Александр Иванов
Начальник отдела обеспечения безопасности объектов ООО «Автодор-Платные Дороги»
15 лет транспортной безопасности: фундамент, опыт и новые угрозы
2022 год ознаменовался 15-летним юбилеем с даты вступления в силу Федерального закона от 09.02.2007 г. 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Серьезный законодательный фундамент в области транспортной безопасности выстроило Министерство транспорта Российской Федерации. Не менее масштабная работа запланирована министерством и на будущее. Об этом говорят уже принятые и предложенные для рассмотрения законопроекты в области обеспечения транспортной безопасности.
Фундамент
Поддержка предпринимателей
2022 год был важен с точки зрения формирования мер реальной поддержки, а именно – появления ряда нормативных правовых актов, повлиявших на деятельность транспортного сообщества, в том числе направленных на снижение административной и финансовой нагрузки на субъекты транспортной инфраструктуры.
10 марта 2022 года в Государственной Думе был зарегистрирован внесенный Правительством Российской Федерации, законопроект № 84971-8 «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о повышении устойчивости транспортного комплекса в условиях санкционного давления).
В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что проект «подготовлен в целях обеспечения устойчивого бесперебойного функционирования транспортного комплекса и поддержки хозяйствующих субъектов предпринимательской деятельности в условиях внешнего санкционного давления». 11 марта 2022 года законопроект был принят в третьем чтении Государственной Думой.
14 марта 2022 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Федеральный закон № 56-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ряд его положений коснулся транспортной безопасности.
Так, статья 13 16-ФЗ «О транспортной безопасности» теперь дополнена следующим положением: «Технические средства обеспечения транспортной безопасности, установленные и используемые субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах до определения требований и порядка, предусмотренных частью 8 статьи 12.2 настоящего Федерального закона, подлежат сертификации до 31 декабря 2023 года». Таким образом, для субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков продлена возможность осуществить сертификацию либо замену используемых на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах несертифицированных технических средств обеспечения транспортной безопасности, если технические средства установлены до принятия постановления Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности».
При этом следует отметить, что большая часть объектов транспортной инфраструктуры, финансирование которых осуществляется из бюджетной системы Российской Федерации, оснащалась техническими средствами обеспечения транспортной безопасности в 2012-2015 годах в рамках реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, то есть до вступления в силу постановления Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 969. Провести сертификацию данных технических средств в соответствии с вышеуказанным постановлением правительства РФ затруднительно ввиду их устаревания и окончания действия срока эксплуатации. По большому счету, объекты транспортной инфраструктуры надо переоснащать современным оборудованием, но в условиях существующей экономической ситуации сделать это будет сложно.
Существенное значение для транспортной отрасли имело принятие постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году». В соответствии с вышеуказанным постановлением на 12 месяцев продлевается действие ряда свидетельств со сроком окончания в 2022 году, в том числе:
– об аккредитации юридических лиц в качестве подразделения транспортной безопасности;
– об аккредитации юридических лиц в качестве специализированной организации в области обеспечения транспортной безопасности;
– об аккредитации юридических лиц в качестве аттестующей организации в области обеспечения транспортной безопасности;
– об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности по видам транспорта.
Также федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, предоставляется право принять решение в отношении следующих видов разрешительной деятельности, относящихся к обеспечению транспортной безопасности:
– утверждение результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
– утверждение планов обеспечения транспортной безопасности объектов инфраструктуры и транспортных средств;
– аккредитация юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
- аттестация сил обеспечения транспортной безопасности.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» был установлен мораторий на проведение в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий. Это повлекло за собой Распоряжение Ространснадзора от 11 марта 2022 г. № ВБ-43-р(фс) «Об особенностях осуществления контрольных (надзорных) мероприятий», согласно которому было отменено проведение проверок при осуществлении Ространснадзором и его территориальными органами видов федерального государственного контроля (надзора) (их порядок организации и осуществления регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»).
Оцениваем уязвимость и риски
В 2022 году вступили в силу новые порядки проведения оценки уязвимости и разработки планов обеспечения транспортной безопасности.
