«Платон» - друг, но пока не всем
В октябре 2016 года российской системе взимания платы с грузовиков «Платон» исполнился год, итоги которого Росавтодор (регулятор системы) и перевозчики (ее участники) оценивают по-разному. «Платон» интегрирован с национальной системой транспортной безопасности через ситуационные центры МВД и Минтранса. Однако пока добиться стопроцентного сбора оплаты и контроля за большегрузами не удалось. Росавтодор видит в этом временную проблему, перевозчики — системную недоработку оператора «Платона».
«Платон» (плата за тонну) — это комплекс оборудования и ПО для автоматического сбора, обработки и контроля сведений о движении грузовиков массой свыше 12 тонн по федеральным дорогам, а также внесения оплаты за пройденные километры.
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
Закон № 68-ФЗ от 06.04.11 Внесены изменения в Бюджетный кодекс, КоАП, закон «Об автомобильных дорогах...»:
• введены понятие Дорожных фондов и принципы их формирования;
• владельцев грузовиков массой свыше 12 тонн обязали с 15.11.15 оплачивать проезд по федеральным трассам;
• для нарушителей с 15.11.15 введены штрафные санкции Постановление правительства № 504 от 14.06.13 Установлен размер оплаты в 3,5 руб./км
Распоряжение правительства № 1662-р от 29.08.14
ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС) назначено разработчиком системы «Платон» и оператором взимания оплаты. Концессионное соглашение заключено на 13 лет, вознаграждение оператора — 10,6 млрд руб. в год
Постановление правительства № 474 от 18.05.15 Размер оплаты увеличен до 3,73 руб./км
Постановление правительства № 1191 от 03.11.15 Предусмотрены понижающие коэффициенты
Постановление правительства № 139 от 27.02.16 Бессрочно введен льготный коэффициент 0,41 — плата установлена в размере 1,53 руб./км
Закон № 378-ФЗ от 14.12.15 В 100 раз снижены штрафы за проезд без внесения оплаты
Закон № 249-ФЗ от 03.07.16 Владельцы 12-тонников освобождены от уплаты транспортного налога на сумму платежей через систему «Платон»
ЗАРУБЕЖНЫЕ АНАЛОГИ
Плата с владельцев грузовиков за нанесение урона дорогам взимается в некоторых странах Европы — Германии, Швейцарии, Австрии, Словакии, Чехии, Венгрии, Беларуси. Платежной базой служат либо время грузовика в пути, либо километры пробега.
Российский «Платон» скопирован с германской Toll Collect. В ФРГ сбор с грузовиков также рассчитывают из километража поездки по данным бортового устройства (OBUs) с использованием GPS-навигации. Дальнобойщики без OBUs оформляют и оплачивают маршрут в терминалах Toll Collect. Средствами контроля служат стационарные рамки и мобильные станции.
Тарифицируется только движение по федеральным дорогам общего назначения (не учитываются участки платных трасс и региональные дороги).
КАК ЭТО РАБОТАЕТ
Все владельцы грузовиков массой более 12 тонн обязаны зарегистрироваться в системе «Платон»: в офисе оператора, на сайте или через терминал самообслуживания. После успешной проверки данных пользователю присваивают номер лицевого счета в личном кабинете системы. Счет пополняется перед поездкой (если автомобиль оснащен бортовым устройством) либо оформляется маршрутная карта (если бортового устройства нет).
Инфраструктура проекта включает:
•центры мониторинга и управления. Занимаются сбором/обработкой данных о регистрации в системе, передвижениях ТС, оплате и т. д.;
•интернет-сайт platon.ru и мобильное приложение.
Предназначены для регистрации в системе и работы с личным кабинетом, например для оформления маршрутных карт;
•бортовые устройства БУ 1201. Выдаются и устанавливаются на грузовики бесплатно и при помощи спутниковой навигации ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS) определяют и передают в Центры мониторинга «Платона» данные о маршруте движения ТС. Расчет оплаты за сутки и списание денег происходят автоматически;
•системы стационарного и мобильного контроля: стационарные пункты видеофиксации (всего 481 рамка) и мобильные комплексы (около 100 автомобилей с видеофиксацией);
•офисы и терминалы самообслуживания системы «Платон», где можно зарегистрироваться и пополнить л/с.;
•круглосуточный call-центр.
