских городах стал вовсе не грядущий мундиаль — для чемпионата пересадочные узлы стали всего лишь наиболее подходящим готовым решением, которое теперь можно без проблем тиражировать.
Необходимость нормативного определения ТПУ как объектов транспортной инфраструктуры возникла в связи с созданием Московского центрального кольца на основе МКЖД — нового вида городского наземного транспорта, доселе законодателю не известного.
ТПУ — это пассажирский комплекс, выполняющий функции по перераспределению пассажиропотоков между видами транспорта и направлениями движения. Это определение дано железнодорожниками, поскольку первые ТПУ начало строить ОАО «РЖД» в местах дислокации железнодорожных вокзалов. Здесь вопросов к ТПУ не возникает: они проектируются и оснащаются системами безопасности в соответствии с железнодорожным законодательством.
Вблизи уже имеющихся транспортных узлов ТПУ, как правило, строятся в два этапа. На первом освобождается прилегающая территория, где создается так называемый плоскостной узел, когда все пересадочные площадки находятся на одном уровне.
По словам начальника дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» Сергея Абрамова, на таких объектах обеспечивается первый уровень безопасности (защита от потенциальных угроз), что требует большого количества техники, которая предупреждает правонарушения.
С городскими ТПУ все так, да не так. Во-первых, единственный закон, которым вообще предусмотрено строительство такого вида сооружений, — это Градостроительный кодекс, да и то не всегда. Во-вторых, если городской ТПУ до августа 2016 года не считался объектом транспортной инфраструктуры, то на него не распространялись и требования 16-ФЗ «О транспортной безопасности», не говоря уже о прилегающих к ТПУ территориях.
Город привлекает для комплексной застройки таких территорий инвесторов, которых не сильно обрадует необходимость оснащать объекты в соответствии с требованиями 16-ФЗ, о котором городские девелоперы слыхом не слыхивали. А затраты на комплексные системы безопасности таких объектов могут достигать нескольких десятков миллионов рублей в зависимости от масштаба.
Все эти вопросы было необходимо урегулировать в течение 2016 года — до начала эксплуатации Московского центрального кольца и проведения первых конкурсов на продажу прав застройки территорий, прилегающих к ТПУ.
БЕЗОПАСНОСТЬ ТПУ В ДОКУМЕНТАХ
Сейчас проектировщики и поставщики решений по безопасности для ТПУ руководствуются следующими нормативными актами.
1. 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
2. Постановление правительства от 23.01.2016 № 29 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства и требований по обеспечению транспортной безопасности объектов (зданий, строений, сооружений), не являющихся объектами транспортной инфраструктуры и расположенных на земельных участках, прилегающих к объектам транспортной инфраструктуры и отнесенных в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации к охранным зонам земель транспорта, и о внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
3. «Технические требования к системам автоматизации, диспетчеризации, безопасности и слаботочным системам технологических объектов ТПУ на малом кольце Московской железной дороги», утвержденные заместителем генерального директора по проектированию АО «МКЖД» А. Л. Жигалиным.
4. ГОСТы, СП и РД в индивидуальном порядке для каждой из систем.
Был ли вам полезен данный материал?
Вопрос номера:
Как обязательная
сертификация изменит рынок
транспортной безопасности?
Герой номера:
Владимир Машкин,
генеральный директор АО«Московская кольцевая железная дорога»
Продукт номера: Геоинформационные системы