/ /

Какие меры нужно предпринять государству для защиты транспортной инфраструктуры от беспилотников?

Какие меры нужно предпринять государству для защиты транспортной инфраструктуры от беспилотников?

Share to Telegram Share to VK
clock 25 декабря 2024, 17:32    view 1044
Какие меры нужно предпринять государству для защиты транспортной инфраструктуры от беспилотников?

В декабре 2024 года судна самоподъемные буровые установки "Черноморнефтегаза" подверглись нападению беспилотных летательных аппаратов и безэкипажных катеров, отправленных ВСУ. Это не первое нападение на данные объекты со стороны украинской армии, ранее их захватывали группы специального назначения ВСУ, а до этого просто обстреливали. О том, как предотвратить подобные акты незаконного вмешательства (АНВ) со стороны беспилотных аппараты на объекты транспортной инфраструктуры (ОТИ), телеграм-канал "RUБЕЖ. 969. Транспортная безопасность" поговорил со специалистом в области транспортной безопасности Максимом Лаврухиным. 

Для недопущения АНВ ОТИ необходимо предпринимать ряд мер, считает наш собеседник. Это должна быть пассивная конструктивная защита, пассивная техническая защита, которая включает в себя радиоэлектронное подавление и подмену сигналов управления, а также активная защита.

Под активной защитой Максим Лаврухин понимает средства, способные нанести физические повреждения в конструкции беспилотного аппарата (БПА). Это могут быть, например, дроны перехватчики с боевой частью, для чего, правда, необходимо дополнительное согласование между пользователем и Минобороной/ФСБ/МВД. Пока подобной практики нет. Также сбивать БПА могут лазерные комплексы. Ещё есть возможность привлечь войска национальной гвардии или Минобороны. Такой опыт уже был. 

Существуют проблемы и нормативного регулирования, указывает эксперт. В качестве примера он приводит отсутствие процедуры согласования с ФСБ/МВД допуска на ОТИ физических лиц в рамках выдачи постоянного или разового пропуска. В соответствии с пп. 44 п. 5 постановления правительства РФ №1638 допуск на искусственные острова, установки, сооружения (ИОУС) осуществляется по спискам, заверенным лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры или объекте транспортной инфраструктуры (ЛОТБ СТИ/ОТИ).  

Но порядок проверки физических лиц не регламентирован. С точки зрения СТИ - это очень упрощает хозяйственную деятельность, с точки зрения безопасности - приставка «без» размывается. СТИ не имеет доступа к информации о физических лицах, которые причастны к тем или иным противоправным деяниям.

Стоит внимания и статья 12.3 Федерального закона "О транспортной безопасности" от 09.02.2007 №16, который определяет отдельные права работников ПТБ. ФЗ‑16 не предоставляет работникам подразделения транспортной безопасности (ПТБ) права применения физической силы, специальных средств и оружия в зоне безопасности ИОУС.

Также проблемой является постановление правительства №1638 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта". В обязанностях СТИ содержатся фразы: «принимать меры по недопущению движения (нахождения) транспортных средств в зоне безопасности», «прекратить допуск транспортных средств в зону безопасности искусственного острова, установки и сооружения». Однако ни в ФЗ‑16 (в первую очередь), ни в ПП‑1638 не раскрыто, какие меры может принять СТИ и его ПТБ для выполнения указанных обязанностей. 

В частности, СТИ, ПТБ и его работники в соответствии с ФЗ‑16 не наделены полномочиями в зоне безопасности ИОУС по:

1) задержанию ТС; 

2) задержанию лиц, нарушивших границу зоны безопасности; 

3) досмотру и (или) осмотру ТС при входе в акваторию зоны безопасности установки и выходе из зоны безопасности установки; 4) досмотру ТС, нарушивших границу зоны безопасности; 

5) ограничению или запрещению движение ТС и пловцов; 

6) применению оружия, специальных средств и физической силы в отношении нарушителей зоны безопасности установки; преследования по горячим следам.

Напоследок, мы спросили у Максима Лаврухина о современных примерах успешной реализации системы защиты от атак беспилотных систем на подобные объекты. Как оказалось, в мире сейчас активно развивается и реализуются лазерные комплексы противодействия БПА. В КНР такие комплексы уже поставляются на экспорт и их апробируют в боевых условиях. Такие комплексы уже продемонстрировали успешные результаты при отражении реальных нападений БПЛА самолетного типа. Радиоэлектронное подавление отходит на второй-третий план, заключил эксперт. 

Фото - freepik.com

Подписывайся на наши каналы в Telegram:

Подпишись на еженедельный дайджест самых интересных новостей по e-mail    
Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 119270, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

Первый отраслевой маркетплейс систем безопасности SecumarketПартнёр первого маркетплейса систем безопасности secumarket.ru
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.