Игорь Орельяна. Информационное моделирование в проектировании и строительстве – вызов времени
Базовой составляющей цифровой экономики России становятся технологии информационного моделирования в сфере проектирования, строительства и эксплуатации различных объектов. «Цифровая экономика» – это национальный проект РФ на период 2019-2024 гг., который предполагает глубокую трансформацию бизнеса в целях улучшения качества жизни. Проектировщикам и строителям, а также специалистам по эксплуатации зданий и сооружений имеет смысл уже сегодня начать повышать свою квалификацию, чтобы в обозримом будущем работать с технологиями информационного моделирования (ТИМ) и BIM (Building Informational Modeling).
Эти технологии позволяют создать информационную модель объекта, содержащую в том числе трехмерную модель, необходимую не только для проектирования и строительства данного объекта, но и для его эксплуатации и даже утилизации.
О преимуществах этих технологий и задачах по их внедрению рассказывает Игорь Орельяна Урсуа, исполнительный и технический директор АО «СиСофт Девелопмент».
– BIM-технологии все еще считаются новыми для отечественной отрасли?
– И да, и нет. Лидеры отрасли – строительные холдинги – уже несколько лет используют их для проектирования крупных и сложных объектов, а также для организации некоторых строительных процессов. Но все не так просто: в нашей стране под BIM в большинстве случаев подразумеваются разрекламированные средства проектирования и крайне редко имеются в виду процессы, связанные с BIM-моделью, равно как и применение самой модели в качестве центрального, единого источника данных для строительства или эксплуатации.
Цифровизация в строительстве на основе технологий информационного моделирования требует не просто наличия ПО, а ПО, соответствующего законодательной базе и традициям проектирования и строительства. Необходимо понимание того, что в отличие от программных продуктов отечественных разработчиков западные варианты BIM-технологий лишены такого соответствия. Все многолетние старания внедрить BIM на основе иностранного ПО показывают, что оно недостаточно адаптировано к нашим нормам проектирования и строительства и не вписывается в российское законодательство. И, быть может, самое важное сегодня – это то, что строителям и экспертизе нужны чертежи, а не планшеты с 3D-картинками, заказчику нужен подписанный и утвержденный «бумажный» проект с подписями и печатями, а не информационная модель. Вместе с тем, потребность в применении информационного моделирования как в проектировании, так и в строительстве увеличивается год от года: в стране растет промышленное строительство, развернуто масштабное инфраструктурное преобразование, застраиваются целые территории, строятся и планируются к строительству сложные наземные и подземные сооружения. В повестке дня жилищного строительства – так называемые «умные дома». В проектировании, строительстве и эксплуатации инновационных сооружений информационные технологии становятся незаменимыми.
По результатам опроса, проведенного не так давно общественной организацией «Деловая Россия», у нас примерно 12 процентов застройщиков использует BIM-технологии или, по принятой в России терминологии, технологии информационного моделирования. Это, понятно, невысокий процент внедрения, особенно учитывая тот факт, что даже если один из ста проектировщиков организации что-то смоделировал, то вся компания уже «использует BIM-технологии».
– В чем преимущество BIM (Building Informational Modeling) перед «старыми добрыми» технологиями автоматизации процессов проектирования в строительстве?
– САПР является понятной, устоявшейся системой, а BIM – это следующий технологический виток, находящийся в стадии становления. Впрочем, в самом вопросе есть ответ, и если кратко, то на концептуальном уровне BIM охватывает все стадии жизненного цикла, то есть стадии проектирования, строительства, эксплуатации и демонтажа, а САПР – только стадию проектирования.
Если взять САПР, имеющую параметризатор, 2D- и 3D-представления, добавить среду общих данных, дополнить средствами управления данными, предоставить возможность совместной работы с моделью, обеспечить потенциальное применение модели на других стадиях и адаптировать обычные процессы к работе с моделью, а не только с документами, то получим процесс информационного моделирования и информационную модель.
Теперь раскрою «страшную тайну»: на этапе проектирования BIM проигрывает САПР и по скорости реализации первой версии проекта или документа проекта, и по стоимости рабочего места, и по требованиям к персоналу и к процессам управления проектным производством! Но многократно отыгрывается и получает значительное преимущество, как только речь идет о качестве проекта в целом, о передаче и отработке заданий на проектирование смежных частей, о количестве итераций разрешения междисциплинарных конфликтов и коллизий, о необходимости внесения изменений по требованиям заказчиков.