1 марта 2022 года вступили в силу сроком действия до 1 марта 2028 года приказы Минтранса России:
– от 1 ноября 2021 г. № 370 «О Порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации»;
– от 2 июля 2021 г. № 225 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации».
В связи с этим признаны утратившими силу, соответственно, Приказ Минтранса России от 12 апреля 2010 г. № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» и
Приказ Минтранса России от 11 февраля 2010 г. № 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».
Вышеуказанные нормативные правовые акты приняты в развитие положений Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности» от 02.08.2019 г. № 270-ФЗ.
Обновлен перечень документов, представляемых субъектом для аттестации сил обеспечения транспортной безопасности
Принят Приказ Минтранса России от 6 апреля 2022 г. № 121 «Об утверждении Перечня документов, представляемых в целях аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в орган аттестации субъектом транспортной инфраструктуры, специализированной организацией в области обеспечения транспортной безопасности, организацией, претендующей на аккредитацию для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, подразделением транспортной безопасности или организацией, претендующей на аккредитацию в качестве подразделения транспортной безопасности, формы заключения органа аттестации об отсутствии у лица, принимаемого на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющего такую работу, ограничений на ее выполнение и Порядка ведения документов по учету выданных заключений об отсутствии у лица, принимаемого на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющего такую работу, ограничений на ее выполнение».
Данным правовым актом в целом оптимизированы требования к документам, предоставляемым для аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в орган аттестации. Настоящий приказ вступил в силу с 1 сентября 2022 года и действует до 1 сентября 2028 года. Соответствующий Приказ Минтранса России от 28 августа 2020 г. № 333 признан утратившим силу.
Вступил в силу Порядок обеспечения доступа к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности
1 сентября 2022 года вступил в силу «Порядок обеспечения доступа к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и передачи таких данных в служебные помещения на объекте транспортной инфраструктуры, предоставленные (переданные) территориальным органам и (или) подразделениям указанных федеральных органов исполнительной власти для выполнения задач на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с установленными полномочиями», утвержденный приказом Минтранса России от 23 июня 2021 г. № 208.
В соответствии с данным приказом субъекты транспортной инфраструктуры должны обеспечить накопление, обработку и хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ) или паспортами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и транспортных средств, предусмотренными частью 1 и частью 1.1 статьи 9 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
Накопление, обработка и хранение в электронном виде данных производятся на ОТИ или ТС, оснащенных ТС ОТБ, предусмотренными частью 8 статьи 12.2 Федерального закона № 16-ФЗ. В связи с вступлением в силу вышеуказанного нормативного акта субъекты транспортной инфраструктуры должны разработать порядок обеспечения доступа к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности применительно к объектам транспортной инфраструктуры и/или транспортным средствам, находящимся в ведении субъекта транспортной инфраструктуры.
Данный порядок утверждается руководителем субъекта транспортной инфраструктуры и приобщается к плану (паспорту) обеспечения транспортной безопасности в блок организационно-распорядительных документов.
Дополнительные мероприятия в отношении объектов морского и речного транспорта, не подлежащих категорированию
1 сентября 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 25 декабря 2021 г. № 2485 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. № 1651», касающееся объектов морского и речного транспорта, не подлежащих категорированию. Утвержденные им изменения направлены на:
– необходимость проведения дополнительной оценки уязвимости акватории морского порта и, соответственно, внесение изменений в план объекта транспортной инфраструктуры по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости акватории морского порта и их представление на утверждение в Федеральное агентство морского и речного транспорта в течение трех месяцев с даты утверждения Федеральным агентством морского и речного транспорта результатов дополнительно проведенной оценки уязвимости акватории морского порта;
– необходимость внесения изменений (дополнений) в паспорт объекта транспортной инфраструктуры в части произошедших изменений, его переутверждение и направление в Федеральное агентство морского и речного транспорта в течение 1 месяца со дня возникновения таких изменений (дополнений).
