/

Тарас Коваль. Весогабаритный контроль является острой проблемой для перевозчиков грузов

Тарас Коваль. Весогабаритный контроль является острой проблемой для перевозчиков грузов

Тарас Коваль

Президент ассоциации транспортных экспертов и специалистов

Тарас Коваль. Весогабаритный контроль является острой проблемой для перевозчиков грузов

18 ноября 2021, 11:24    1751

Какие сложности возникают при проверке соответствия весогабаритных параметров? Насколько актуальна проблема превышения норм массы габаритов для транспортных средств? Об этом в интервью журналу RUБЕЖ рассказывает Президент ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тарас Коваль.

RUБЕЖ: Почему, по Вашему мнению, возникла эта проблема (штрафов за превышение установленных для автомобильных транспортных средств норм массы (веса) и габаритов), с которой Вы обратились к Президенту страны?

Тарас Коваль: Безопасность – состояние многогранное. Элементы транспортной безопасности важны, как в контексте безопасности интересов общества в целом, так и в интересах каждого конкретного индивида.  

Обращения к Президенту могут иметь действенную силу, когда пройдена вся вертикаль власти, начиная от соответствующего федерального органа исполнительной власти до Правительства Российской Федерации, когда «невооружённым глазом» видно, что не всё ладно «в Датском королевстве». Сложившаяся ситуация с автоматическими системами весогабаритного контроля (АСВГК) далека от решения проблем, связанных с безопасностью дорожного движения.

По мнению Ассоциации транспортных экспертов и специалистов, непосредственно идея вынесения решений о наложении штрафов при помощи используемых в настоящее время АСВГК, осуществляющих взвешивание и измерение габаритных параметров в динамике, то есть во время движения транспортных средств, изначально имеет ряд существенных недостатков. Основной среди них - после автоматической фиксации нарушения весогабаритных параметров безопасность дорожного движения не изменяется в лучшую сторону. Транспортное средство, которое может представлять опасность для людей, общества, участников дорожного движения, продолжает движение. В отличие от фиксации превышения скорости, в ситуации с нарушением весогабаритных параметров на улучшение безопасности можно повлиять после фиксации нарушения.

Одна из самых популярных на сегодня тенденций - цифровизация, а до этого Big Data («большие данные») и другие технологии. В разрезе контроля весовых и габаритных параметров автомобильного транспорта эти прогрессивные технологии почему-то не используются для контроля.

С другой стороны, комплекс АСВГК – очень дорогой инструмент контроля. Мы не располагаем точными данными о стоимости российских комплексов, так как публичная информация об их стоимости сильно разнится, поэтому отталкиваемся от стоимости аналогичных комплексов в Европе. Немного менее полумиллиона евро в странах Восточной Европы и чуть более полумиллиона Евро в Германии. Наивно предполагать, что такие комплексы, тем более созданные и работающие в условиях государственно-частного партнерства (ГЧП), будут эксплуатироваться без цели возместить затраты на их разработку и функционирование. Другим аспектом значится несовершенство технологий современного динамического взвешивания и определения габаритных параметров автотранспортных средств. Погрешность измерения 10% и более на ось – очень много. При допустимой осевой нагрузке 10 тонн в погрешность попадает целая тонна! Кроме вопросов безопасности и воздействия на дорожное полотно, контроль весогабаритных параметров позволяет развивать или наоборот тормозить развитие современных технологий автомобильного и прицепного строения с использованием современных материалов и конструкций. Там счет идет на каждые 100, а то и 50 килограммов. Тонна – ставит жирный крест на прогрессе или вынуждает перевозчиков играть в рулетку показаний весогабаритного контроля. Видимо регулятор подразумевал, что высокие штрафы за перегруз и негабарит снизят количество таких перевозок. Для некоторых перевозчиков перспектива высоких штрафов частично работает при последующих поездках. Однако, после выявления нарушений весогабаритных параметров движение транспортного средства с повышенным воздействие на дорожное полотно и, возможно, превышением максимальных технических параметров продолжается. То есть, комплексы АСВГК в основном работают для сбора огромных штрафов с перевозчиков, не способствуют безопасности дорожного движения, улучшению экономики перевозок и сохранности дорожной инфраструктуры. Высокие штрафы порождают спрос и мотивируют создание инструментов, позволяющих работать со значительным перегрузом. Давайте представим, что абсолютное большинство перевозчиков перестало перегружать транспортные средства. За счет чего будет осуществляться окупаемость комплексов в рамках ГЧП? Вопрос почти риторический. На помощь бюджетам приходят действующие весогабаритные нормативы, которые сложно, а часто невозможно соблюдать, а также странности алгоритмов расчета и вынесения штрафов, о которых мы написали в обращении Президенту. 

Кроме того, комплексы АСВГК не контролируют превышение технических параметров транспортных средств, соблюдение которых напрямую влияет на безопасность. Например, допустимая нагрузка на одиночную ось с одиночной ошиновкой составляет 9 тонн, а максимальная техническая нагрузка на рулевую ось автомобиля, разрешенная производителем транспортного средства, составляет 7,5 тонн. Приведенный пример показывает сразу две проблемы. Первая – комплекс АСВГК физически не может фиксировать превышение максимальных технических параметров, вторая – в определении «допустимых» параметров. В европейских странах допустимый весовой параметр, как осевой, так и полной массы транспортного средства, не может превышать технического. В российском законодательстве такого нет.

