/

Владимир Распопов. Оптимистичный выход из карантина

Владимир Распопов:

Владимир Распопов

Руководитель нижегородского «Центра координации проектов цифровой экономики»

Владимир Распопов. Оптимистичный выход из карантина

24 декабря 2020, 15:10    1303

Роспотребнадзор 8 мая 2020 года опубликовал методические рекомендации о поэтапном снятии ограничительных мер в условиях пандемии COVID-19. Одной из первых откликнулась Нижегородская область, там разрешили открыть салоны красоты, магазины непродовольственных товаров и т.д., но при условии установки видеокамер и их подключения к системе видеоаналитики «Оптимист».  Руководитель нижегородского «Центра координации проектов цифровой экономики» Владимир Распопов рассказал журналу RUБЕЖ, как выстроена такая система и как регион будет развивать ее в 2021 году.

Беседовал: Михаил Динеев, главный редактор журнала RUБЕЖ

Михаил Динеев:  На одно предприятие, магазин или салон красоты должно приходиться не менее 4 видеокамер. Какие технические и функциональные требования предъявляются к софту и устройствам?

Владимир Распопов: Подключение к системе не предполагает какого-то отдельного технического оснащения в части программного обеспечения. Мы забираем RTSP-поток с камеры в зашифрованном виде и анализируем. Основные технические требования касаются только камеры: разрешение Full HD, частота - 25 кадров в секунду, битрейт - 24 Мбит/с, функция ограничения доступа в высоту монтажа обозначили - не выше 2,5 м.

М. Динеев: Закупку видеокамер бизнес ведет по своему усмотрению? Или определен централизованный поставщик?

В. Распопов: Мы не ограничивали субъекты в месте, где они могут приобретать камеры, единственное, для взаимодействия с органами Роскомнадзора, выгодно было покупать сертифицированные на территории РФ, для нас это непринципиально, но для законодательства важно.

М. Динеев: Какие затраты в среднем несет собственник объекта на закупку такого оборудования? Предусмотрена ли компенсация?

В. Распопов: У нас есть предложения от крупных монтажных бригад, у которых камера «под ключ» выходила не дороже 8 тысяч рублей за устройство. Компенсация была предусмотрена в самом начале, только для салонов красоты и парикмахерских, она работает и до сих пор, но сейчас второй этап, т.е. видеоаналитика уже не нужна в данной категории.

М. Динеев: Что делать с камерами тем, кто уже их установил, после отмены ограничений?

В. Распопов: Мы об этом тоже изначально говорили коллегам. Камеры – их собственность. Можно подключить к частному видеорегистратору, можно использовать облачные решения. На рынке многие подключаются к решениям стоимостью где-то 200 рублей в месяц за камеру, не приобретая видеосервер, и наблюдают из любой точки мира, что происходит на объекте.

М. Динеев: Расскажите подробнее о системе «Оптимист», это региональное решение или федеральное?

В. Распопов: Торговая марка «Оптимист» зарегистрирована совсем недавно. Это решение федеральное, но кастомизировано было под Нижегородскую область. Мы собирали предложения абсолютно открыто с рынка, их пришло 5 штук, в основном, от московских производителей, но по соотношению «цена-количество функций аналитики» конкуренцию «Оптимисту» никто не смог составить. Т.е. мы приобрели безлимитную лицензию на подключение. Остальные предложения считались от каждой камеры, а так как у нас не было чёткого ограничения по их количеству, это решение стало в разы дешевле. Мы получили бюджетный канал с огромной пропускной способностью.

М. Динеев: Является ли система «Оптимист» частью АПК «Безопасный город» или частью «Умного города»?

В. Распопов: Это не часть АПК «Безопасный город», потому что технически проект реализуется уже долгое время, там используем другую систему. Кроме того, функция, которая критична для АПК «Безопасный город», должна проходить аттестацию в органах ФСБ и ФСТЭК.

В части «Умного города» прорабатываются другие решения. В ближайшее время мы планируем расширение систем видеонаблюдения, если коллеги из «Оптимиста» будут участвовать в конкурсе, мы тоже с удовольствием их предложение рассмотрим. Но в данном случае мы не затачиваем платформенные решения под одного вендора, считаем, что это вредно. У нас очень понятный план: системой видеонаблюдения должны быть покрыты все основные локации по региону. Важно подключить к системе и домофонное пространство. По опыту крупных городов мы видим, что решения по противодействию разного рода преступности очень эффективны. В рамках текущего конкурса, который мы готовим, значимую часть подключим по Нижнему Новгороду, а в следующем году у нас проработан проект по Дзержинску. И дальше будем идти по области.

М. Динеев: Будут ли камеры, установленные в салонах красоты, магазинах, ресторанах НО, подключены к общей системе городского видеонаблюдения?