Новые правила обращения со сведениями, содержащимися в отчетах о проведении оценки уязвимости, планах и паспортах
Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2022 г. № 2051 утверждены «Правила обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, а также со сведениями, содержащимися в планах и паспортах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа». Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2023 года и действует до 1 марта 2029 года. Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2015 г. № 1257 с 1 марта 2023 г. признается утратившим силу.
Пробуксовки в законодательстве о подразделениях транспортной безопасности
Минтрансом России взамен действующего приказа от 1 апреля 2015 г. № 145 разработан проект приказа «Об утверждении Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним», его вступление в силу первоначально предполагалось с 1 сентября 2023 года.
Однако на этот проект получено отрицательное заключение Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия от 29 августа 2022 года. Данное обстоятельство подразумевает необходимость дальнейшей доработки проекта.
Из Заключения Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия на проект приказа Минтранса России «Об утверждении Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним».
- В проекте акта не исключена необходимость направления подразделением транспортной безопасности (ПТБ) уведомления об изменении сведений в реестр аккредитованных подразделений транспортной безопасности (далее – Реестр) в случае наличия возможности получения компетентным органом соответствующих сведений в автоматическом режиме из иных государственных информационных систем.
- Обязанность, предусмотренная пунктом 21 проекта акта об изменении сведений в Реестре аккредитованных подразделений транспортной безопасности в указанных случаях, нецелесообразна, а аннулирование аккредитации избыточно.
- В соответствии с подпунктом 3 пункта 23 проекта акта аннулирование аккредитации осуществляется в случае, если ПТБ или должностные лица ПТБ в течение одного года три и более раз привлекались к административной ответственности за нарушение положений требований, порядков и правил, установленных в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»; воспрепятствование проведения или уклонение от проведения контрольных (надзорных) мероприятий, направленных на оценку их соблюдения. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. В связи с этим, например, однократное неисполнение требований должностным лицом может привести к привлечению к административной ответственности как должностного лица, так и ПТБ. В таком случае совершение одного правонарушения повлечет за собой двукратное привлечение к административной ответственности, что будет учитываться в случае принятия решения об аннулировании аккредитации. Целесообразно не учитывать правонарушения должностных лиц при подсчете правонарушений, которые будут являться основанием для аннулирования аккредитации. Также избыточно требование по аннулированию аккредитации в случае воспрепятствования проведению или уклонению от проведения контрольных (надзорных) мероприятий, направленных на оценку их соблюдения. При этом действующим законодательством вопрос ответственности за уклонение от проведения контрольного (надзорного) мероприятия или воспрепятствование его проведению урегулирован.
- Проектом акта предлагается аннулировать аккредитацию без уведомления, что не может быть поддержано Минэкономразвития России.
- Пунктом 24 проекта акта предусмотрено уведомление о выявлении оснований
для аннулирования аккредитации, однако не установлена возможность ПТБ опротестовать или доказать несостоятельность сделанных компетентным органом выводов. - Проект акта не полностью соответствует описанию целевого состояния на 2022 год государственной услуги «Аккредитация юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности» (ОЦС). В частности, согласно пункту 13 Порядка для получения аккредитации соискатель аккредитации должен приложить к заявлению, помимо прочего, копию документа, подтверждающего трудовые отношения с работниками для непосредственного осуществления защиты и работниками, руководящими выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности (копии трудовых договоров, трудовых книжек или выписку о сведениях о трудовой деятельности
из электронной трудовой книжки). Вместе с тем в соответствии с ОЦС сведения о трудовой деятельности начиная
с 2020 года могут быть получены посредством межведомственного электронного взаимодействия в автоматизированной информационной в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, в связи с чем указанный пункт требует уточнения.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России сделаны следующие выводы: наличие проблемы разработчиком обоснованно; в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Меняются правила аккредитации юридических лиц на аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности
Минтранс России взамен постановления Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 725 подготовил проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил аккредитации юридических лицдля проведения проверки в целях принятия органами аттестации решения об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности,а также для обработки персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или осуществляющих такую работу, и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. № 725» с предположительной датой вступления в силу с 1 сентября 2023 года.
