Ирина Бикеева
начальник Отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности Ространснадзора
Ирина Бикеева. Наша цель - эффективное выявление проблемных вопросов безопасности
Постановление Правительства РФ от 28 июля 2018 года №886 определило систему действий по защите ОТИ и ТС воздушного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства. На вопросы журнала RUБЕЖ о влиянии новых требований на транспортную отрасль, а также о практике контрольно-надзорной деятельности в сфере авиации ответила начальник Отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности Ространснадзора Ирина Бикеева.
R: В 2017 году появился глобальный план ИКАО по авиационной безопасности и дорожная карта по его реализации. Какие дальнейшие действия будут предприняты по его внедрению?
- В Российской Федерации разрабатывается «дорожная карта» реализации глобального плана обеспечения авиационной безопасности в Российской Федерации.
R: В России продолжает активно формироваться нормативно-правовая база по вопросам обеспечения транспортной безопасности, которая по определению и целям совпадает с авиационной безопасностью. Как трактует соотношение этих понятий Ространснадзор?
- В соответствии с подпунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности.
В рамках проекта «Совершенствование функции государственного надзора
в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта в рамках реализации приоритетной программы Реформа контрольной и надзорной деятельности» Ространснадзор проводит анализ законодательства Российской Федерации на предмет выявления правовых коллизий. Также распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации создана Межведомственная рабочая группа по гармонизации законодательства по обеспечению авиационной и транспортной безопасности.
R: Какие существуют типовые нарушения требований законодательства по транспортной безопасности?
- По выявленным типовым нарушениям в области обеспечения транспортной безопасности проводятся публичные обсуждения. В рамках обсуждений рассматриваются вопросы реализации требований транспортной безопасности с представителями субъектов транспортной инфраструктуры.
R: Один из самых острых вопросов в теме транспортной безопасности - отсутствие сертифицированного в соответствии с постановлением Правительства №969 оборудования на ОТИ и ТС. Как часто подобные нарушения вы фиксируете на воздушном транспорте? Какие санкции предусмотрены для нарушителей?
- В случае нарушения требований постановления Правительства № 969 по результатам проверки составляется акт, выдается предписание, а также субъект транспортной инфраструктуры привлекается к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимаемые Ространснадзором санкции, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении российских и иностранных перевозчиков, понуждают их к исполнению требований транспортной безопасности.
R: В 2018 году наконец появилось профильное постановление Правительства РФ от 28.07.2018 N 886 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта».Меняет ли документ требования к воздушному транспорту? Как вы оцениваете адекватность новых требований?
- Постановление Правительства № 886 не меняет требований к воздушному транспорту, а усиливает их.
В соответствии с приказом Минтранса России от 12.04.2010 № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», при изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, и (или) потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в трехмесячный срок проводится дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений.
Требования постановления Правительства № 886 являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры, а также перевозчиками (эксплуатантами), осуществляющими непосредственную эксплуатацию транспортных средств. Количество категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона «О транспортной безопасности».
R:Собственники ОТИ считают ряд требований невыполнимыми. Например, это относится к требованию по идентификации предметов и веществ. Ведь для идентификации веществ могут потребоваться ресурсы отдельной химической лаборатории. Другой пример - отсутствие сертифицированной досмотровой техники для обнаружения опасных химические и биологических агентов из Перечней по 227 приказу Минтранса. Как Ространснадзор относиться к подобным требованиям? Как быть в случае действительного отсутствия той или иной техники или противоречивых требований?
- Приказ Минтранса России от 23.07.2015 № 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности» является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками, подразделениями транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.
R: В отраслевой прессе появлялись сообщения о внедрении Ространснадзором механизма непрерывного мониторинга авиационной безопасности. Что входит в это понятие?
- В Российской Федерации в настоящее время внедряется усовершенствованный механизм непрерывного мониторинга авиационной (транспортной) безопасности.
Главная цель модернизации - эффективное выявление проблемных вопросов безопасности, оценка риска, влияющего на возникновение угрозы, и управление выявленными рисками для минимизации вероятности возникновения нарушений обязательных требований.