/ /

Тренды пожарной безопасности 2022

Тренды пожарной безопасности 2022

04 апреля 2022, 20:22    9587

В 2021 году был принят целый ряд нормативных правовых актов (НПА) и нормативных документов в сфере пожарной безопасности – поправки вносились в федеральные законы, приказы МЧС России, своды правил (СП, СНиПы). На законодательном уровне продолжается совершенствование существующих требований пожарной безопасности в аспекте снижения административной нагрузки на юридических и физических лиц, повышения безопасности людей, а также снижения рисков и угроз возникновения пожаров. Основная часть разработанных в прошлом году документов вступила в силу в марте 2022 года.

Текст: Олег Баранов

Фундамент нового подхода к обеспечению пожарной безопасности был заложен вступившими в силу в прошлом году федеральными законами № 248-ФЗ о государственном и муниципальном контроле в РФ и № 170-ФЗ о внесении поправок в законодательные акты, которые ввели новые принципы и правила осуществления контрольных (надзорных) мероприятий, а также установили новые требования в системе лицензирования.

Вступление в силу вышеназванных законов послужило основной причиной внесения последующих поправок в законы и приказы, а также принятия новых НПА, связанных с федеральным государственным пожарным надзором,  утверждением дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности, утверждением индикативных показателей при осуществлении пожарного надзора.

Среди трендов 2022 года по пожарной безопасности можно выделить следующие

  1. Упрощение процедур для юридических и физических лиц/защита бизнеса

Правительство РФ оперативно отреагировало на сложившуюся в стране социально-экономическую обстановку, обусловленную санкциями. Был подготовлен целый комплекс мер поддержки граждан и бизнеса:

  • внесены поправки в закон № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • подписано Постановление Правительства РФ от 12 марта 2022 года № 353.

Правительство РФ получило полномочия устанавливать мораторий на проведение проверок, контрольных (надзорных) мероприятий. И такой запрет был установлен сотрудники государственного пожарного надзора не будут проверять организации до конца 2022 года. Исключение сделали только для небольшого перечня объектов контроля, которые отнесены к категориям высокого риска.

Председатель правительства Михаил Мишустин подписал постановление об автоматическом продлении сроков действия лицензий и других видов разрешительных документов на 12 месяцев, а также их упрощенном получении или переоформлении в 2022 году. Это позволит снизить нагрузку на организации и предпринимателей, сократить издержки, связанные с прохождением разрешительных процедур. Предусмотренная законом ответственность за отсутствие лицензии применяться не будет.

Мера затронет более 120 видов разрешений, в том числе в таких важных сферах деятельности, как сельское хозяйство, промышленность, розничная торговля (включая торговлю подакцизными товарами), оказание услуг связи, услуги такси. Всего будет автоматически продлено действие или переоформлено в упрощенном порядке более 2,5 млн разрешений.

Заместитель начальника 2-го регионального отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления по ЦАО Главного управления МЧС России по г. Москве Вадим Стуковнин:

С 10.03.2022 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации № 336, которым вводится в этом году целый ряд ограничений на проведение контрольных (надзорных) мероприятий. В частности, плановые мероприятия в рамках федерального государственного пожарного надзора проводятся только в отношении объектов дошкольного, начального, общего и среднего образования, объектов отдыха и оздоровления детей, ряда социальных объектов и родильных домов, причем отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. Также вводится ряд ограничений на проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.

Как пояснили в пресс-службе Управления по ЦАО ГУ МЧС России по г. Москве, предусмотрены следующие категории рисков объектов защиты: чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный и низкий. Отнесение к определенной категории риска осуществляется на основании порядка и критериев отнесения объектов защиты к определенной категории риска согласно приложению к указанному постановлению, вместе с тем многоквартирные жилые дома высотой до 28 метров, линейные объекты, открытые плоскостные автостоянки, открытые склады лесоматериалов и твердого топлива, земельные участки, не являющиеся соответствующими земельными участками, на которых размещаются здания и сооружения, подлежат отнесению к категории умеренного риска. При отсутствии решения об отнесении объекта надзора к определенной категории риска объект надзора считается отнесенным к категории низкого риска. В зависимости от присвоенной объекту категории риска установлена дифференцированная периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий. Для категории чрезвычайно высокого риска – один раз в год; высокого – один раз в два года; значительного – раз в три года; среднего – раз в пять и умеренного – раз в шесть лет.

