Вадим Присяжнюк: «IP-камера — самое слабое место в системе безопасности предприятия»
Вадим Присяжнюк, директор группы компаний «НИЦ Технологии», рассказал журналу RUБЕЖ о том, почему аналитика и нейросети — ложные направления трендов, как массмаркетные камеры вредят критической информационной инфраструктуре предприятий, и напомнил, что аналитика в видеонаблюдении — не панацея от всех проблем в контуре систем безопасности.
— Какое оборудование вашей компании для безопасности промышленных объектов и объектов ТЭК востребовано у заказчиков? Каким образом вы исполняете технические и технологические запросы промышленных и энергокомпаний?
Вадим Присяжнюк: У нас в ассортименте есть вся профильная электроника для систем безопасности: искробезопасное оборудование, промышленное коммутационное оборудование, а также криптозащищенное оборудование для объектов ключевой инфраструктуры. Но, что важнее, у нас есть свое конструкторское бюро и опыт проектирования: мы можем разработать любой аналог импортного оборудования в короткие сроки, а затем запустить его в серийное производство.
— Какие явные тренды на рынке систем безопасности для опасных производственных объектов и ТЭК вы бы отметили? Как эти тренды будут развиваться в ближайшие 5–10 лет? Какие еще, на ваш взгляд, появятся и почему?
В. Присяжнюк: Явные тренды на рынке направлены на аналитику и нейросети, хотя это ложное направление. Хайп по поводу аналитики и системы обнаружения угроз намеренно раздувается как необходимость, потому что, как показывает практика, реально востребовано совершенное другое.
Современные массмаркетные камеры, особенно азиатского производства, сами по себе представляют серьезную угрозу критической информационной инфрастуктуре (КИИ), особенно объектов ТЭК. Они имеют программные уязвимости, бэкдоры, известные эксплойты, позволяющие получать доступ не только к камере, но и ко всей системе безопасности. По таким камерам отслеживались маневры войск и корректировался огонь в присоединенных регионах, Курской области, по таким камерам беспилотники наводятся на объекты НПЗ.
На наш взгляд, основной упор в ближайшие пять лет должен делаться на киберзащиту сетей видеонаблюдения. Например, мы делаем акцент на аппаратное шифрование потока с камеры, оно гарантированно закрывает доступ к камере и данным с нее как из сети, так и физически.
— Какие самые специфические запросы со стороны заказчиков — объектов ТЭК и опасных промышленных объектов — поступали в компанию и как вы их реализовали? Расскажите о самом необычном/сложном кейсе.
В. Присяжнюк: Комплекс арктического искробезопасного оборудования с внутренним обогревом и специальной антикоррозийной окраской для северного морского терминала. Все оборудование разрабатывалось полностью под нужды заказчика, несколько модулей в видеокамере пришлось конструировать с нуля.
— Каким будет запрос на технологии для систем безопасности через 10 лет?
В. Присяжнюк: Тренд на аналитику в видеонаблюдении будет сохраняться, это уж очень интересная тема. Аналитика способна решать задачи не столько предотвращения угроз, сколько оптимизации систем безопасности, автоматизации доступа, множества коммерческих задач. Главное помнить, что сама по себе она не панацея и не сделает за человека его работу. Например, накамерная детекция оружия или звука выстрела не обезвредит преступника самостоятельно, поэтому не стоит попадаться на спекуляции.
Что гораздо важнее сделать в ближайшие 10 лет, так это донести мысль о том, что ip-камера — это маленький совершенно незащищенный компьютер, самое слабое место в системе безопасности огромного предприятия. Было бы здорово исключить эту угрозу в будущем, тем более что ее реальность подтвердили последние события. А вообще, конечно, 10 лет — это слишком большой срок для прогноза.