Борис Макевнин. Сквозная «цифра»
В рамках V форума «Цифровая индустрия промышленной России», прошедшего в Нижнем Новгороде, Росатом представил сразу несколько направлений работы в области цифровизации. Об особенностях внедрения цифровых технологий в промышленности журналу RUБЕЖ рассказал Борис Макевнин, генеральный директор компании «Цифрум», которая входит в Госкорпорацию «Росатом».
Беседовал: Михаил Динеев, главный редактор журнала RUБЕЖ
RUБЕЖ: В последнее время Росатом демонстрирует высокую активность в таких областях, как машинное обучение и искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность, новые производственные технологии. Чем определяются приоритеты госкорпорации в сфере цифровых технологий?
Борис Макевнин: Во-первых, активное внедрение цифровых технологий – неотъемлемый элемент долгосрочной стратегии Росатома, которая предусматривает движение от глобального лидерства в атомной отрасли к глобальному технологическому лидерству.
Во-вторых, Росатом выступает одним из наиболее активных участников цифровизации российской экономики. Здесь наша важнейшая задача – содействие достижению цифрового суверенитета страны путем развития технологических компетенций, коммерциализации разработок, а также вывода на рынок конкурентоспособных импортозамещающих цифровых продуктов.
Очевидно, что обе эти задачи тесно связаны друг с другом. Поэтому мы стараемся решать их в комплексе. Отечественная атомная отрасль обладает очень серьезными технологическими заделами и кадровыми ресурсами. И сегодня мы способны не только эффективно применять лучшие цифровые технологии, доступные в мире, но и создавать собственные эффективные решения.
В сфере нашего особого внимания находятся сквозные цифровые технологии (СЦТ), приоритетное развитие которых предусмотрено федеральным проектом «Цифровые технологии», реализуемым в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Мы работаем над созданием целого ряда решений, позволяющих раскрыть потенциал искусственного интеллекта и машинного обучения, виртуальной и дополненной реальности, промышленного интернета вещей. А по некоторым направлениям Росатом выступает в роли ключевого центра компетенций.
Разработанная Росатомом «дорожная карта» развития высокотехнологичной области «Квантовые вычисления» утверждена и находится в фазе практической реализации. Наша цель – создать в России к 2024 году конкурентоспособные отечественные технологии квантовых вычислений и сформировать соответствующую научно-технологическую экосистему. Кроме того, в рамках соглашения о намерениях c правительством РФ во взаимодействии с ГК «Ростех» мы отвечаем за развитие новых производственных технологий.
Особенность сквозных цифровых технологий состоит в том, что они лишены узкоотраслевой специфики и могут применяться в самых разных сегментах экономики. А это, в свою очередь, значительно повышает привлекательность инвестиций в создание цифровых продуктов и решений, основанных на применении как конкретных СЦТ, так и их различных комбинаций.
Поэтому цифровые и технологические научные разработки в этой сфере выступают сегодня одним из важных направлений реализации Единой цифровой стратегии Росатома.
RU: Каков спектр задач, которые Росатом решает благодаря применению сквозных цифровых технологий?
Б. Макевнин: Прежде всего мы стремимся к повышению эффективности бизнеса самого Росатома. И здесь важно напомнить, что СЦТ обладают хорошим потенциалом масштабирования. А это очень ценно для российской атомной отрасли. Особенно если принять во внимание ее размеры. Ведь Росатом сегодня – это 400 предприятий, на которых работают в общей сложности более 250 тысяч человек.
Другая важная задача – повышение потребительских характеристик и конкурентных преимуществ продуктов Росатома. Мы называем это «цифровыми гранями». Например, на глобальном рынке ядерной энергетики нам необходимо интегрировать в свое рыночное предложение цифровые элементы: от платформ управления данными, рекомендательных систем, инструментов управления и коммуникации – до «цифровых двойников» атомных электростанций. Аналогичный подход применяется нами в рамках развития инфраструктуры Северного морского пути, а также при реализации множества других проектов Росатома. Цифровая составляющая в современных условиях воспринимается уже не в качестве «дополнения», а как неотъемлемый элемент рыночного предложения.
Еще одна сфера приложения наших усилий в области сквозных цифровых технологий – вывод на открытый рынок цифровых решений, создаваемых в отрасли, их продуктизация. И здесь, как мы считаем, у Росатома очень сильные позиции. Все наши решения и сервисы проходят тщательную обкатку на реальных, чрезвычайно серьезных и ответственных задачах. А значит, мы можем предложить потребителям из других сегментов экономики не только цифровые продукты как таковые, но и наш отраслевой опыт, компетенции.