Классическое проектирование объектов осуществляется специалистами, что называется, «вручную» – по заданиям. Сначала поступает задание от заказчика, а затем в рамках реализации проекта генерируются задания, которые специалисты разных отделов формируют и передают друг другу со всем набором собственных исходных данных. В такой цепочке обмена заданиями самым слабым звеном является актуальность и достоверность исходных данных. Конечно, службы нормоконтроля в проектной организации и входного контроля проектно-сметной документации на стороне заказчика устраняют значительное число ошибок. Однако при строительстве все равно обнаруживаются многочисленные несоответствия, которые приводят к срыву сроков и увеличению стоимости. Классические САПР автоматизируют работу в рамках классического процесса, при котором «человеческий фактор» и задания остаются частой причиной возникновения проблем на стадии строительства.
BIM-модель же формируется как своего рода цифровой двойник будущего объекта строительства. И проектировщики, и заказчик видят уже «готовое» сооружение на компьютере и в своих гаджетах – целиком и в деталях, а получаемая документация основывается на данных этого проверенного «двойника». BIM-моделирование позволяет лучше понять, каким должен быть будущий объект, оценить объемы работ еще до начала их производства, обеспечивая визуализацию общего процесса строительства и отдельных его составляющих. Так, к примеру, строители получают возможность распределять задачи и выделять так называемые «захватки» для проведения схожих строительно-монтажных или ремонтно-строительных работ на разных частях объекта. Это позволяет значительно упростить и ускорить процесс строительства.
В итоге при соблюдении технологии и при полноценном использовании модели совместное проектирование обеспечивает возможность качественнее проработать проект и минимизировать влияние «человеческого фактора». Иными словами, одно из основных преимуществ BIM-технологий – качество проектов за счет исключения проектных ошибок, что позволяет свести к минимуму риск увеличения стоимости и срыва сроков строительства.
– Сегодня в России используется термин ТИМ (технологии информационного моделирования). Чем отличаются эти технологии от BIM-моделирования и есть ли у них недостатки?
– Отсутствие общепризнанной терминологии, увы, провоцирует появление различных спекуляций по этому поводу. Некоторые разработчики программного обеспечения называют BIMом определенные разновидности своего программного обеспечения для проектирования, а BIM-моделирование в их интерпретации сводится к его применению. Однако информационное моделирование – это отнюдь не особое ПО и не процесс его использования!
В Градостроительном кодексе закреплено понятие «информационная модель» – ИМ, а в Постановлении Правительства РФ № 1431 от 15 сентября 2020 г. поясняются принципы ее формирования и ведения. Это и есть те «технологии», которые обеспечивают управление данными ИМ на всем протяжении ее жизненного цикла.
ТИМ предполагает создание инструментов эффективного управления данными и непрерывную информационную поддержку управленческих решений на всех этапах жизненных циклов ИМ и объекта моделирования. Процесс принятия и контроль выполнения таких решений может быть автоматизирован с помощью различных программных продуктов. Кстати, CSoft владеет широким рядом подобных разработок, обеспечивающих комплексный процесс ТИМ, начиная от автоматизации проектно-изыскательских работ.
CSoft предлагает готовые решения в области инженерного ПО, а также базы данных параметрических объектов общего назначения и базу данных с миллионами наименований продукции, регулярно обновляемую по каталогам производителей.
Решения CSoft интегрированы с сервисами КСИ, содержат актуальные данные «Государственные элементные сметные нормы» (ГЭСН) и многое другое для организации работы с ИМ в условиях постоянного изменения нормативно-законодательной базы России.
Для клиентов CSoft разработаны стандарты предприятия, регламент и другие нормативно-технические документы, обеспечивающие применение технологий CSoft для создания, редактирования и использования информационного моделирования и информационной модели на протяжении всего жизненного цикла объекта (сооружения).
– Вместе с тем, очевидно, что процесс внедрения информационной модели в проектировании нельзя назвать достаточно динамичным. В чем, на ваш взгляд, причина?
– В качестве основных причин медленного внедрения технологий информационного моделирования можно назвать высокую стоимость использования ПО, особенно западных разработок, отсутствие квалифицированных специалистов, низкий уровень информированности потребителей и их неготовность использовать 3D-модель на этапах строительства и эксплуатации.
Как правило, проектировщику, который на этапе проектирования создал информационную модель в варианте BIM, очень трудно «продать» ее строительной или эксплуатирующей организации, поскольку она весьма сложная и дорогая в поддержке и актуализации. Иными словами, заказчику должна быть выгодна информационная модель, которую он должен «вести» на всем протяжении жизненного цикла объекта.
Условием успешного продвижения технологий информационного моделирования может быть только одно: объективная востребованность в актуальной и достоверной информации и экономическая эффективность для потребителя.
Для этого необходимо повышать информированность и переучивать специалистов, занятых сегодня в проектировании, строительстве и эксплуатации объектов гражданского и промышленного строительства. Задача не из легких. Вместе с тем, такая задача правительством поставлена, и она, уверен, будет выполняться.