/

Брешь в нацрежиме при госзакупках залатают

Брешь в нацрежиме при госзакупках залатают

28 марта 2024, 09:47    202

В конце 2023 года Федеральная антимонопольная служба дала ответ на запрос о правомерности неустановления ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 878* в случае осуществления закупок работ (услуг), при выполнении (оказании) которых поставляется товар из перечня радиоэлектронной продукции. В письме от 27.12.2023 № ПИ/111383/23 ФАС России сообщила, что Минпромторгом России разработан проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Документ предусматривает, что товары, включенные в перечень Постановления N 878 будут включены в перечень отдельных видов промышленных товаров, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617. После чего Постановление N 878 будет отменено.

 Материал подготовлен АНО «Консорциум производителей охранных, пожарных, СКУД систем безопасности» (АНО «Консорциум ПОПСБ»)

 * - Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения. государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Усиление поддержки российских производителей

Проект постановления, согласно пояснительной записке, разработан Минпромторгом России в целях расширения мер комплексной поддержки производителей промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, в рамках осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В случае принятия проекта вышеуказанные поправки вступят в силу с 1 августа 2024 г.

Перечни кодов продукции ОКПД2 в Постановлениях Правительства РФ №№878, 616, 617.

Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 (ред. от 02.09.2023)

Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н (ред. от 11.11.2022)

Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (ред. от 27.03.2023)

Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 (ред. от 31.05.2023)

Перечень Постановления № 617 не содержит  код ОКПД2 26.30.50

Приложение 1 не содержит  ОКПД2 26.30.50

Перечень Постановления № 878
содержит ОКПД2
26.30.50

Перечень Постановления № 617 не содержит код ОКПД2 26.30.50

Есть обязанность заказчика по разделению  работ и поставке товаров

Нет обязанности Заказчика по разделению поставки и работ, установленные постановлением Правительства № 617 в силу чего исполнители не декларируют реестровую запись

Нет обязанности Заказчика по разделению поставки и работ, установленные постановлением Правительства № 617 в силу чего исполнители не декларируют реестровую запись


Есть обязанность Заказчика применять Постановление при выполнении работ если присутствуют товары из перечня к ПП РФ 616.

 

Предпосылки к изменениям

Напомним, что действующее Постановление № 878  накладывает ограничения и на закупку радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранного государства. Однако главным камнем преткновения являлось то, что оно распространяет свое действие только на гос.закупку, объектом которой является поставка товаров в чистом виде. Постановление № 878 не содержит обязанность выделять отдельно поставку товара, который будет установлен в процессе выполнения работ, если объектом закупки являются непосредственно работы, что до сих пор являлось легальным способом преодоления запретов и ограничений, установленных в отношении импортного товара. Поскольку в таком случае код ОКПД2 товара не указывается и ограничения допуска или запрета допуска товаров, происходящих из иностранных государств не применяются.

Данные пробелы в применении национального режима также были подтверждены в письме, подписанном четырьмя ведомствами: Минфин России, Минпромторг России, Минцифры России и Минстрой России о даче разъяснений по применению Постановления №878 –  Письмо Минфина России N 24-01-07/111357, Минпромторга России N ШВ-124486/11, Минцифры России N А3-П29-085-243351, Минстроя России N 78336-СМ/09 от 20.11.2023 "Об ограничении допуска товара, являющегося радиоэлектронной продукцией и происходящего из иностранного государства, при осуществлении закупок работ в сфере строительства для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Согласно проекту постановления, опубликованному Минпромторгом России, планируется введение ряда изменений, таких как:

  • унификация и объединение нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • расширение перечня к Постановлению №616, например, в него добавили такие коды, как: 25.21.11.130 «Радиаторы центрального отопления и их секции
    из прочих металлов», 27.11.50.120 «Зарядные станции для электротранспорта», 27.20.21 «Аккумуляторы свинцовые для запуска поршневых двигателей»;
  • перенос перечня радиоэлектронной продукции из Постановления № 878 в перечень к Постановлению № 617 и, как следствие, применение к данной продукции
    в рамках закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд правила «второй лишний»;
  • отмена действия Постановления №878.

С одной стороны, вышеуказанные изменения снимают основной вопрос про выделение товаров при поставке и закрывают лазейку, которой пользовались заказчики, так как Пунктом 4 Постановления № 617 установлено: «Ограничения, установленные настоящим постановлением, распространяются на товары, включенные в перечень, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг».

А подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:

а) указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719;

б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105.