В. Распопов: Конечно. Мы заинтересованы в этом. Ждём позицию силовых ведомств, потому что они основные потребители информации. И после проведём переговоры с хозяйствующими субъектами, чтобы необходимые потоки предоставили в региональную систему видеонаблюдения.

М. Динеев: Как в регионе в целом реализуется программа цифровой экономики? Есть ли масштабные идеи, проекты, решения? На каких условиях осуществляется вопрос финансирования: бюджет, концессии или смешанная форма?

В. Распопов: Региональная составляющая финансирования нацпроекта не предусмотрена до сих пор. Мы осуществляем координацию и помогаем федеральным органам власти в реализации мероприятий. Конечно, основной упор в эти годы – на широкополосный доступ в интернет, обучение сотрудников, формирование базиса. Активно идёт внедрение цифрового государственного управления, развитие портала Госуслуг и связанных с ним механизмов. Также есть нацпроект по городской среде, там у нас три города являются постоянными получателями грантов: Дзержинск, Саров и Нижний Новгород. Мы практически всё сделали по «Умному городу», что планировали в эти гранты в прошлом году. Также у нас вышли две концессионные инициативы: умные остановки, парковки по Нижнему Новгороду.

М. Динеев: Какие решения, кроме системы «Оптимист», удалось внедрить в 2020 году? Какие внедрения планируются в 2021 году?

В. Распопов: На региональном уровне запускается несколько платформ. Например, платформа обратной связи с населением интегрирована с порталом «Вам решать». Мы запустили 5 пилотных объектов, которые сразу интегрируются с федеральной системой и муниципальными инициативами. Эта платформа является неким окном для выражения позиции граждан, возможностью проявления гражданской позиции. Также она должна упростить взаимодействие органов власти разного уровня, сократить сроки предоставления услуг и объём запрашиваемых документов.

Если говорить о планах на 2021 год, то на муниципальном уровне, как я уже сказал, система видеонаблюдения должна стать глобальной, а не выборочной, планируем расширить систему весогабаритного контроля с помощью фотовидеофиксации, ещё много чего будем делать. Также экология будет в приоритете. Планируем запустить специальную платформу экологии интернета вещей для сбора сведений не только с экологических постов, но и с датчиков учёта ресурса.

М. Динеев: А как определить эффективность внедрения, например, топологического мониторинга?

В. Распопов: По проектам экологических постов KPI - это частота приёма сведений, охват территории, с которой собираются данные. Если говорить о социально значимых KPI, это, скорее всего, улучшение качества воздуха и водных ресурсов, потому что экологические посты на это настроены, но эта задача решается через объективный контроль хозяйствующих субъектов.

М. Динеев: Как развивается Центр управления регионом в Нижегородской области?

В. Распопов: ЦУР нормативно у нас существует с февраля 2020 года, физически мы выстроили структуру где-то в начале апреля, там ещё много чего предстоит сделать, но у нас есть поэтапный план, согласованный с федеральными структурами, по которому мы идём. Мы, как все критичные люди, довольны не всем, что сейчас запущено в работу в ЦУР. Нам есть на что равняться, т.е. мы должны быстро дойти до уровня Московской области.

М. Динеев: АНО «Диалог» и АНО «Цифровая экономика» участвуют в развитии ваших проектов?

В. Распопов: Конечно. Я говорил о согласованных планах развития, вот они разрабатывались и согласовывались совместно и с АНО «Диалог», и с АНО «Цифровая экономика». Основная задача Центра управления регионом – обеспечить прямую и эффективную коммуникацию между жителями и властью, с целью решения проблемных вопросов и предотвращения их в будущем.

Мы провели большую работу по подключению всех без исключения органов власти к работе ЦУР. В каждом ведомстве теперь имеется сотрудник, ответственный за работу с обратной связью. Нами разработаны и внедрены механизмы оптимизации процессов решения проблем/вопросов по ключевым темам каждого из базовых министерств. Также в ведомствах принимаются локальные НПА о работе в соцсетях. При этом, говоря о сроках решения проблем, надо понимать, что все проблемы разные, их ликвидация может занимать разное время. Но при любых отклонениях, просрочке или неисполнении происходит так называемая эскалация: информацию о нерадивом исполнении начинает получать профильный министр, затем заместитель губернатора, затем сам губернатор. Весь смысл системы в ее неотвратимости: все равно все станет известно.

Проект реализуется в рамках исполнения поручения президента РФ Владимира Путина совместно с федеральными партнерами — АНО «Диалог». Финансирование Центра управления регионом осуществляется за счет средств федеральной субсидии в рамках Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество».

 


 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.3206 s
queries: 232 (0.0216 s)
memory: 6 144 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.