Брешь в нацрежиме при госзакупках залатают
В конце 2023 года Федеральная антимонопольная служба дала ответ на запрос о правомерности неустановления ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 878* в случае осуществления закупок работ (услуг), при выполнении (оказании) которых поставляется товар из перечня радиоэлектронной продукции. В письме от 27.12.2023 № ПИ/111383/23 ФАС России сообщила, что Минпромторгом России разработан проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Документ предусматривает, что товары, включенные в перечень Постановления N 878 будут включены в перечень отдельных видов промышленных товаров, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617. После чего Постановление N 878 будет отменено.
Материал подготовлен АНО «Консорциум производителей охранных, пожарных, СКУД систем безопасности» (АНО «Консорциум ПОПСБ»)
* - Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения. государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Усиление поддержки российских производителей
Проект постановления, согласно пояснительной записке, разработан Минпромторгом России в целях расширения мер комплексной поддержки производителей промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, в рамках осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В случае принятия проекта вышеуказанные поправки вступят в силу с 1 августа 2024 г.
Перечни кодов продукции ОКПД2 в Постановлениях Правительства РФ №№878, 616, 617.
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 (ред. от 02.09.2023) |
Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н (ред. от 11.11.2022) |
Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (ред. от 27.03.2023) |
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 (ред. от 31.05.2023) |
Перечень Постановления № 617 не содержит код ОКПД2 26.30.50 |
Приложение 1 не содержит ОКПД2 26.30.50 |
Перечень Постановления № 878 |
Перечень Постановления № 617 не содержит код ОКПД2 26.30.50 |
Есть обязанность заказчика по разделению работ и поставке товаров |
Нет обязанности Заказчика по разделению поставки и работ, установленные постановлением Правительства № 617 в силу чего исполнители не декларируют реестровую запись |
Нет обязанности Заказчика по разделению поставки и работ, установленные постановлением Правительства № 617 в силу чего исполнители не декларируют реестровую запись |
|
Предпосылки к изменениям
Напомним, что действующее Постановление № 878 накладывает ограничения и на закупку радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранного государства. Однако главным камнем преткновения являлось то, что оно распространяет свое действие только на гос.закупку, объектом которой является поставка товаров в чистом виде. Постановление № 878 не содержит обязанность выделять отдельно поставку товара, который будет установлен в процессе выполнения работ, если объектом закупки являются непосредственно работы, что до сих пор являлось легальным способом преодоления запретов и ограничений, установленных в отношении импортного товара. Поскольку в таком случае код ОКПД2 товара не указывается и ограничения допуска или запрета допуска товаров, происходящих из иностранных государств не применяются.
Данные пробелы в применении национального режима также были подтверждены в письме, подписанном четырьмя ведомствами: Минфин России, Минпромторг России, Минцифры России и Минстрой России о даче разъяснений по применению Постановления №878 – Письмо Минфина России N 24-01-07/111357, Минпромторга России N ШВ-124486/11, Минцифры России N А3-П29-085-243351, Минстроя России N 78336-СМ/09 от 20.11.2023 "Об ограничении допуска товара, являющегося радиоэлектронной продукцией и происходящего из иностранного государства, при осуществлении закупок работ в сфере строительства для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Согласно проекту постановления, опубликованному Минпромторгом России, планируется введение ряда изменений, таких как:
- унификация и объединение нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- расширение перечня к Постановлению №616, например, в него добавили такие коды, как: 25.21.11.130 «Радиаторы центрального отопления и их секции
из прочих металлов», 27.11.50.120 «Зарядные станции для электротранспорта», 27.20.21 «Аккумуляторы свинцовые для запуска поршневых двигателей»; - перенос перечня радиоэлектронной продукции из Постановления № 878 в перечень к Постановлению № 617 и, как следствие, применение к данной продукции
в рамках закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд правила «второй лишний»; - отмена действия Постановления №878.
С одной стороны, вышеуказанные изменения снимают основной вопрос про выделение товаров при поставке и закрывают лазейку, которой пользовались заказчики, так как Пунктом 4 Постановления № 617 установлено: «Ограничения, установленные настоящим постановлением, распространяются на товары, включенные в перечень, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг».
А подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719;
б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105.
