Авторы:
Александр Картеничев, канд. воен. наук, снс, доцент ФГБУ ВНИИПО МЧС России
Михаил Савин, заместитель директора по техническому регулированию
ООО «КБ Пожарной Автоматики»
В Стратегии развитии Арктической зоны РФ до 2020 года, утвержденной Президентом РФ, обозначены все возможные риски: природные, техногенные, биолого-социальные. Больше всего рисков связано с освоением новых месторождений углеводородов, авариями на транспорте, взрывами и пожарами технологического оборудования. Обозначены основные задачи по освоению и развитию Арктики и обеспечению национальной безопасности.
Наличие больших частично закрытых льдом водных акваторий, влияние теплого течения Гольфстрим и северного холодного течения создают экстремально сложные метеорологические условия погоды. Это выражается в резком и частом изменении направления и скорости ветра, характере и высоте облачности, во внезапном выходе тумана с моря на побережье. Сильные ветры (до 40 м/сек) осенью и зимой часто приносят снежную пургу и поземку. Для Арктики обычное явление - это наличие сплошной облачности. Ясных дней в году бывает от 20 до 46. Среднемесячная температура девяти зимних месяцев — отрицательная. Только с начала марта до середины мая после окончания полярной ночи наступает улучшение погоды.
Одним из ключевых факторов устойчивого развития регионов, находящихся в Арктической зоне Российской Федерации, является обеспечение безопасности населения и защищенности критически важных объектов экономики от угроз техногенного и природного характера. В этих условиях одной из приоритетных задач МЧС России в Арктической зоне является обеспечение безопасности, гарантированное спасение и сохранение жизни человека. Для своевременного реагирования на возникающие угрозы и риски во исполнение решения Совета Безопасности РФ МЧС России создаёт систему безопасности населения и территорий в Арктике. Управление системой безопасности осуществляется Национальным и субъектовыми центрами управления в кризисных ситуациях центрами.
В регионе развертывается десять Арктических комплексных аварийно-спасательных центров. Основная задача центров – прикрыть всю территорию Российской Арктики и акваторию Северного морского пути. При этом будет обеспечиваться безопасность не только арктических поселений и Северного морского пути, но и буровых вышек на шельфовых месторождениях нефти и газа, предупреждаться и ликвидироваться разливы нефти и нефтепродуктов в зоне ответственности России; выполняться задачи по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море. Численность группировки сил по прикрытию Арктической зоны, с учетом сил органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, должна составлять порядка 18 тыс. человек и более 1,8 тыс. единиц техники. Личный состав оснащается современной техникой и оборудованием.
Главная задача создаваемых подразделений МЧС России – это проведение аварийно-спасательных, поисковых и других неотложных работ на территории северных районов, в 12-ти мильной зоне ответственности территориальных вод и на внутренних водоёмах (реках, озёрах).
Большое внимание уделяется авиационной составляющей сил и средств МЧС России в Арктической зоне, в том числе и оснащению комплексами с беспилотными летательными аппаратами. В современной терминологии это беспилотные авиационные системы (БАС) с беспилотными воздушными судами (БВС).
Исходя из анализа возможных угроз, основными задачами, решаемыми с использованием беспилотных авиационных систем в интересах МЧС России, являются:
- поиск и спасание людей, терпящих бедствие на суше и на море;
- разведка предполагаемых районов стихийных бедствий;
- разведка пожарной обстановки в лесных массивах и лесотундре, определение границ очагов пожара;
- разведка ледовой обстановки на морях и реках, контроль зон образования и передвижения айсбергов;
- мониторинг на наличие и динамику состояния трещин в ледовых полях в районах полярных станций;
- разведка завалов, районов наводнений, состояния плотин;
- ледовая и метеорологическая разведка на путях движения судов;
- мониторинг транспортных магистралей и узлов;
- мониторинг состояния береговых технических сооружений;
- разведка маршрутов санно-тракторных поездов;
- оценка радиационной обстановки, экологического состояния рек, внутренних водоемов, морей и океанов;
- участие в мониторинге транспортных магистралей, нефте- и газопроводов, теплотрасс, линий электропередач;
- проведение экологического мониторинга, метеорологических и геологических исследований, картографирование местности;
- обеспечение рыбного промысла, защита морских и речных заповедников от браконьеров и др.;
- доставка срочных малогабаритных грузов в труднодоступные районы (медикаменты, спасательные средства, радиостанции, продукты питания и т.п.).
