В 2021 году ВНИИ ГОЧС планирует начать реализацию проектов, которые позволят повысить эффективность работы спасателей. Эта деятельность осуществляется в рамках модернизации технического вооружения подразделений МЧС России.
Старый новый мост
Ученые ВНИИ ГОЧС планируют начать работу по модернизации тяжелых механизированных мостов ТММ-3, предназначенных для обустройства мостовых переходов через препятствия.
Состоящие на оснащении МЧС России механизированные мосты ТММ-3 в настоящее время в России не производятся. Кроме того, сейчас в нашей стране отсутствует опыт их разработки, а автомобили КрАЗ, использовавшиеся в качестве базового шасси, выпускают только на территории Украины.
Имеющиеся в спасательных центрах тяжелые механизированные мосты нуждаются в обновлении. В настоящее время требуется высокомобильное, в том числе аэромобильное средство, позволяющее устраивать мостовые переходы разной длины (10, 20, 30, 40 м) со сплошной проезжей частью и с высокой степенью автономности.
Модернизированный тяжелый механизированный мост позволит существенно увеличить эффективность ведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.
Модернизация также позволит качественно повысить возможности всего парка механизированных мостов МЧС России без закупки новых мостовых блоков и механизмов их установки, заменить морально и физически устаревшие импортные базовые автомобили на современные, отечественного производства.
Аэромобильный лагерь — спасение в Арктике
На основе анализа задач, которые МЧС России предстоит решать в Арктике в ближайшие годы, ученые института предлагают создать аэромобильный быстроразвёртываемый комплекс жизнеобеспечения спасателей (полевой лагерь) и населения в зонах ЧС с разрушенной инфраструктурой, в том числе в условиях низких температур. Условное название работы – «Аэролагерь-Арктика».
Комплекс «Аэролагерь-Арктика» предназначен для оснащения специализированных подразделений МЧС России, в том числе арктических спасательных центров, участвующих в ликвидации ЧС. Он полностью размещается на двух КамАЗах и в двух прицепах-фургонах. Аэромобильный лагерь рассчитан на 60 человек. Время его выхода к месту погрузки на авиа и ж/д транспорте не более 30 минут, а время развертывания в местах размещения – не более 6-8 часов. Он позволит обеспечить автономность (до пяти суток) жизнедеятельности аэромобильных группировок при ведении аварийно-спасательных работ в районах ЧС с разрушенной инфраструктурой, а также на неосвоенных, труднодоступных местах.
Опытный образец комплекса будет состоять из 10 модулей (жилого, штаба и психологической разгрузки, медицинского, приготовления и приема пищи, хранения продуктов, воды и энергообеспечения, санитарно-гигиенического, коммунально-бытового и энергообеспечения, транспортно-технологического, материально-технического обеспечения и складского назначения, умывальника (переходной специализированный), соединительных и переходных защитных конструкций), а также содержать осветительную световую башню и временное ограждение.
Актуальность создания такой разработки обусловлена тем, что в системе МЧС России в настоящее время комплексы жизнеобеспечения и полевые лагеря находятся в местах хранения в разобранном виде. Это требует их длительной погрузки-разгрузки при доставке в места ЧС. При этом наряду с трудоемкостью и длительностью доставки происходят различные поломки и выходы из строя оборудования и систем.
Новизна разработки заключается в том, что впервые будет создан комплекс (полевой лагерь), обеспечивающий полную автономность и жизнедеятельность спасателей и населения в неблагоприятных, суровых климатических условиях при температуре от –50 до +50°С, при высоких скоростях ветра до 25 м/с.
Аналогичные разработки имеются в воинских подразделениях стран НАТО, но они обеспечивают работоспособность при температуре не ниже –30°С и скорости ветра до 15 м/с.
«Дорожник» придет на помощь
«Дорожник» – разработка мобильного инженерного дорожного комплекса для ведения аварийно-спасательных работ в условиях ЧС, к созданию которой ученые ВНИИ ГОЧС планируют приступить в 2021 году.
Использование такого комплекса позволит повысить эффективность работы спасателей, в том числе в условиях химического и радиационного загрязнения. Для этого он будет иметь многофункциональное высокотехнологичное бронирование и съемную защиту от радиоактивного излучения.
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время в системе МЧС России находятся на снабжении образцы инженерной техники, которые были разработаны и произведены более 20 лет назад. Они не в полной мере обеспечивают необходимую эффективность работ.
Новизна заключается в том, что комплекс будет разработан на базе современного колесного тракторного шасси. Он впервые будет оснащен быстросъемной броней на основе современных материалов (кевлар), системой химической защиты, оборудованием для разбора завалов и прокладки колонных путей в условиях химического и радиационного загрязнения. «Дорожник» можно перевозить всеми видами транспорта, в том числе на самолетах типа ИЛ-76.
Работать над этим образцом займет около двух лет.
Фото — сайт ВНИИ ГОЧС России