В конце 2023 года Федеральная антимонопольная служба дала ответ на запрос о правомерности неустановления ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 878* в случае осуществления закупок работ (услуг), при выполнении (оказании) которых поставляется товар из перечня радиоэлектронной продукции. В письме от 27.12.2023 № ПИ/111383/23 ФАС России сообщила, что Минпромторгом России разработан проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Документ предусматривает, что товары, включенные в перечень Постановления N 878 будут включены в перечень отдельных видов промышленных товаров, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617. После чего Постановление N 878 будет отменено.
Материал подготовлен АНО «Консорциум производителей охранных, пожарных, СКУД систем безопасности» (АНО «Консорциум ПОПСБ»)
* - Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения. государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Усиление поддержки российских производителей
Проект постановления, согласно пояснительной записке, разработан Минпромторгом России в целях расширения мер комплексной поддержки производителей промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, в рамках осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В случае принятия проекта вышеуказанные поправки вступят в силу с 1 августа 2024 г.
Перечни кодов продукции ОКПД2 в Постановлениях Правительства РФ №№878, 616, 617.
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 (ред. от 02.09.2023) |
Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н (ред. от 11.11.2022) |
Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (ред. от 27.03.2023) |
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 (ред. от 31.05.2023) |
Перечень Постановления № 617 не содержит код ОКПД2 26.30.50 |
Приложение 1 не содержит ОКПД2 26.30.50 |
Перечень Постановления № 878 |
Перечень Постановления № 617 не содержит код ОКПД2 26.30.50 |
Есть обязанность заказчика по разделению работ и поставке товаров |
Нет обязанности Заказчика по разделению поставки и работ, установленные постановлением Правительства № 617 в силу чего исполнители не декларируют реестровую запись |
Нет обязанности Заказчика по разделению поставки и работ, установленные постановлением Правительства № 617 в силу чего исполнители не декларируют реестровую запись |
|
Предпосылки к изменениям
Напомним, что действующее Постановление № 878 накладывает ограничения и на закупку радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранного государства. Однако главным камнем преткновения являлось то, что оно распространяет свое действие только на гос.закупку, объектом которой является поставка товаров в чистом виде. Постановление № 878 не содержит обязанность выделять отдельно поставку товара, который будет установлен в процессе выполнения работ, если объектом закупки являются непосредственно работы, что до сих пор являлось легальным способом преодоления запретов и ограничений, установленных в отношении импортного товара. Поскольку в таком случае код ОКПД2 товара не указывается и ограничения допуска или запрета допуска товаров, происходящих из иностранных государств не применяются.
Данные пробелы в применении национального режима также были подтверждены в письме, подписанном четырьмя ведомствами: Минфин России, Минпромторг России, Минцифры России и Минстрой России о даче разъяснений по применению Постановления №878 – Письмо Минфина России N 24-01-07/111357, Минпромторга России N ШВ-124486/11, Минцифры России N А3-П29-085-243351, Минстроя России N 78336-СМ/09 от 20.11.2023 "Об ограничении допуска товара, являющегося радиоэлектронной продукцией и происходящего из иностранного государства, при осуществлении закупок работ в сфере строительства для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Согласно проекту постановления, опубликованному Минпромторгом России, планируется введение ряда изменений, таких как:
- унификация и объединение нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- расширение перечня к Постановлению №616, например, в него добавили такие коды, как: 25.21.11.130 «Радиаторы центрального отопления и их секции
из прочих металлов», 27.11.50.120 «Зарядные станции для электротранспорта», 27.20.21 «Аккумуляторы свинцовые для запуска поршневых двигателей»; - перенос перечня радиоэлектронной продукции из Постановления № 878 в перечень к Постановлению № 617 и, как следствие, применение к данной продукции
в рамках закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд правила «второй лишний»; - отмена действия Постановления №878.
С одной стороны, вышеуказанные изменения снимают основной вопрос про выделение товаров при поставке и закрывают лазейку, которой пользовались заказчики, так как Пунктом 4 Постановления № 617 установлено: «Ограничения, установленные настоящим постановлением, распространяются на товары, включенные в перечень, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг».
А подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719;
б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105.
Коррективы законодательства о закупках
Еще одной проблемой, на которую обратили внимание регуляторы, была несогласованность между собой нормативно-правовых актов, регламентирующих закупки и перечней к ним.