Для решения перечисленных выше задач подразделения МЧС должны оснащаться соответствующими модификациями базовых беспилотных авиационных систем. Приоритет при определении модельного ряда БАС должен быть в первую очередь предоставлен разработкам отечественных производителей.
Предполагается использование БВС двух типов. Первый тип – это беспилотники, которые будут подниматься в воздух с аэродромов. Второй тип – мобильные БВС мультироторного типа, а также запускаемые, в буквальном смысле, с рук или с мобильных пусковых устройств непосредственно в районах проведения подразделениями МЧС России мероприятий по предназначению. Как вариант, для повышения оперативности БАС могут доставляться в такие районы на транспортных вертолетах.
ZALA 421-20
ZALA 421-16
Наряду с известными беспилотными летательными аппаратами малой дальности и небольшой продолжительности полета, предназначенными в основном для выполнения задач в тактической глубине, объективные условия и географическое положение Арктической зоны предполагают необходимость наличия на вооружении БВС большой дальности и продолжительности полета.
Прошли испытания в сложных климатических условиях беспилотные авиационные системы ЗАО «Эникс» типа «Элерон-10СВ» (среднего радиуса действия) и «Элерон-3СВ» (ближнего радиуса действия), а также «Орлан-10» производства ООО «Специальный технологический центр» с радиусом полета до 300 км и продолжительностью до 16 часов. В планах фирмы «ZALA AERO» поставки ZALA 421-10 и беспилотника ZALA 421-16Е5 с дальностью 150 км и временем полета до 7 часов. БАС с БВС вертолетного типа могут быть представлены моделью с ДВС ZALA 421-02X и квадрокоптерами ZALA 421-22 (рис. 6) и ZALA 421-21. Практический опыт эксплуатации в Арктической зоне имеют БВС серии «Суперкам» ГК «Беспилотные системы». Эксплуатационная температура всех отечественных БЛА до минус 300 С.
ЭЛЕРОН – 10СВ
ZALA 421-16E5
ZALA 421-02X
ZALA 421-22
Supercam S350
В перспективе может быть рассмотрен вопрос использования в интересах МЧС России в Арктической зоне беспилотного летательного аппарата большой грузоподъемности и продолжительности полета конвертопланной схемы. В частности, успешно прошел испытания летный прототип БЛА безаэродромного базирования под названием «Фрегат» компании «Кронштадт». Ожидается, что летательный аппарат будет способен нести до 1700 кг полезной нагрузки при взлете «по-самолетному» и до одной тонны – при вертолетном взлете. Максимальная высота полета составит 8 тысяч метров, продолжительность – около 10 часов. Аппарат будет выполнять широкий спектр задач, в том числе воздушный мониторинг, оперативная доставка грузов и участие в спасательных операциях.
Перспективное БВС «Фрегат»
Ввиду большой территориальной протяженности региона, воздушный мониторинг является наиболее эффективным средством дистанционного сбора данных. Включение в состав авиационного компонента Арктической группировки МЧС России беспилотных авиационных систем позволит во взаимодействии с силами и средствами других ведомств, а также работающих в регионе крупных компаний, организовать развитую разведывательно-информационную инфраструктуру.
Таким образом, в соответствии с утвержденной Президентом РФ, Стратегией развития Арктической зоны, будет обеспечен необходимый уровень национальной безопасности по защите населения от возможных угроз техногенного и природного характера.
Примечание: Арктикой называется северная географическая зона земного шара, расположенная за Северным полярным кругом (от северной широты 66°33') до Северного географического полюса.