RU: В чем состоит специфика подходов Росатома к развитию сквозных цифровых технологий?
Б. Макевнин: На мой взгляд, важная особенность нашего подхода заключается в том, что мы рассматриваем сквозные цифровые технологии в тесной увязке с темой управления данными.
Дело не только в том, что огромные массивы накапливаемых и обрабатываемых данных становятся сегодня «сырьем» для информационных систем нового поколения, основанных на применении искусственного интеллекта, предиктивной аналитики, программных роботов, компьютерного зрения, виртуальной и дополненной реальности, «цифровых двойников». Из данных можно извлекать еще более ценный ресурс – знания.
По сути, данные становятся сегодня ценным нематериальным активом для предприятий всех отраслей. И одна из главных целей цифровой трансформации – сделать так, чтобы этот актив приносил прямую экономическую отдачу.
RU:Сквозные цифровые технологии не поставляются «в коробке». Их внедрение требует интеграции, вложений в исследования, разработки. Все эти задачи Росатом решает самостоятельно?
Б. Макевнин: Мы активно взаимодействуем с ведущими российскими ИТ-компаниями. Многие из них обладают уникальной экспертизой, которую намного выгоднее использовать, чем пытаться воспроизвести. Другой разговор, что элементы будущих комплексных решений необходимо интегрировать в соответствии с избранной архитектурой и тем образом результата, который мы стремимся получить. И это уже наша непосредственная задача.
Что касается НИОКР, то такие проекты мы также ведем во взаимодействии с партнерами. Один из таких форматов – совместные лаборатории с ведущими вузами страны. Так, деятельность лаборатории на базе Обнинского института атомной энергетики (филиал НИЯУ «МИФИ») сфокусирована на проблематике искусственного интеллекта и интернета вещей. А недавно мы подписали соглашение с ДВФУ о создании лаборатории, которая сосредоточится на развитии инструментов виртуальной и дополненной реальности. Надеемся, эта лаборатория станет одним из самых активных участников Международного научно-исследовательского центра перспективных ядерных технологий (МНИЦПЯТ) на острове Русский.
В сфере цифровизации мы развиваем сотрудничество с десятками образовательных и научных центров по всей России – как входящих в консорциум опорных вузов Росатома, так и с целым рядом других.
RU:Расскажите, пожалуйста, о примерах практического использования технологий виртуальной и дополненной реальности.
Б. Макевнин: Решения на базе виртуальной и дополненной реальности все более активно применяется в промышленности. И, разумеется, в атомной отрасли. Но в этом году оказалось, что такие проекты можно рассматривать еще и в качестве эффективного ответа на новые вызовы, с которыми мир столкнулся из-за пандемии.
Вот уже второй год в Росатоме действует клуб «Цифровые сезоны», каждое заседание которого посвящено интеграции той или иной сквозной технологии в производственные процессы. Прежде такие встречи проходили в очном формате. Но после осложнения эпидемиологической обстановки пришлось искать альтернативные варианты. И решение было найдено. Летняя сессия «Цифровых сезонов», посвященная технологиям виртуальной и дополненной реальности, полностью прошла в виртуальной среде. Установив на свои компьютеры специальное приложение, наши коллеги и партнеры получили возможность общаться, посещать интерактивные стенды и изучать представленные разработки при помощи цифровых двойников, аватаров.
В результате удалось добиться своего рода «эффекта матрешки». Ведь обсуждение перспектив внедрения промышленных решений на базе виртуальной и дополненной реальности сопровождалось погружением самих участников в виртуальную среду. Кроме того, проводить экскурсии по виртуальной выставке можно было тогда, когда это удобно гостям, с учетом их рабочих графиков. А поскольку развернутая экспозиция вызвала у представителей многочисленных предприятий нашей отрасли повышенный интерес, мы продлили выставку практически на месяц.
Еще один пример. Недавно в Волгодонском филиале компании «АЭМ-технологии» (входит в машиностроительный дивизион Госкорпорации «Росатом» — «Атомэнергомаш») мы реализовали пилотный проект по использованию очков дополненной реальности для удаленного взаимодействия исполнителя работ с заказчиком и инспектирующими организациями.
И, разумеется, мы делаем большую ставку на применение таких технологий в работе Международного научно-исследовательского центра перспективных ядерных технологий. Как известно, Росатом сегодня активно работает над обновлением парка реакторов и продолжает расширять свое присутствие на мировом энергетическом рынке. До недавних пор возможности проведения исследований на новейших отечественных ядерных установках для студентов и аспирантов – особенно зарубежных – были ограничены. А сегодня на базе МНИЦПЯТ мы уже готовы предложить исследователям доступ к двум VR-экспериментам, разработанным в Лаборатории виртуальной реальности МИФИ.