КТО ЗАРАБАТЫВАЕТ
Система «Платон» находится в собственности РФ. Оператор «Платона» — частное АО «РТИТС», которое разработало саму систему, обеспечило ее инфраструктуру и должно поддерживать и обслуживать ее весь период концессионного соглашения (13 лет). Стоимость «Платона» — 29 млрд рублей, из которых 27 млрд рублей — кредит Газпромбанка и 2 млрд рублей — средства инвесторов РТИТС.
Прогнозные показатели сборов с 12-тонников — около 40 млрд рублей в год, из которых 10,6 млрд рублей получит РТИТС. Чуть более половины этих средств (51%) пойдет на обслуживание системы, 35% — возврат кредита, 8% — замену оборудования, 6% — прибыль оператора.
СКОЛЬКО СОБРАЛИ
На текущий момент собираемость соответствует прогнозным показателям, которые были рассчитаны в НИОКР и учтены Росавтодором в программных документах перед началом запуска системы. В частности, при тарифе 3,06 руб./км предполагалось направить в дорожный фонд страны около 40 млрд рублей. Однако за период применения льготного коэффициента к тарифу, который снизил плату до 1,53 руб./км (на 59% от расчетного), к концу года в дорожный фонд поступит около 20 млрд рублей.
КУДА ПОТРАТИЛИ
Первые собранные системой «Платон» средства в размере 10,85 млрд рублей были направлены в мае на ремонт дорог, которые находились в самом критичном состоянии на 1 января 2016 года. По итогам дорожного сезона отремонтировано более 1000 км самых проблемных дорог в регионах. В настоящее время ремонтные работы полностью завершены в 40 городах и субъектах Российской Федерации. К примеру, в Петрозаводске из 230 городских улиц — треть отремонтирована на средства системы «Платон».
Кроме того, 12 млрд рублей в этом году было направлено в 19 субъектов на строительство, реконструкцию и ремонт 31 искусственного сооружения (мостов и путепроводов), первый из которых — Затонский мост в Уфе — был открыт уже в октябре 2016 года. В 2017 году будет построено еще четыре мостовых перехода в Нижегородской и Ростовской областях, а также республиках Алтай и Карелия.
В 2018 году предполагается ввести в эксплуатацию Фрунзенский мост в Самаре, а в 2019 году — мост через р. Волгу в подмосковной Дубне. Также за счет сборов системы «Платон» до конца 2017 года отремонтируют 24 аварийных мостовых перехода и путепровода в Удмуртии, Чечне, Чувашии, Карачаево-Черкесии, Самарской, Воронежской, Брянской, Орловской, Пензенской, Тамбовской областях, а также в Бурятии, Краснодарском и Алтайском краях.
Как сообщил журналу RUБЕЖ замглавы Росавтодора Дмитрий Прончатов, мониторинг качества работ по этим проектам выполняют специалисты ФКУ «Росдортехнология» и общественные контролеры.
Например, в Карелии для общественников даже организовали специальные курсы по основам дорожного дела, что позволяет народным контролерам квалифицированно общаться с дорожниками.
На сайте Росавтодора создан специальный раздел, в котором размещена информация по всем 40 городам и регионам, получившим межбюджетные трансферты на неотложный ремонт дорог. Там же предусмотрена система фотоотчетов по принципу «было/стало» и кнопка онлайн-связи с подразделениями Росавтодора.
КТО ПЛАТИТ «ПЛАТОНУ»
В определении числа участников системы «Платон» Росавтодор и отраслевые эксперты расходятся. Например, агентство утверждает, что по итогам года количество зарегистрированных в «Платоне» транспортных средств свыше 12 тонн увеличилось на 40% и достигло 771 тысячи. Сейчас в системе зарегистрировано около 80% «целевой аудитории».