Коррективы законодательства о закупках
Еще одной проблемой, на которую обратили внимание регуляторы, была несогласованность между собой нормативно-правовых актов, регламентирующих закупки и перечней к ним.
На научно-практической конференции «Практика проведения закупок в рамках Закона № 223-ФЗ в 2024 году», которая прошла 25.01.2024 года в РЭУ им Г.В. Плеханова, заместитель Министра финансов Алексей Лавров анонсировал, что в Правительстве рассматривается большой законопроект о внесении изменений в 44-ФЗ и 223-ФЗ по вопросам оптимизации, упрощения и повышения эффективности импортозамещения. Сейчас система усложнена, и поэтому не всегда евразийская и российская продукция получает необходимые преференции.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что реализация действующих механизмов запрета, ограничения и преимущества (условия допуска), предусмотренных положениями статьи 14 Закона № 44-ФЗ и подзаконных нормативных правовых актов, носит громоздкий характер, поскольку сопровождается как минимум девятью подзаконными нормативными правовыми актами, которые содержат разный порядок их реализации заказчиками, не менее семи перечней товаров, в отношении которых они применяются, а также устанавливают разный механизм подтверждения страны происхождения товара.
В связи с этим законопроект предусматривает существенную оптимизацию механизмов применения запрета, ограничения и преимущества в целях обеспечения возможности и приоритетности заключения договора (контракта) с поставщиком, предлагающим к поставке товар российского происхождения, с российским лицом, выполняющим работы (оказывающим услуги). Например:
- В целях унификации и обеспечения стабильного правового
регулирования предлагается установить единые порядки реализации запрета, ограничения, преимущества при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и при исполнении договора (контракта) непосредственно на уровне Закона № 44-ФЗ, а также ввести их в положениях Закона № 223-ФЗ; - предлагается предусмотреть непосредственно в положениях
Закона № 223-ФЗ и Закона № 44-ФЗ, что не допускается заключение
договора (контракта), предусматривающего поставку товара, происходящего
из иностранного государства, а также замена при исполнении договора (контракта) товара на товар, происходящий из иностранного государства; - в Законе № 44-ФЗ предлагается дополнительно установить, что заявка, содержащая предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства, подлежит отклонению;
- предлагается предусмотреть непосредственно в положениях Закона № 223-ФЗ и Закона № 44-ФЗ, что не допускается:
- заключение договора (контракта), предусматривающего поставку товара, происходящего из иностранного государства, в случае если на участие в закупке подано и признано соответствующим установленным требованиям хотя бы одно предложение о поставке товара российского происхождения (так называемый механизм "второй лишний");
- замена при исполнении договора (контракта) товара на товар, происходящий из иностранного государства, если договор (контракт) при его заключении предусматривал поставку товара российского происхождения.
- предлагается предусмотреть непосредственно в положениях Закона № 223-ФЗ и Закона № 44-ФЗ, что для цели рассмотрения (оценки) предложений
участников закупки осуществляется условное снижение (или увеличение в случае проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) за право заключить договор или контракт) на пятнадцать процентов ценового предложения участника закупки, предлагающего к поставке весь товар российского происхождения; - в Закон № 223-ФЗ вносятся изменения, предусматривающие
обязательное указание в заявках на участие в закупках, осуществляемых
в соответствии со статьей 3 Закона № 223-ФЗ, информации и документов, подтверждающих российское происхождение товара и определенных Правительством Российской Федерации; - в отношении промышленной продукции, а также программного обеспечения предполагается преимущественно использовать реестровый способ подтверждения российского происхождения товара.
По состоянию на 08.02.24 Правительство одобрило законопроект к внесению в Госдуму. На момент публикации законопроект прошел экспертизу – внесен на рассмотрение в Госдуму.
Изменения в Постановление № 878, наряду с изменениями в федеральные законы, 223-ФЗ и 44-ФЗ, подчинены принципу от частного к общему. Нововведения максимально унифицируют подход к соблюдению нацрежима в закупочных процедурах. А также упростят его применение. Сейчас механизмы регулируются сразу девятью подзаконными актами, а перечни товаров не согласуются между собой. Нововведения направлены на то, чтобы правила проведения закупок и выбора победителя стали максимально простыми и понятными для всех сторон. Для этого они должны опираться, согласно определению председателя Правительства Михаила Мишустина, на «безусловный приоритет российских брендов».