RU:Какова технологическая повестка Росатома в сфере искусственного интеллекта?
Б. Макевнин: Как и в случае с технологиями VR/AR, эта повестка очень обширна. Так что расскажу о нескольких, наиболее показательных проектах.
Конечно, самый большой вызов для Росатома – это создание к 2024 году отечественных конкурентоспособных технологий квантовых вычислений и формирование соответствующей научно-технологической экосистемы. Но для того чтобы получить работающую квантовую вычислительную систему, необходим целый стек решений. Не только «железо», но и «софт».
Мы верим в уникальные перспективы объединения квантовых вычислений и искусственного интеллекта. Прежде всего – благодаря недостижимой для традиционных вычислительных систем скорости анализа исходных данных и перебора различных взаимозависимостей в процессе поиска закономерностей. Наша задача состоит в том, чтобы «научить» этому квантовые вычислительные устройства. Поэтому летом этого года в рамках стратегического сотрудничества между Росатомом и Российским квантовым центром мы создали специализированную лабораторию, которая займется исследованиями и разработкой методов оптимизации решения задач машинного обучения и искусственного интеллекта на квантовых компьютерах.
Сегодня открывается все больше возможностей для проникновения технологий искусственного интеллекта в бизнес-процессы, требующие оптимизации. Так, мы уже готовы предложить российским предприятиям всех отраслей экономики новый сервис «Атомбот.Закупки», обеспечивающий автоматизацию закупочной деятельности на основе искусственного интеллекта. Это решение создано Топливной компанией Росатома «ТВЭЛ» и успешно прошло апробацию на предприятиях отрасли. Сервис, представляющий собой программный робот класса RPA (Robotic process automation), обеспечивает существенный рост эффективности при работе с закупочной документацией.
Еще одна иллюстрация – наш проект, связанный с автоматизацией процесса протоколирования совещаний с помощью распознавания речи на базе искусственного интеллекта. Система быстро и успешно учится, так что уже в будущем году мы, надеюсь, начнем переход к ее практическому применению.
Наш безусловный приоритет – эффективное внедрение новых технологий на предприятиях атомной отрасли.
Недавно были подведены первые итоги пилотирования системы предиктивной аналитики генерирующего оборудования АЭС на примере энергоблока № 6 Нововоронежской АЭС. Это крупный проект, лидером которого выступает Концерн «Росэнергоатом». Главная цель проекта – разработка прототипа системы предиктивной аналитики, которая будет своевременно обнаруживать скрытые дефекты в оборудовании. На текущий момент уже удалось создать и проверить алгоритмы, а также математические модели, направленные на выявление фактов появления и развития скрытых дефектов в оборудовании АЭС. И уже очевидно, что переход к промышленной эксплуатации таких систем позволит получить значимый экономический результат.
Еще одной площадкой для тестирования и внедрения сквозных цифровых технологий выступает Сибирский химический комбинат (АО «СХК», входит в Топливную компанию Росатома «ТВЭЛ»), где создан центр цифровых компетенций. Среди первых проектов центра в сфере искусственного интеллекта – предиктивный мониторинг оборудования (предсказание возможных остановок оборудования или поломок) и прогнозирование качества продукции с целью сокращения издержек и повышения объемов производства.
RU: Сегодня много говорится о преимуществах цифровых платформ. Росатом также следует этой логике?
Б. Макевнин: Да, стратегически мы нацелены на развитие цифровых платформ, основанных на применении новых производственных технологий, искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности, а также других сквозных технологий.
Сегодня в отрасли быстро растет количество решений на базе СЦТ, которые создают дивизионы, предприятия и организации Росатома. И, как и любая другая корпорация, Росатом заинтересован в том, чтобы максимально эффективно использовать эти разработки. Опыт показывает, что процесс тиражирования цифровых решений происходит намного быстрее, если заинтересованные предприятия имеют возможность тратить как можно меньше сил и средств на их внедрение. И здесь платформенный подход оказывается наиболее универсальным. Прежде всего благодаря унификации лучших практик и созданию эффективной среды для развития новых сервисов.
Но цифровые платформы – это не только технологии. Эффекты цифровизации полностью проявляют себя там и тогда, где и когда удается добиться необходимых организационных изменений, оптимизации производственных и бизнес-процессов. Поэтому важно не забывать о людях, которые способны увидеть возможности для совершенствования, упрощения или ускорения тех или иных операций.
И, наконец, внедрение платформенных решений приносит ощутимый эффект только в том случае, если основой для них становятся качественные, актуальные и непротиворечивые данные. Именно такой подход мы сегодня и стремимся реализовать на практике.