  • МЧС подготовило новый перечень НПА по требованиям, которые оценивает пожнадзор.

Для удобства граждан чрезвычайное ведомство обновило перечень документов, которые регулируют условия соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, а также оговаривают сами требования пожарной безопасности, которые обязательны к исполнению. Объединение документов в единый перечень избавляет граждан от самостоятельного поиска всех ключевых нормативных актов.

В новый «Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного пожарного надзора», включено 7 документов:

ФЗ «О пожарной безопасности» (ст. 20, 21, 25);

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (ст. 1, 2, 5, 6, 103-105, главы 14-22, 26, 30, 31, таблицы 3, 12-25, 27-30);

Постановление Правительства РФ от 22.07.2020 № 1084 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска» (пункты 5-8);

Постановление Правительства РФ от 31.08.2020 № 1325 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска» (все пункты);

Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (все пункты);

Постановление Правительства РФ от 01.09.2021 № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» (пункты 3-15);

Приказ МЧС России от 18.11.2021 № 806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности» (Приложения к приказу № 1, 2, 3).

Повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности

Государство последовательно снимает надзорную нагрузку с бизнеса – прежде всего с малого и среднего. МЧС, осуществив переход на риск-ориентированный подход в надзорной деятельности, продолжает планомерно реформировать эту сферу своей деятельности.

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 27.10.2021 № 1844 «Об утверждении требований к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм проверочных листов, утверждению, применению, актуализации форм проверочных листов, а также случаев обязательного применения проверочных листов».

Важный документ, который вступил в силу с 1 марта 2022 года. В нем перечислены требования к разработке и актуализации форм проверочных листов, используемых должностными лицами госпожнадзора МЧС России, также установлены случаи их обязательного применения. Ранее разработанные и утвержденные формы проверочных листов, используемые при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности, были переработаны.

Проверочные листы должны содержать списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Проверочные листы формируются и утверждаются соответствующими контрольными (надзорными) органами в формате, допускающем их использование хозяйствующими субъектами для самообследования.

Применение проверочных листов обязательно при осуществлении в рамках федерального государственного пожарного надзора таких плановых контрольных (надзорных) мероприятий, как рейдовый осмотр и выездная проверка. В этих случаях проводится оценка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности согласно списку вопросов, приведенному в форме проверочного листа. Указанный список формируется на основе размещенного на официальном сайте МЧС России перечня документов, содержащих обязательные требования пожарной безопасности. Следует отметить, что в проверочных листах отсутствуют обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче иных документов, имеющих разрешительный характер. 

Актуализированная форма проверочного листа должна включать:

  • наименование вида федерального государственного надзора;
  • наименование надзорного органа и реквизиты нормативного правового акта
    об утверждении формы проверочного листа;
  • список контрольных вопросов, отражающих содержание обязательных требований, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении (несоблюдении) контролируемым лицом обязательных требований;
  • графы, предусматривающие ответы на контрольные вопросы («да», «нет»,
    «неприменимо»), а также графу «примечание», подлежащую обязательному заполнению в случае ответа графы «неприменимо»;
  • реквизиты нормативных правовых актов (с указанием структурных единиц этих актов), соотнесенные со списком контрольных вопросов: идентификационные сведения гражданина или хозяйствующего субъекта, являющегося контролируемым лицом (фамилия, имя и отчество, наименование юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя или юридического лица, адрес регистрации гражданина или индивидуального предпринимателя, адрес юридического лица, его филиалов, представительств и т. д.).

Кроме того, проверочный лист должен содержать поля, предусматривающие внесение таких сведений, как вид контрольного (надзорного) мероприятия (КНМ), дату заполнения проверочного листа, сведения об объекте, в отношении которого проводится КНМ, место проведения мероприятия и его учетный номер, реквизиты решения ОГПН о проведении КНМ, а также должность, фамилия и инициалы должностного лица, заполняющего проверочный лист.