Исполнительный директор АКОРТ (Ассоциация компаний розничной торговли), транспортный аудитор группы компаний «ДИКСИ» Ольга Федоткина указывает, что «Платон» не работает в большинстве регионов России за исключением центральной ее части, а вне системы остается около полумиллиона единиц транспорта. Росавтодор исходит из того, что из числа зарегистрированных в России автомобилей массой свыше 12 тонн (2 млн единиц транспорта) на федеральные трассы выезжает не более 1 млн грузовиков. Остальные перевозчики осуществляют доставку грузов исключительно внутри региональной и местной дорожной сети (например, перевозку товаров между складами или торговыми точками). Кроме того, значительная доля автомобилей из числа потенциальных пользователей системы освобождена от внесения платы при проезде на федеральных трассах (транспортные средства для перевозки людей, военная техника, машины пожарной охраны, полиции, медицинской помощи, аварийно-спасательных служб). Пользователям выдано 570 тысяч бортовых устройств, также оформлено более 10,5 млн маршрутных карт.
КАК ЛОВЯТ НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ
Борьба с «серым» сегментом грузоперевозок даст равные для всех предпринимателей условия работы и искоренит демпинг. В настоящее время для обеспечения порядка на рынке продолжается модернизация и усиление системы автоматического контроля за перевозчиками. По словам Дмитрия Прончатова, работы осуществляются в соответствии с установленным в концессионном соглашении графиком. Сейчас для фиксации факта внесения платы от конкретных автомобилей, передвигающихся по федеральным трассам, задействовано 100 автомобилей мобильного контроля и 194 рамки стационарного контроля. Система контроля передает данные фото- и видеофиксации автомобилей, проезжающих без оплаты, в ГИБДД в автоматическом режиме.
Уже к июлю 2017 года количество стационарных рамок вырастет до 491 конструкции. Как считает замглавы Росавтодора, для фиксации правонарушения достаточно и мобильного контроля, который задействован для охвата всей федеральной дорожной сети, даже в тех регионах, где на данный момент только предполагается установка стационарных систем контроля.
В свою очередь АКОРТ обращает внимание на то, что не все пользователи дорог федерального значения зарегистрированы в СВП и не все зарегистрированные в СВП осуществляют оплату. Это создает условия для недобросовестной конкуренции на рынке автомобильных грузоперевозок. В результате отмены «льготного тарифа» и при сохранении текущего администрирования нарушений требований о внесении платы в счет возмещения вреда федеральных дорог недобросовестная конкуренция усилится, количество неплательщиков увеличится.
«Эффективность системы требуется существенно повысить, прежде чем говорить о каком-либо изменении ставки, иначе снова вся нагрузка ляжет только на добросовестных участников рынка», — заявила Ольга Федоткина и добавила, что такие цели, как социальная (кто едет— тот платит) и регулятивная, повышением размера тарифа в СВП «Платон» достигнуты не будут.
ПЛАНЫ НА 2017 ГОД
По словам Дмитрия Прончатова, благодаря запуску системы «Платон» у государства появилась возможность претворять в жизнь инициативы регионов, у которых без дополнительного источника финансирования не было шансов на реализацию исключительно за счет местного бюджета.
В этом году в Росавтодор поступило уже шесть заявок на региональные дорожные инвестпроекты, которые с 2017 года претендуют на софинансирование за счет сборов системы «Платон». Их общая стоимость составляет почти 150 млрд рублей, а протяженность достигает 248 километров.
Среди претендующих на софинансирование от «Платона» проектов: обход Хабаровска, строительство обхода Перми с мостом через реку Чусовая, строительство трассы Стерлитамак–Кага–Магнитогорск и восточного выезда из Уфы в Башкортостане, строительство моста через реку Обь в Новосибирске, строительство проспекта Карла Маркса, включая реконструкцию магистрали Центральная в Самаре.
ВЛИЯНИЕ НА ИНФЛЯЦИЮ
В момент запуска системы многие, в том числе и перевозчики, делали громкие заявления о том, что запуск проекта приведет к удорожанию перевозимой продукции на десятки процентов. Высказывались опасения о возможных перебоях в поставках грузов, особенно в преддверии новогодних праздников. Однако эти сценарии не оправдались.