В настоящее время проект постановления находится в стадии доработки.
Вместе с тем представителей транспортной отрасли интересуют вопросы, непосредственно связанные с их деятельностью в сфере транспортной безопасности, в том числе:
– будет ли продлен в 2023 году мораторий на плановые проверки контрольно-надзорных органов;
– предполагается ли продление действия свидетельств в сфере транспортной безопасности, срок которых истекает в 2023 году;
– какие меры могут быть приняты субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства с использованием беспилотных летательных аппаратов, должны ли эти меры отражаться в планах обеспечения транспортной безопасности объектов;
– когда появятся профессиональные стандарты для работников подразделений транспортной безопасности;
– каким образом будет выстраиваться система обеспечения транспортной безопасности на вновь вошедших в состав Российской Федерации территориях,
а также иные актуальные вопросы, зачастую требующие коллективного исследования и поиска решений.
Особо остро стоит вопрос, связанный с реализацией Распоряжения Правительства РФ от 4 июля 2019 года № 1460-р, внесшего изменения в Комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте, предусматривавшего выделение денежных средств на обеспечение транспортной безопасности из федерального бюджета на период 2019-2022 годов.
Заложенные в программе средства предполагалось потратить на следующие мероприятия:
– закупку технических средств обеспечения транспортной безопасности (ТСОТБ);
– оснащение объектов транспортной инфраструктуры ТСОТБ;
– проведение оценки уязвимости;
– разработку планов обеспечения транспортной безопасности;
– аттестацию сотрудников по транспортной безопасности;
– проведение и реализацию пилотных и исследовательских проектов;
– разработку ТСОТБ.
И на данный момент, по информации от субъектов транспортной инфраструктуры, не все финансовые показатели исполнены по факту.
Таким образом, эффективность обеспечения транспортной безопасности в 2023 году будет зависеть не только от соблюдения требований действующего законодательства, но и от того, как проблемные вопросы, озвученные представителями субъектов транспортной инфраструктуры на различных отраслевых мероприятиях, будут отражены на законодательном уровне в ходе разработки и принятия новых и корректировки действующих нормативных и законодательных актов.
Развитие
В настоящее время в Комитете Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры на рассмотрении находятся следующие проекты федеральных законов (ПФЗ), внесенные Правительством Российской Федерации.
Законопроект № 1184279-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации (о перевозке и перевалке грузов повышенной опасности).
24 ноября 2022 года данный ПФЗ принят в Государственной Думе в первом чтении. До 23 декабря 2022 года установлен срок представления поправок к законопроекту.
Необходимо отметить, что правительство Российской Федерации приняло Постановление от 10 марта 2022 года № 341, утверждающее перечень грузов повышенной опасности. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2023 года и действует до 1 марта 2029 года. Таким образом, принятием данного постановления правительство РФ выполнило свою функцию применительно к пункту 7.3 статьи 1 Федерального закона № 16-ФЗ.
Исходя из этого, с большой долей вероятности можно предположить, что к 1 марта 2023 года вышеуказанный законопроект вступит в силу. В связи с этим субъектам транспортной инфраструктуры, перевозчикам целесообразно провести сравнение наименований, параметров и условий перевозимых ими грузов с грузами, включенными в утвержденный перечень, так как с 1 марта 2023 года в отношении транспортных средств, перевозящих грузы, включенные в перечень, будут применяться соответствующие нормы законодательства в области транспортной безопасности, что влечет за собой подготовку определенных документов (акта обследования ТС, паспорта обеспечения транспортной безопасности ТС и т. д.).
Проект федерального закона № 1222092-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (о дополнительных мерах обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры)
Данным ПФЗ в целях исключения дублирования предлагается правовое регулирование вопросов защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства осуществлять в рамках законодательства о транспортной безопасности.
Таким образом, предпринимается очередная попытка устранить дублирование правового регулирования, в том числе путем изъятия из Воздушного кодекса положений, касающихся авиационной безопасности и отмены соответствующих федеральных авиационных программ.