Отличительной особенностью новой формы проверочного листа будет наличие расположенного в правом верхнем углу первой страницы QR-кода, сформированного единым реестром контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с правилами, установленными правительством РФ (Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства РФ от 28.04.2015 г. № 415). QR-код обеспечивает переход на страницу в интернете, содержащую запись о профилактическом или КНМ, в рамках которого составлен проверочный лист.

  • С 11.03.2022 года вступил в силу приказ МЧС России от 09.02.2022 № 78 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемых должностными лицами органов государственного пожарного надзора МЧС России при осуществлении федерального государственного пожарного надзора».

Данные проверочные листы не только применяются при проведении плановых контрольных (надзорных) мероприятий органами государственного пожарного надзора, но также могут быть использованы контролируемыми лицами для проведения самообследования.

«Приказом предусмотрены формы проверочных листов разных категорий объектов (на объектах проживания людей, на объектах научных и образовательных организаций, на объектах здравоохранения, на объектах культурно-просветительских и зрелищных учреждений, на объектах торговли и других). Их применение позволит лучше понять, какие требования предъявляются органами пожарного надзора к тому или иному объекту, а также упростит оценку соответствия объекта требованиям пожарной безопасности», пояснил замначальника 2-го РОНПР Управления по ЦАО Главного управления МЧС России по г. Москве Вадим Стуковнин.

Повышение защищенности граждан, их имущества и объектов экономики от пожаров

МЧС России продолжает повышать эффективность реагирования на любые потенциальные чрезвычайные ситуации, наращивая оперативный, кадровый и технический потенциал. Повышается мобильность пожарных и спасательных подразделений. Проводятся организационные реформы. Вносятся поправки в действующее законодательство.

  • Разработаны поправки в «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Законопроектом, который прошел в Госдуме первое чтение, предусматривается расширение условий соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, в том числе при использовании различных расчетных обоснований, испытаний, исследований, а также выполнении требований специальных технических условий и стандартов организации. Исключаются устаревшие, избыточные и дублирующие требования пожарной безопасности. Документ направлен на систематизацию обязательных требований, а также повышение эффективности технического урегулирования данной сферы;

  • Приказом МЧС внесены изменения в Порядок формирования и ведения реестра общественных объединений пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных.
  • Первое чтение прошел проект закона о внесении изменения в ст. 16-ФЗ «О пожарной безопасности».

Законопроектом предлагается наделить правительство РФ полномочиями утверждать перечень населенных пунктов, в которых размещаются территориальные подразделения федеральной противопожарной службы. Реализация таких полномочий позволит оптимально распределить в населенных пунктах подразделения ФПС и ППС исходя из административно-территориального принципа, с учетом экономического и производственного потенциала таких населенных пунктов, а также численности проживающего в них населения.

  • МЧС России разработало Правила осуществления деятельности в сфере пожарной безопасности договорными подразделениями Госпожарнадзора.

Этот проект постановления правительства Российской Федерации размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, документ определяет виды работ и механизм оказания услуг в области пожарной безопасности. В частности, определено, что договорные подразделения ФПС ГПС обслуживают опасные производственные объекты, эксплуатируемые государственными корпорациями и организациями, а также ряд критически важных и пожароопасных объектов.

  • опубликован проект изменения № 5 к СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

Этот документ разрабатывается в соответствии с «дорожной картой» по развитию рынка малотоннажного сжиженного природного газа и газомоторного топлива в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2021 г. № 350-p. Цель разработки документа совершенствование нормативных требований пожарной безопасности по ограничению распространения пожара при проектировании и строительстве зданий и сооружений.

  • С 1 мая 2022 года начнет действовать ГОСТ 34428-2018 «Системы эвакуационные фотолюминесцентные. Общие технические условия».