Влияние введения платы за пользование федеральными автодорогами многотонными грузовиками на динамику инфляции оказалось несущественным. Это подтвердили и Минфин и Центробанк. Вклад нового сбора в темпы прироста потребительских цен на продовольственные товары не превысил 0,1 процентного пункта в течение всего 2016 года.
Потенциальное влияние сбора на прирост цен на продовольственные товары и услуги еще ниже. Это обусловлено тем, что доля транспортной составляющей в цене доставляемых товаров не превышает 1/10, что не является ощутимым для потребителя. В условиях усиления справедливой конкуренции, к примеру, производители мяса даже заявили о снижении отпускной цены на отдельные виды продукции, в том числе свинину.
Российский опыт подтверждает и история запуска аналогов «Платона» в других странах — в Германии цены в результате внедрения системы взимания платы с 12-тонников выросли всего на 0,1%, а в Австрии — на 1%.
КОГДА ПОВЫСЯТ ТАРИФ
По просьбам бизнес-сообщества для адаптации грузоперевозчиков к требованиям законодательства был установлен временный льготный тариф, сниженный на 59% от изначально планируемого. В результате удалось не допустить повышения цен из-за спекуляций во время ввода системы: при включении в тариф на перевозку платы за ущерб дорогам изменение стоимости товаров не превысило доли процента — нескольких копеек в цене пакета молока или килограмма овощей.
«Теперь поэтапный возврат к изначальному тарифу (3,06 руб./км) необходим для реализации запланированной программы развития дорожной сети, — говорит Дмитрий Прончатов. — Это позволит расширить список регионов, которые получат деньги на ремонт и строительство дорог, а также мостов и путепроводов».
Кроме того, благодаря эффективному взаимодействию с бизнесом за этот «переходный» период был выработан и реализован ряд важных мер, упрощающих процесс перевозок с учетом действия системы «Платон»: снижены штрафы за нарушения, введена постоплата, созданы удобные дополнительные сервисы для пользователей.
Минтранс подготовил проект постановления правительства, в соответствии с которым тариф системы «Платон» предлагается повысить с февраля 2017 года с нынешних 1,53 рубля за километр пути до 2,61 рубля, с июня — до 3,06 рубля, а также отложить индексацию тарифа на уровень инфляции (до 3,73 рубля) до июля 2018 года. Однако проект документа не был согласован Минэкономразвития и получил массу критических отзывов на стадии публичного обсуждения.
Кстати, Минэкономразвития вслед за отраслевыми экспертами указывает на недопустимо малое количество пользователей системы «Платон» и предлагает считать процент участников от общего количества российских и зарубежных 12-тонников, передвигающихся по дорогам. По этой логике в систему «Платон» включена всего треть потенциальных плательщиков.
АКЦИИ К ГОДОВЩИНЕ
Росавтодор вел круглосуточный мониторинг дорожной обстановки на федеральных трассах страны для предотвращения возможных перебоев с движением, связанных с анонсированными в СМИ акциями в канун годовщины запуска системы «Платон».
По данным пресс-службы Росавтодора, затруднений и внештатных ситуаций при движении транспортных потоков на федеральных трассах не выявлено. Объемы грузоперевозок были стабильны. Входе проверок количества и состава транспортных средств, находящихся в движении на федеральной дорожной сети, установлено, что большегрузный транспорт стабильно выполняет свои рейсы (на уровне средних объемов для конца рабочей недели).
Данная информация подтверждается со стороны общероссийских и региональных профсоюзов перевозчиков, которые заявили об отказе от участия в акциях оппозиционных организаций, не имеющих отношения к рынку грузоперевозок.
Был ли вам полезен данный материал?
Вопрос номера:
Как обязательная
сертификация изменит рынок
транспортной безопасности?
Герой номера:
Владимир Машкин,
генеральный директор АО«Московская кольцевая железная дорога»
Продукт номера: Геоинформационные системы