Данный законопроект был принят Государственной Думой 8 декабря 2021 года в первом чтении, в настоящее время идет подготовка ко второму чтению.
ПФЗ № 1193622-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» (об уточнении положений законодательства в области обеспечения транспортной безопасности в отношении маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, использования служебных собак и установления уровней безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств)
Проектом данного федерального закона предлагается исключить из положений Федерального закона «О транспортной безопасности» маломерные суда морского и внутреннего водного транспорта,
не используемые в коммерческих целях. Такие изменения позволят оптимизировать расходы субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков, эксплуатирующих маломерные суда морского и внутреннего водного транспорта не в коммерческих целях,
на реализацию требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности.
Помимо прочего, проектом федерального закона предлагается предусмотреть возможность использования в качестве специальных средств служебных собак. В следующих случаях:
– поиск и выявление оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть (специальные собаки);
– поиск и обнаружение человека по его индивидуальному запаху (розыскные собаки);
– осуществление защиты объектов транспортной инфраструктуры
и транспортных средств (караульные собаки).
При этом правительство Российской Федерации предлагает наделить правом издания порядка использования служебных собак при осуществлении защиты от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Порядок обучения, аттестации служебных собак, а также порядок их содержания и приобретения будут определяться Министерством транспорта Российской Федерации.
В Государственной Думе законопроект был включен в примерную программу на ноябрь 2022 года, однако в первом чтении еще не рассмотрен.
ПФЗ № 1179165-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» (о проведении инструктажа и проверки знаний в области обеспечения транспортной безопасности)
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Федеральный закон № 16-ФЗ) лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры, являются силами обеспечения транспортной безопасности, подлежащими обязательной подготовке и аттестации.
В целях снижения финансовой нагрузки субъектов транспортной инфраструктуры (перевозчиков), с учетом международных обязательств Российской Федерации в сфере защиты от актов незаконного вмешательства (обеспечения безопасности человеческой жизни на море), для персонала (членов экипажей) определенных транспортных средств различных видов транспорта проектом федерального закона в указанном законопроекте предлагается заменить подготовку и аттестацию в области транспортной безопасности на проведение инструктажей и проверку знаний, умений в области обеспечения транспортной безопасности. Применение к таким сотрудникам – водителям автобусов или машинистам поездов – в полном объеме программ подготовки с последующей аттестацией признается законопроектом избыточным.
Аналогичные послабления предусмотрены и в отношении персонала (экипажа) транспортных средств внутреннего водного и морского транспорта с численностью персонала (экипажа) не более трех человек, а также судов, используемых в целях рыболовства, в отношении которых не применяются установленные международными договорами Российской Федерации требования в области охраны судов и портовых средств.
Полученные в ходе инструктажа и проверки знаний навыки необходимы для информирования об угрозе осуществления акта незаконного вмешательства при выполнении перевозки и принятия соответствующих превентивных мер, направленных на предупреждение угрозы совершения и совершения акта незаконного вмешательства в отношении конкретного транспортного средства, а также участия в проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства, в числе которых:
– проверка исправности технических средств обеспечения транспортной безопасности, в том числе связи и оповещения;
– проведение осмотра транспортного средства при выходе на маршрут и при прибытии на конечный остановочный пункт в целях выявления подозрительных или оставленных материальных объектов;
– незамедлительное информирование об актах незаконного вмешательства, обнаруженных подозрительных предметах и оставленных вещах;
– исключение (воспрепятствование) свободного доступа посторонних лиц на транспортное средство во время его стоянки, осуществления посадки (высадки), погрузки (выгрузки) грузов;
– периодический мониторинг в целях выявления с использованием систем видеонаблюдения физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению акта незаконного вмешательства, при наличии таковых на транспортном средстве;
– в случаях, предусмотренных требованиями по обеспечению транспортной безопасности по эвакуации пассажиров, в том числе
в целях минимизации последствий возможного акта незаконного вмешательства.