Новый стандарт распространяется на фотолюминесцентные эвакуационные системы, устанавливаемые в зданиях, в подземных и наземных сооружениях, на объектах гражданской обороны, потенциально опасных объектах и всех объектах транспортной инфраструктуры. Этот ГОСТ не затрагивает системы аварийного освещения, электротехнические (с элементами, потребляющими электрическую энергию) системы освещения и обозначения путей эвакуации.

  • Опубликован межгосударственный стандарт на устройства экстренного открывания дверей эвакуационных и аварийных выходов «Антипаника».
  • Готовятся поправки в Федеральный закон о добровольной пожарной охране (ДПО). В целях развития корпоративного добровольчества предлагается предусмотреть упрощенный порядок создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации объектовых подразделений ДПО в организациях (без создания общественного объединения пожарной охраны), что позволит в полной мере обеспечить реализацию права руководителей организаций создавать подразделения ДПО, которые они содержат за счет собственных средств, и увеличить количество объектовых подразделений ДПО и численность входящих в их состав добровольных пожарных.
  • Пересмотрен свод правил по производственным и складским зданиям. «СНиП 31-03-2001 Производственные здания» распространяется на проектирование производственных, складских и лабораторных зданий и помещений. Так, в производственных зданиях необходимо предусмотреть установку автоматических систем пожаротушения, а также систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
  • В постановлении Правительства РФ № 1464 утверждаются требования к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, а также системами пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. В документе уточняется, когда на объектах защиты необходимо устанавливать автоматические установки пожаротушения и системы пожарной сигнализации, а когда нет. Перечислены необходимые технические характеристики для пожарных оповещателей. В частности, в документе закреплено, что объекты защиты должны оснащаться автоматическими установками пожаротушения (АУП), системой пожарной сигнализации (СПС) и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) в соответствии с установленными критериями оснащения.

Перечислены следующие критерии оснащения:

  • зданий СПС и АУП;
  • сооружений СПС и АУП;
  • помещений СПС и АУП;
  • оборудования АУП;
  • объектов защиты СОУЭ.

 

  • Постановление Правительства РФ № 1128 определяет порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. В документе перечислены лицензионные требования при осуществлении лицензируемой деятельности, указаны формы заявления о предоставлении лицензии, указаны объекты лицензионного контроля.
  • Приказ МЧС России № 488 утверждает индикативные показатели, применяемые при осуществлении федерального государственного пожарного надзора.

Подготовка сотрудников и повышение квалификации

  •  С 1 марта 2022 года обучение по программам противопожарного инструктажа должно проводиться по новым требованиям.

Порядок, виды, сроки обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа утверждены приказом МЧС России от 18.11.2021 № 806. Как следует из документа, ответственность за организацию и своевременность обучения мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа возложена на руководителя организации, который должен определить порядок и сроки обучения:

  • обучение должно содержать теоретическую и практическую части;
  • обучение может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно).

В соответствии с Порядком противопожарные инструктажи подразделяются на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой. Для каждого из видов инструктажей Порядком предусмотрены основания и особенности проведения. Проведение противопожарных инструктажей должно быть завершено проверкой соответствия знаний и умений инструктируемых требованиям, предусмотренным программами противопожарного инструктажа, которую осуществляет лицо, проводившее противопожарный инструктаж, либо иное лицо, назначенное руководителем организации.

  • В первом чтении принят законопроект о внесении изменений в ст. 24 и 37 Федерального закона «О пожарной безопасности».

Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон «О пожарной безопасности» нормами, содержащими требование о соответствии работников и лиц, привлекаемых к выполнению видов деятельности в области пожарной безопасности, квалификационным требованиям и профессиональным стандартам, а также обязанность руководителя организации назначать работника, ответственного за обеспечение пожарной безопасности, соответствующего указанным требованиям.

  • Приказом МЧС № 870 утверждена форма оценочных листов, содержащих список контрольных вопросов, ответы на которые должны свидетельствовать о соответствии соискателя лицензии, лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры и деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
  • Вступает в силу приказ МЧС России № 596 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности».

