Руслан Николаев: «В законодательстве о транспортной безопасности необходимо произвести ряд доработок»
Руслан Николаев, первый заместитель начальника департамента безопасности ОАО «РЖД», рассказал журналу RUБЕЖ, что осложняет процесс сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности на объектах РЖД и какие варианты оптимизации законодательства о транспортной безопасности могли бы помочь изменить текущее положение дел.
- В чем расходятся технические требования ПП 969 и реальные потребности вашего предприятия?
Руслан Николаев: После вступления в 2017 году в силу Требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденных Постановлением 969, все устанавливаемые на объекты транспортной инфраструктуры технические средства обеспечения транспортной безопасности (ТСОТБ) поставляются предприятиями-изготовителями с соответствующими сертификатами. В то же время на объектах ОАО «РЖД» продолжает эксплуатироваться значительное количество систем и средств сигнализации, видеонаблюдения, досмотрового оборудования различных марок и производителей, приобретенных ранее и находящихся в хорошем техническом состоянии.
Сертификация таких ТСОТБ в данном случае осложняется невозможностью их предоставления в испытательную лабораторию без снижения уровня защищенности объектов от актов незаконного вмешательства. В случае проведения испытаний ТСОТБ непосредственно на объектах транспортной инфраструктуры возникает необходимость отбора образцов изделий однотипных марок и моделей, которые рассредоточены по объектам всей сети железных дорог Российской Федерации. При небольших объемах ранее осуществленных поставок ТСОТБ по сравнению с количеством изделий, выпускаемых в составе одной партии при серийном производстве, затраты на выполнение сертификации по схеме № 4 могут оказаться сопоставимыми, а в ряде случаев и превысить стоимость нового оборудования.
В условиях задействования аккредитованных испытательных лабораторий на проведение испытаний, в первую очередь по заявкам изготовителей ТСОТБ, проведение мероприятий по сертификации уже установленных на объектах транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД» ТСОТБ с учетом общего количества оборудования на всей сети железных дорог займет значительное время.
- Что надо изменить или добавить к требованиям ПП 969 в разделе сертификации и почему?
Р. Николаев: Улучшением данной ситуации могло бы стать внесение в Правила обязательной сертификации ТСОТБ, утвержденных постановлением, положения об отсутствии обязательности сертификации ТСОТБ, установленных на объектах транспортной инфраструктуры до вступления данных правил в силу.
В условиях ограниченных финансовых возможностей это позволит исключить затраты ОАО «РЖД» на проведение сертификации ТСОТБ по схеме № 4 и направить денежные средств на ускорение работы по замене имеющихся технических средств и систем, вырабатывающих нормативные сроки эксплуатации, на новые изделия, сертифицированные в установленном порядке.
Еще одним направлением возможной оптимизации законодательства о транспортной безопасности является рассмотрение вопроса о распространении на ТСОТБ действий Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», в рамках которого правительством Российской Федерации утверждается единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
- Чего не хватает в требованиях постановления Правительства № 969?
Р. Николаев: В ходе планомерной работы, проводимой по обеспечению защиты объектов железнодорожной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, ОАО «РЖД» стремится использовать ТСОТБ, отвечающие как современному уровню угроз, так и состоянию развития техники.
При этом в отношении некоторых технических средств, применение которых актуально для решения данного вопроса в рамках законодательства о транспортной безопасности, требования к их функциональным свойствам постановлением не определены.
Так, приказом Минтранса России от 23 июля 2015 г. № 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности» установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности предметов и веществ, содержащих опасные химические и биологические агенты, для выявления которых требуется специализированное и не включенное в постановление оборудование, такое как газовые хроматографы, масс-спектрометры, ультразвуковые ванны и др.
В системах защиты протяженных участков железнодорожного пути для возможности круглосуточного и в любых погодных условиях мониторинга и видеообнаружения подозрительных лиц применяются тепловизоры.
В рамках работы Межведомственной рабочей группы по вопросам сертификации ТСОТБ, созданной распоряжением Минтранса России от 29 марта 2017 г. № НЗ-44-р, ОАО «РЖД» направляло в Минтранс России предложение по внесению в постановление отдельных требований к функциональным свойствам ТСОТБ, обеспечивающих видеомониторинг обстановки, видеообнаружение и распознавание событий за счет преобразования теплового излучения объектов. Однако данные предложения до настоящего времени не реализованы.
- Что бы вы поменяли или добавили в ПП 969 и почему?
Р. Николаев: В связи с развитием рынка ТСОТБ аналогичные требования к функциональным свойствам целесообразно разработать и в отношении:
- беспилотных воздушных судов, включая требования к времени их автономной работы, весу полезной нагрузки в виде средств видеонаблюдения, частотам каналов управления и передачи данных, высоте и дальности полета, устойчивости к ветровым нагрузкам;
- средств формирования видеосигнала, работающих на принципах терагерцового излучения;
- специальных технических средств противодействия беспилотным воздушным судам в связи с внесением в Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране» положений о возможности работниками ведомственной охраны их применения.
В Правилах обязательной сертификации ТСОТБ, утвержденных постановлением, для производителей ТСОТБ целесообразно установить параметры, определяющие возможные сроки эксплуатации производимого оборудования, а также порядок принятия решений для возможности их продления. В Требованиях к функциональным свойствам технических средств видеонаблюдения и в Требованиях к функциональным свойствам технических систем и средств интеллектуального видеонаблюдения применить терминологию, единую с другими нормативными документами в области транспортной безопасности: видеонаблюдение, видеораспознавание. видеообнаружение, видеомониторинг, видеоидентификация.