Леонид Танклевский. Скрытый быстродействующий спринклерный ороситель
Журнал RUБЕЖ представляет серию интервью с представителями компаний — участников предстоящего конкурса «Лучший инновационный продукт» в рамках выставки Securika Moscow 2021. Организации, работающие в сфере безопасности, продемонстрируют свои новые уникальные разработки. Мы узнали о каждой из них у спикеров компаний. Они ответили на самый главный вопрос: почему именно этот продукт достоин звания лучший. О самом конкурсе можно прочитать здесь.
Группа компаний «Гефест» представила на конкурс свою разработку в категории средства и системы пожаротушения. Это — скрытый быстродействующий спринклерный ороситель. С продуктом познакомит поближе председатель совета директоров ГК «Гефест» Леонид Тимофеевич Танклевский.
RUБЕЖ: Почему именно эту разработку решили представить на конкурс?
Леонид Танклевский: Скрытый быстродействующий спринклерный ороситель обеспечивает уменьшение времени срабатывания системы пожаротушения, оснащенной скрытыми спринклерами. Наш продукт представляет собой спринклерный ороситель с принудительным пуском, который установлен в монтажный патрон и объединен с тепловым дифференциальным извещателем. Декоративная крышка фиксируется на патроне специальными зацепами и беспрепятственно удаляется потоком воды при активации спринклера.
Скрытый быстродействующий ороситель обеспечивает:
- контроль целостности колбы с электропуском;
- контроль температуры в месте установки извещателя;
- накопление энергии от адресной линии для дальнейшего ее использования для запуска спринклера;
- индикацию состояния извещателя;
- принудительное разрушение термочувствительной колбы, которая закрывает выходное отверстие спринклера при подаче на нее электрического сигнала.
RU: Расскажите подробней об автоматических установках сдерживания пожара? Что это такое?
Л. Танклевский: Исторически сложилось представление, в соответствии с которым, все автоматические системы противопожарной защиты, использующие огнетушащее вещество (ОТВ), принято относить к установкам пожаротушения (АУП). В частности, это относится к установкам водяного пожаротушения.
Появление в Федеральном законе 123-ФЗ статьи 117 «Автоматические установки сдерживания пожара» (АУСП, практически, не было замечено широким кругом специалистов. Создалось впечатление, что с этим классом установок на практике никто никогда не встречался, и мы имеем дело с очередным курьезом в области нормотворчества, поскольку было непонятно, что это за установки, тем более, отсутствовала ясность, где они должны применяться. В статье 117 была дана только рекомендация о применении АУСП в помещениях, в которых применение других автоматических установок пожаротушения (АУП) нецелесообразно или технически невозможно.
Все установки, в которых вода подается не в очаг пожара, а в зону его возможного развития, терминологически не могут обозначаться как «установки пожаротушения». Например, функции локализации пожара с помощью водяных завес или недопущения разрушения строительных конструкций или остекления путем их орошения – это,безусловно, функции сдерживания пожара. Сюда же можно отнести и установки, в которых вода подается в очаг с интенсивностью ниже требуемой для гарантированной ликвидации горения. Последнее относится, например, к установкам, применяемым в высокостеллажных складах с одноярусным размещением оросителей. Во всех этих случаях окончательную ликвидацию пожара осуществляет прибывшее пожарное подразделение.
К примеру, в других странах зачастую применяют термин «Early Suppression», что дословно можно перевести, как «ранее подавление». Если говорить об Америке, то там при тушении высокостеллажных складов, речь идет не о ликвидации горения, а лишь о контроле над ним и уменьшении его пагубного влияния на защищаемые ценности.
В рамках научно-исследовательской работы, совместно с «Политехническим университетом Петра Великого» и «Санкт-Петербургским университетом ГПС МЧС России» в настоящее время идет разработка ГОСТа по установкам сдерживания пожара.
RU: Какие изменения повлекут за собой новые редакции нормативных документов СП 6, СП3?
Л. Танклевский: Современные нормативные документы предъявляют колоссальные требования к живучести систем пожарной безопасности в части передачи сообщений и работоспособности в случае какой-либо неисправности, но это в условиях обычной работы. В условиях же пожара, к живучести системы предъявляются требования только в части работоспособности кабельных линий, соединяющих те или иные элементы системы. К приборам, исполнительным устройствам и оповещателям такие требования ранее не предъявлялись. В настоящее время в обсуждаемых новых редакциях СП 6, СП 3 и межгосударственном ГОСТе по системам автоматики появилось требование о недопущении пагубного воздействия на линии связи извещателем, который может находится в условиях повышенных температур в следствии пожара.
Таким образом, новые нормативные документы обяжут производителей систем СОУЭ более ответственно относится к производству систем оповещения. Ведь, в том случае если пожар начался непосредственно под извещателем, велика вероятность, что при его горении возможно короткое замыкание в линии связи с последующим выходом из строя всей линии оповещения, в которую он включен.
ГК «Гефест» уже отреагировала на обсуждаемые требования и разработала специальные устройства, позволяющие производить физическое отключение извещателя в случае воздействия на него высокой температуры.
RU: Новый СП 485. Как применять приложение В?
Л. Танклевский: Во вновь принятом своде правил по проектированию установок автоматического пожаротушения появилось обязательное требование о проверке эффективности применения спринклерной установки при проектировании защищаемого объекта. Это важный шаг, т.к. в большинстве случаев при проектировании объектов с высотой потолка выше 10 метров системы спринклерного пожаротушения оказываются неэффективными. Так как они поздно срабатывают из-за долгого достижения температуры активации, что приводит к началу тушения уже сильно развившегося очага пожара. Приложение В помогает определить необходимость применения дополнительных мер защиты для объектов со сложным характером пожарной нагрузки. При этом расчет, который представлен в приложении, является достаточно простым и удобным для общего применения.
RU: Что нужно сделать, на Ваш взгляд, чтобы импортозамещение стало эффективным? И как быть с некачественными китайскими производителями?
Л. Танклевский: Сам вопрос про китайцев предполагает, что качество продукции неудовлетворительное. В тоже время, сертификат на продукцию китайских производителей самого,что ни на есть, установленного образца. На мой взгляд, необходимо повысить требовательность при проведении сертификационных испытаний, а также установить и объяснить единые правила их проведения. Не смотря на наличие установленных четких требований ГОСТ, разные эксперты читают нормативные документы по-разному. И бывает, что продукция, соответствующая нормативным требованиям Европы и Америки, проходит испытания в России, что по действующему законодательству невозможно. Это связано с разными подходами к проведению испытаний.
Сегодня заплатить за сертификат и не получить его – редчайшее исключение. Иначе в лабораторию, проявляющую избыточную принципиальность, никто больше не придет. Наша, не всегда удачная, история сертификации в FM показывает, как должна проходить сертификация на самом деле.