На научно-практической конференции «Практика проведения закупок в рамках Закона № 223-ФЗ в 2024 году», которая прошла 25.01.2024 года в РЭУ им Г.В. Плеханова, заместитель Министра финансов Алексей Лавров анонсировал, что в Правительстве рассматривается большой законопроект о внесении изменений в 44-ФЗ и 223-ФЗ по вопросам оптимизации, упрощения и повышения эффективности импортозамещения. Сейчас система усложнена, и поэтому не всегда евразийская и российская продукция получает необходимые преференции.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что реализация действующих механизмов запрета, ограничения и преимущества (условия допуска), предусмотренных положениями статьи 14 Закона № 44-ФЗ и подзаконных нормативных правовых актов, носит громоздкий характер, поскольку сопровождается как минимум девятью подзаконными нормативными правовыми актами, которые содержат разный порядок их реализации заказчиками, не менее семи перечней товаров, в отношении которых они применяются, а также устанавливают разный механизм подтверждения страны происхождения товара.
В связи с этим законопроект предусматривает существенную оптимизацию механизмов применения запрета, ограничения и преимущества в целях обеспечения возможности и приоритетности заключения договора (контракта) с поставщиком, предлагающим к поставке товар российского происхождения, с российским лицом, выполняющим работы (оказывающим услуги). Например:
- В целях унификации и обеспечения стабильного правового
регулирования предлагается установить единые порядки реализации запрета, ограничения, преимущества при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и при исполнении договора (контракта) непосредственно на уровне Закона № 44-ФЗ, а также ввести их в положениях Закона № 223-ФЗ; - предлагается предусмотреть непосредственно в положениях
Закона № 223-ФЗ и Закона № 44-ФЗ, что не допускается заключение
договора (контракта), предусматривающего поставку товара, происходящего
из иностранного государства, а также замена при исполнении договора (контракта) товара на товар, происходящий из иностранного государства; - в Законе № 44-ФЗ предлагается дополнительно установить, что заявка, содержащая предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства, подлежит отклонению;
- предлагается предусмотреть непосредственно в положениях Закона № 223-ФЗ и Закона № 44-ФЗ, что не допускается:
- заключение договора (контракта), предусматривающего поставку товара, происходящего из иностранного государства, в случае если на участие в закупке подано и признано соответствующим установленным требованиям хотя бы одно предложение о поставке товара российского происхождения (так называемый механизм "второй лишний");
- замена при исполнении договора (контракта) товара на товар, происходящий из иностранного государства, если договор (контракт) при его заключении предусматривал поставку товара российского происхождения.
- предлагается предусмотреть непосредственно в положениях Закона № 223-ФЗ и Закона № 44-ФЗ, что для цели рассмотрения (оценки) предложений
участников закупки осуществляется условное снижение (или увеличение в случае проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) за право заключить договор или контракт) на пятнадцать процентов ценового предложения участника закупки, предлагающего к поставке весь товар российского происхождения; - в Закон № 223-ФЗ вносятся изменения, предусматривающие
обязательное указание в заявках на участие в закупках, осуществляемых
в соответствии со статьей 3 Закона № 223-ФЗ, информации и документов, подтверждающих российское происхождение товара и определенных Правительством Российской Федерации; - в отношении промышленной продукции, а также программного обеспечения предполагается преимущественно использовать реестровый способ подтверждения российского происхождения товара.
По состоянию на 08.02.24 Правительство одобрило законопроект к внесению в Госдуму. На момент публикации законопроект прошел экспертизу – внесен на рассмотрение в Госдуму.
Изменения в Постановление № 878, наряду с изменениями в федеральные законы, 223-ФЗ и 44-ФЗ, подчинены принципу от частного к общему. Нововведения максимально унифицируют подход к соблюдению нацрежима в закупочных процедурах. А также упростят его применение. Сейчас механизмы регулируются сразу девятью подзаконными актами, а перечни товаров не согласуются между собой. Нововведения направлены на то, чтобы правила проведения закупок и выбора победителя стали максимально простыми и понятными для всех сторон. Для этого они должны опираться, согласно определению председателя Правительства Михаила Мишустина, на «безусловный приоритет российских брендов».
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен