Руслан Николаев: «В законодательстве о транспортной безопасности необходимо произвести ряд доработок»
Руслан Николаев
Первый заместитель начальника департамента безопасности ОАО «РЖД»
Руслан Николаев, первый заместитель начальника департамента безопасности ОАО «РЖД», рассказал журналу RUБЕЖ, что осложняет процесс сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности на объектах РЖД и какие варианты оптимизации законодательства о транспортной безопасности могли бы помочь изменить текущее положение дел.
- В чем расходятся технические требования ПП 969 и реальные потребности вашего предприятия?
Руслан Николаев: После вступления в 2017 году в силу Требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденных Постановлением 969, все устанавливаемые на объекты транспортной инфраструктуры технические средства обеспечения транспортной безопасности (ТСОТБ) поставляются предприятиями-изготовителями с соответствующими сертификатами. В то же время на объектах ОАО «РЖД» продолжает эксплуатироваться значительное количество систем и средств сигнализации, видеонаблюдения, досмотрового оборудования различных марок и производителей, приобретенных ранее и находящихся в хорошем техническом состоянии.
Сертификация таких ТСОТБ в данном случае осложняется невозможностью их предоставления в испытательную лабораторию без снижения уровня защищенности объектов от актов незаконного вмешательства. В случае проведения испытаний ТСОТБ непосредственно на объектах транспортной инфраструктуры возникает необходимость отбора образцов изделий однотипных марок и моделей, которые рассредоточены по объектам всей сети железных дорог Российской Федерации. При небольших объемах ранее осуществленных поставок ТСОТБ по сравнению с количеством изделий, выпускаемых в составе одной партии при серийном производстве, затраты на выполнение сертификации по схеме № 4 могут оказаться сопоставимыми, а в ряде случаев и превысить стоимость нового оборудования.
В условиях задействования аккредитованных испытательных лабораторий на проведение испытаний, в первую очередь по заявкам изготовителей ТСОТБ, проведение мероприятий по сертификации уже установленных на объектах транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД» ТСОТБ с учетом общего количества оборудования на всей сети железных дорог займет значительное время.
- Что надо изменить или добавить к требованиям ПП 969 в разделе сертификации и почему?
Р. Николаев: Улучшением данной ситуации могло бы стать внесение в Правила обязательной сертификации ТСОТБ, утвержденных постановлением, положения об отсутствии обязательности сертификации ТСОТБ, установленных на объектах транспортной инфраструктуры до вступления данных правил в силу.
В условиях ограниченных финансовых возможностей это позволит исключить затраты ОАО «РЖД» на проведение сертификации ТСОТБ по схеме № 4 и направить денежные средств на ускорение работы по замене имеющихся технических средств и систем, вырабатывающих нормативные сроки эксплуатации, на новые изделия, сертифицированные в установленном порядке.
Еще одним направлением возможной оптимизации законодательства о транспортной безопасности является рассмотрение вопроса о распространении на ТСОТБ действий Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», в рамках которого правительством Российской Федерации утверждается единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
- Чего не хватает в требованиях постановления Правительства № 969?
Р. Николаев: В ходе планомерной работы, проводимой по обеспечению защиты объектов железнодорожной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, ОАО «РЖД» стремится использовать ТСОТБ, отвечающие как современному уровню угроз, так и состоянию развития техники.
При этом в отношении некоторых технических средств, применение которых актуально для решения данного вопроса в рамках законодательства о транспортной безопасности, требования к их функциональным свойствам постановлением не определены.
Так, приказом Минтранса России от 23 июля 2015 г. № 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности» установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности предметов и веществ, содержащих опасные химические и биологические агенты, для выявления которых требуется специализированное и не включенное в постановление оборудование, такое как газовые хроматографы, масс-спектрометры, ультразвуковые ванны и др.
В системах защиты протяженных участков железнодорожного пути для возможности круглосуточного и в любых погодных условиях мониторинга и видеообнаружения подозрительных лиц применяются тепловизоры.
В рамках работы Межведомственной рабочей группы по вопросам сертификации ТСОТБ, созданной распоряжением Минтранса России от 29 марта 2017 г. № НЗ-44-р, ОАО «РЖД» направляло в Минтранс России предложение по внесению в постановление отдельных требований к функциональным свойствам ТСОТБ, обеспечивающих видеомониторинг обстановки, видеообнаружение и распознавание событий за счет преобразования теплового излучения объектов. Однако данные предложения до настоящего времени не реализованы.
- Что бы вы поменяли или добавили в ПП 969 и почему?
Р. Николаев: В связи с развитием рынка ТСОТБ аналогичные требования к функциональным свойствам целесообразно разработать и в отношении:
- беспилотных воздушных судов, включая требования к времени их автономной работы, весу полезной нагрузки в виде средств видеонаблюдения, частотам каналов управления и передачи данных, высоте и дальности полета, устойчивости к ветровым нагрузкам;
- средств формирования видеосигнала, работающих на принципах терагерцового излучения;
- специальных технических средств противодействия беспилотным воздушным судам в связи с внесением в Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране» положений о возможности работниками ведомственной охраны их применения.
В Правилах обязательной сертификации ТСОТБ, утвержденных постановлением, для производителей ТСОТБ целесообразно установить параметры, определяющие возможные сроки эксплуатации производимого оборудования, а также порядок принятия решений для возможности их продления. В Требованиях к функциональным свойствам технических средств видеонаблюдения и в Требованиях к функциональным свойствам технических систем и средств интеллектуального видеонаблюдения применить терминологию, единую с другими нормативными документами в области транспортной безопасности: видеонаблюдение, видеораспознавание. видеообнаружение, видеомониторинг, видеоидентификация.
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!