Типовые дополнительные профессиональные программы повышения квалификации утверждены для следующих категорий работников:

  1. Руководители организаций, индивидуальные предприниматели (ИП) и лица, назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе в обособленных структурных подразделениях организации.
  2. Руководители эксплуатирующих и управляющих организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность, связанную с обеспечением пожарной безопасности на объектах защиты, и лица, назначенные ими ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
  3. Ответственные должностные лица, занимающие должности главных специалистов технического и производственного профиля, и должностные лица, исполняющие их обязанности, на объектах защиты, предназначенных для проживания или временного пребывания 50 и более человек одновременно.
  4. Лица, на которых возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа.

Кроме того, этим приказом утверждена типовая дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки для получения квалификации «Специалист по противопожарной профилактике».

  • Приказ Минтруда России № 696н утверждает профессиональный стандарт «Специалист по пожарной профилактике». В этом документе описываются трудовые функции, входящие в стандарт. Дается характеристика обобщенных трудовых функций. Подробно прописывается обобщенная трудовая функция «Обеспечение противопожарного режима на объекте защиты».
  • Приказ МЧС России № 931 «Об аттестации должностных лиц, осуществляющих деятельность в области оценки пожарного риска» утверждает требования к проведению квалификационного экзамена по проверке наличия у должностного лица, осуществляющего деятельность в области оценки пожарного риска, специальных знаний в области пожарной безопасности.

Совершенствование способов пожаротушения

  • Разрабатывается проект изменений № 2 к СП 155.13130.2014 «Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности».

Целесообразность разработки проекта изменения обусловлена необходимостью проведения анализа нормативных документов в части обоснования значений интенсивностей подачи на горящий объект раствора пенообразователя. Как показывает статистика, резервуары объемом свыше 5000 м3 практически не тушатся с интенсивностью и способами подачи пены, прописанными в документах.

  • Разрабатывается проект нового СП «Системы предотвращения пожара. Системы с использованием пригодной для дыхания гипоксической атмосферы. Нормы и правила проектирования».

Системы предотвращения пожара с использованием пригодной для дыхания гипоксической атмосферы представляют собой сравнительно новый вид технических средств, которые применяются для обеспечения пожарной безопасности объектов защиты. Сегодня за рубежом такие системы защищают более 1000 объектов, в нашей стране – около 30. Особенность таких систем в том, что при наличии источника зажигания не происходит воспламенение с последующим распространением пламенного горения по горючим веществам и материалам объекта.

  • Всероссийский институт противопожарной обороны (ФГБУ ВНИИПО МЧС России) разработал проект рекомендаций о порядке применения пенообразователей для тушения пожаров.
  • При ВНИИ ГОЧС была создана проектная группа по развитию робототехнических комплексов специального и двойного назначения в системе МЧС России. В ее состав вошли эксперты ВНИИ ГОЧС, ВНИИ ПО и АГЗ МЧС России. Главная задача нового подразделения при ВНИИ ГОЧС повышение эффективности деятельности в области развития робототехнических комплексов и беспилотных авиационных систем. Это предполагает максимальное внедрение прикладных разработок и конкретных технологий с целью создания перспективных робототехнических комплексов.

Итог. В 2022 году мы видим, как продолжает постепенно меняться подход к нормативным положениям в области пожарной безопасности и к контрольно-надзорной деятельности в связи с переходом на риск-ориентированные проверки. МЧС России проводится работа по повышению оперативного реагирования подразделений пожарной охраны, расширяются условия соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, устраняются устаревшие и избыточные требования. Росстандарт и Минстрой вносят поправки в своды правил, уточняя и регламентируя требования пожарной безопасности на объектах, подгоняя техническую документацию под быстро меняющиеся реалии современного мира. Особое внимание в этой работе уделяется объектам с массовым пребыванием людей. МЧС России внедряет новые механизмы профилактики в области пожарной безопасности, вкладываются силы и средства в развитие технологий и техники тушения пожаров, уклон делается в сторону различных робототехнических средств, беспилотных авиационных систем, современных отечественных средств мониторинга. Позволят ли новые нормативно-правовые изменения решить существующие проблемы – покажет время.

Фото - ГУ МЧС по г. Москва

Свежее

 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 1.1382 s
queries: 263 (0.6964 s)
memory: 10 240 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.