RUБЕЖ: Ваши предыдущие обращения в Минтранс и Правительство РФ, как Вы пишете: «остались без должного внимания». То есть Вы получали на них ответы или нет? Может быть проводились какие-то действия, но не имели положительного результата?

Тарас Коваль: Ассоциация отправляет обращения в соответствии с авторством нормативно-правовых актов. Все предыдущие обращения в Правительство, как автору Постановления Правительства №2200, касающиеся необходимости изменений весогабаритных параметров в Приложениях №1; 2 и 3, несоответствию разрешенных максимальных параметров допустимым, альтернативным способам контроля перегруза самосвалов были перенаправлены в Минтранс, откуда мы не получили ни одного ответа по существу, если не считать таковым «Министерство так не считает» или того хуже: Минтранс отверг предложение Ассоциации, сославшись на интересы отраслей недродобычи и строительства, которые министерство поставило выше безопасности дорожного движения и сохранности дорожной инфраструктуры.

 По нашему мнению, Министерство в данном вопросе занимает позицию, противоречащую основам правил безопасности дорожного движения и экономики транспорта.

Сейчас на обсуждении находятся изменения Постановления Правительства №2200. Ничего положительного от них ждать не приходится.

RUБЕЖ: Какие пути решения этой проблемы Вы видите?

Тарас Коваль: Во-первых, необходимо сформулировать требования в законах и нормативных правовых актах таким образом, чтобы деятельность субъектов была истинно направлена на достижение безопасности дорожного движения, регулирование грузопотока между различными видами наземного транспорта, экологии и сохранности дорог, а не финансовых или каких-либо других показателей. Для этого необходимы изменения нормативов весогабаритных параметров. До создания АТЭС ее члены в рамках работы регуляторной гильотины неоднократно предлагали изменения, которые пользуются поддержкой у бизнеса и автомобильных научных кругов, но даже не были рассмотрены в рабочей группе. Создаётся впечатление, что некоторым известным и влиятельным общественным деятелям и депутатам Госдумы из комитета по транспорту, ратующих публично за перевозчиков, в реальности выгодна сложившаяся ситуация с неопределенностью, наказанием перевозчиков и в целом бардаком с весогабаритными нормативами.

Во-вторых, статья 8.1 №294-ФЗ говорит о применении в России риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора). Риск-ориентированный подход является ядром концепции реформирования системы госконтроля (надзора), муниципального контроля в РФ, поэтому его закрепление в недавно принятом Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации было закономерным. Комплексы АСВГК не соответствуют этому подходу. Необходимо, чтобы после выявления АСВГК превышения установленных ограничений транспортное средство не могло продолжить движение до устранения нарушения.

Международный опыт показывает, что в европейских странах автоматический весогабаритный контроль используется, как селективный метод перед полноценным контролем. Аналогичная ситуация в различиях происходит с контролем времени вождения и временем отдыха в России и Европе. Таким образом, данные АСВГК должны стать только поводом к необходимости полноценного контроля, но не причиной вынесения штрафа. Минтранс это игнорирует, приводя какие-то невразумительные доводы, поэтому мы предполагаем, что развитие размещения комплексов АСВГК преследует иные цели.

RUБЕЖ: Откуда Вы получили статистические данные, которые помогли Вам понять наличие проблемы?

Тарас Коваль: Об «особенностях» некоторых комплексов АСВГК пестрит профессиональная часть рунета. В мессенджерах перевозчики создают группы, где делятся информацией о работе комплексов АСВГК и способах опротестовывания их данных.

Кроме того, перевозчики обращаются за помощью напрямую в Ассоциацию. АТЭС делает экспертные технические заключения для перевозчиков на основе, вынесенных им Постановлений о нарушении весогабаритных параметров по показаниям комплексов автоматической фиксации. В большинстве случаев мы видим проблематику, но сложно обосновать расположение центра тяжести груза для расчета, как основного данного. Располагая точным значением, легко пересчитать развесовку всего автотранспортного средства и подтвердить или опровергнуть значения параметров, указанных в Актах измерения и проверки параметров тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, являющихся приложениями к Постановлениям.

RUБЕЖ: В каких регионах действуют автоматические системы АСВГК?

Тарас Коваль: Комплексы АСВГК распространены по стране уже достаточно широко. Мы сталкиваемся с Постановлениями из разных регионов. В пяти субъектах: Нижегородской, Свердловской, Челябинской, Калужской и Волгоградской областях ситуация с АСВГК достигла точки кипения со стороны перевозчиков. Возможно, это не самые плохие регионы, а там активность выражения недовольства перевозчиков выше.

RUБЕЖ: Какие действия предпринимаются чаще всего после получения штрафов? Оплата или оспаривание?

Тарас Коваль:  Бывает по-разному. Учитывая высокую сумму штрафов, многие пытаются оспаривать, используя в основном формальные технические признаки. Действительно, содержать комплексы АСВГК в соответствии с установленными требованиями, достаточно сложно. Это еще один из доводов, почему в Европе АСВГК используют только для селективного контроля.

Наша статистика о мерах перевозчиков после получения штрафов может расходиться с реальностью примерно, как у врачей, которые видят перед собой в основном больных пациентов.

Вопросы есть, мы их поднимаем, пытаемся это делать максимально обоснованно, потому что проблема начинает приобретать угрожающие для бизнеса масштабы.


 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 1.3752 s
queries: 232 (0.5238 s)
memory: 6 144 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.