Также заслуживает внимания блок предложений в законопроекте, касающийся подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта. Речь о необходимости одновременной защиты от актов незаконного вмешательства и охраны отдельных объектов транспортной инфраструктуры с целью исключения двойных затрат субъектов транспортной инфраструктуры, финансирование которых, в том числе, осуществляется из бюджетной системы Российской Федерации.
В настоящее время объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, определенные в значениях Федерального закона № 16-ФЗ, подлежат защите от актов незаконного вмешательства.
В соответствии с законодательством в области обеспечения транспортной безопасности защита объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства осуществляется подразделениями транспортной безопасности.
При этом отдельные объекты транспортной инфраструктуры помимо защиты от актов незаконного вмешательства подлежат охране подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта.
Положениями части 2 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2003 г.
№ 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» определено, что охрана наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и специальных грузов осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, войск национальной гвардии Российской Федерации и иными уполномоченными подразделениями. Перечни таких объектов и грузов устанавливаются правительством Российской Федерации.
Приказ Минтранса России от 3 августа 2016 г. № 222 утверил Перечень охраняемых объектов подразделениями федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 42, охрана границ территории аэропорта,
не включенного в перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.
Согласно положениям Федерального закона от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране» основными задачами ведомственной охраны, в том числе, являются защита охраняемых объектов от противоправных посягательств и обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов.
В связи с этим у субъектов транспортной инфраструктуры возникают двойные финансовые затраты – на привлечение подразделений транспортной безопасности для защиты от актов незаконного вмешательства
и подразделений ведомственной охраны для защиты от противоправных посягательств в рамках охраны объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств.
В целях оптимизации указанных финансовых затрат субъектов транспортной инфраструктуры подпунктом «б» пункта 2 проекта федерального закона предлагается установить, что защита от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта, включает в себя их защиту от противоправных посягательств и осуществляется указанными подразделениями транспортной безопасности.
Реализация предлагаемых норм позволит исключить необходимость одновременной защиты от актов незаконного вмешательства и охраны отдельных объектов транспортной инфраструктуры, что позволит исключить двойные затраты субъектов транспортной инфраструктуры, финансирование которых, в том числе, осуществляется из бюджетной системы Российской Федерации.
Наконец, в целях исключения неоднозначного трактования положений
пункта 1.4 статьи 1 и части 7 статьи 12.1 Федерального закона № 16-ФЗ, подпунктом «а» пункта 1 и пунктом 3 проекта федерального закона предлагается исключить ограничение, связанное с медицинскими противопоказаниями к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке, в связи с неприменением в настоящее время пункта 7 статьи 1 Федерального закона № 16-ФЗ.
Законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 20 апреля 2022 года, а в настоящее время идет подготовка законопроекта ко второму чтению. Субъекты транспортной инфраструктуры (СТИ), перевозчики с нетерпением ждут принятия данного проекта федерального закона, так как реализация его положений существенно снижает финансовую нагрузку. В первую очередь это связано с заменой проведения аттестации водителей (экипажей) транспортных средств на прохождение соответствующего инструктажа со всеми вытекающими последствиями: отсутствия необходимости сбора документов для аттестации, оплаты государственной пошлины и услуг по договорам, в том числе за прохождение повторной аттестации (что для данной категории работников случается весьма часто), отсутствия необходимости отвлечения работников от производственного цикла и другие преимущества.
Вместе с тем представляется, что принятие данной нормы в целом не устранит противоречий между подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта, в силу закона являющихся подразделениями транспортной безопасности, и аккредитованными установленным порядком подразделениями транспортной безопасности, полагающих наличие у себя законного права в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлять защиту от актов незаконного вмешательства объектов, финансирование которых осуществляется из бюджетной системы Российской Федерации.
Но важен сам факт постоянной законодательной работы, ориентированной на реальные потребности транспортной отрасли. Ее эффективность будет во многом зависеть от подробной обратной связи со стороны непосредственно субъектов транспортной инфраструктуры. В этом случае законодательная база обретает динамику, повышая качество всей системы обеспечения транспортной безопасности в государстве.