Коррективы законодательства о закупках

Еще одной проблемой, на которую обратили внимание регуляторы, была несогласованность между собой нормативно-правовых актов, регламентирующих закупки и перечней к ним.  

На научно-практической конференции «Практика проведения закупок в рамках Закона № 223-ФЗ в 2024 году», которая прошла 25.01.2024 года в РЭУ им Г.В. Плеханова, заместитель Министра финансов Алексей Лавров анонсировал, что в Правительстве рассматривается большой законопроект о внесении изменений в 44-ФЗ и 223-ФЗ по вопросам оптимизации, упрощения и повышения эффективности импортозамещения. Сейчас система усложнена, и поэтому не всегда евразийская и российская продукция получает необходимые преференции.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что реализация действующих механизмов запрета, ограничения и преимущества (условия допуска), предусмотренных положениями статьи 14 Закона № 44-ФЗ и подзаконных нормативных правовых актов, носит громоздкий характер, поскольку сопровождается как минимум девятью подзаконными нормативными правовыми актами, которые содержат разный порядок их реализации заказчиками, не менее семи перечней товаров, в отношении которых они применяются, а также устанавливают разный механизм подтверждения страны происхождения товара.

В связи с этим законопроект предусматривает существенную оптимизацию механизмов применения запрета, ограничения и преимущества в целях обеспечения возможности и приоритетности заключения договора (контракта) с поставщиком, предлагающим к поставке товар российского происхождения, с российским лицом, выполняющим работы (оказывающим услуги). Например:

  • В целях унификации и обеспечения стабильного правового
    регулирования предлагается установить единые порядки реализации запрета, ограничения, преимущества при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и при исполнении договора (контракта) непосредственно на уровне Закона № 44-ФЗ, а также ввести их в положениях Закона № 223-ФЗ;
  • предлагается предусмотреть непосредственно в положениях
    Закона № 223-ФЗ и Закона № 44-ФЗ, что не допускается заключение
    договора (контракта), предусматривающего поставку товара, происходящего
    из иностранного государства, а также замена при исполнении договора (контракта) товара на товар, происходящий из иностранного государства;
  • в Законе № 44-ФЗ предлагается дополнительно установить, что заявка, содержащая предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства, подлежит отклонению;
  • предлагается предусмотреть непосредственно в положениях Закона № 223-ФЗ и Закона № 44-ФЗ, что не допускается:
  1. заключение договора (контракта), предусматривающего поставку товара, происходящего из иностранного государства, в случае если на участие в закупке подано и признано соответствующим установленным требованиям хотя бы одно предложение о поставке товара российского происхождения (так называемый механизм "второй лишний");
  2. замена при исполнении договора (контракта) товара на товар, происходящий из иностранного государства, если договор (контракт) при его заключении предусматривал поставку товара российского происхождения.
  • предлагается предусмотреть непосредственно в положениях Закона № 223-ФЗ и Закона № 44-ФЗ, что для цели рассмотрения (оценки) предложений
    участников закупки осуществляется условное снижение (или увеличение в случае проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) за право заключить договор или контракт) на пятнадцать процентов ценового предложения участника закупки, предлагающего к поставке весь товар российского происхождения;
  • в Закон № 223-ФЗ вносятся изменения, предусматривающие
    обязательное указание в заявках на участие в закупках, осуществляемых
    в соответствии со статьей 3 Закона № 223-ФЗ, информации и документов, подтверждающих российское происхождение товара и определенных Правительством Российской Федерации;
  • в отношении промышленной продукции, а также программного обеспечения предполагается преимущественно использовать реестровый способ подтверждения российского происхождения товара.

По состоянию на 08.02.24 Правительство одобрило законопроект к внесению в Госдуму. На момент публикации законопроект прошел экспертизу – внесен на рассмотрение в Госдуму.

Изменения в Постановление № 878, наряду с изменениями в федеральные законы, 223-ФЗ и 44-ФЗ, подчинены принципу от частного к общему. Нововведения максимально унифицируют подход к соблюдению нацрежима в закупочных процедурах. А также упростят его применение. Сейчас механизмы регулируются сразу девятью подзаконными актами, а перечни товаров не согласуются между собой. Нововведения направлены на то, чтобы правила проведения закупок и выбора победителя стали максимально простыми и понятными для всех сторон. Для этого они должны опираться, согласно определению председателя Правительства Михаила Мишустина, на «безусловный приоритет российских брендов». 

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.7336 s
queries: 216 (0.1907 s)
memory: 8 192 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.