Александр Бочкарев
Профессор Московского государственного технического университета гражданской авиации
Каждый руководитель любого ранга должен знать, что решающее значение в предотвращении пожаров на объектах гражданской авиации (далее ГА) имеет грамотно поставленная профилактическая работа по обеспечению пожарной безопасности (далее ПБ). Причем чрезмерной и затратной профилактическая работа по ПБ никогда не бывает.
Она включает комплекс мероприятий и должна проводится постоянно на каждом объекте ГА. При проведении профилактической работы вопросы несоответствий противопожарного режима устраняются незамедлительно. Вопросы же требующие финансовых вложений должны решаться и планироваться на уровне высшего руководства. Оформляются такие несоответствия требованиям ПБ в виде предписания.
Нужно отметить, что в настоящее время вопросы обеспечения пожарной безопасности непосредственно объектов инфраструктуры аэропорта (пассажирские и грузовые терминалы, объекты УВД, паркинги, прилегающие территории) в части организации и осуществления тушения пожара на них, проведения аварийно-спасательных работ, не регламентируются недавно введенными Федеральными авиационными правилами «Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов», утвержденными приказом Минтранса РФ № 517 от 26.11.2020 г. и подлежат разрешению в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Федеральным законом от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». То есть, что касается воздушных судов на аэродроме этим будут заниматься, как и раньше, аэропортовые (аэродромные) подразделения службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов (далее — СПАСОП), они предназначены именно для тушения пожара на самолетах и проведения аварийно-спасательных работ (далее — АСР) на ВС.
Таким образом, с вводом новых правил объекты инфраструктуры ГА (грузовые и пассажирские терминалы, здания УВД и др.) в части организации и осуществления тушения пожара на них, проведения аварийно-спасательных работ теперь относятся в большей степени к компетенции государственной противопожарной службы МЧС РФ. Но, непрерывный, каждодневный, оперативный мониторинг состояния ПБ должен проводится в обязательном порядке на каждом объекте ГА. Только, при таком подходе можно исключить возможные пожары на воздушном транспорте.
Непрерывный контроль и постоянный мониторинг за соблюдением требований ПБ на всех объектах ГА и стоянках воздушных судов осуществляется в ходе плановых и внеплановых проверок противопожарного состояния, проводимых должностными лицами группы пожарной профилактики, с участием руководителей объекта или назначенных распоряжением ответственных лиц по ПБ.
Для организации осуществления пожарного надзора в аэропорту составляется «Перечень закрепленных участков для проведения пожарно-профилактической работы на аэродроме, территории, в зданиях и сооружениях за сотрудниками группы пожарной профилактики аэропорта, который утверждается начальником СПАСОП.
Проверки проводятся на основании разработанного плана-графика на календарный год, утвержденного начальником СПАСОП до конца декабря текущего года. Разработка плана-графика на календарный год начинается не позднее 15 декабря текущего года. Рассылка утвержденного плана-графика на календарный год руководителям (представителям) объектов аэропорта должны быть выполнена не позднее 25 декабря текущего года.
При осуществлении плановых проверок на объектах аэропорта проверяется соблюдение требований ПБ, а также выполнение предписаний должностных лиц подразделения пожарной профилактики аэропорта, в том числе:
- соответствие объекта аэропорта и проводимых работ требованиям локальных и внешних нормативных документов;
- противопожарное содержание аэродрома, территорий, зданий, сооружений и помещений;
- состояние эвакуационных путей и выходов, наличие и исправность индивидуальных и коллективных средств спасания;
- правильность монтажа и эксплуатации инженерного оборудования на соответствие требованиям ПБ (в пределах компетенции);
- содержание систем и средств противопожарной защиты;
- готовность персонала к действиям в случае возникновения пожара;
- наличие лицензий у организаций, осуществляющих деятельность в области ПБ;
- наличие у организаций, осуществляющих поставку на объекты аэропорт, продукции, подлежащей обязательной сертификации в области ПБ, документов, подтверждающих соответствие этой продукции нормативным требованиям (сертификаты или декларации соответствия), а также наличие в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними;
- выполнение на строящихся и реконструируемых объектах требований нормативных документов по ПБ.
Плановые проверки подразделяются на детальные и контрольные.
Детальные проверки противопожарного состояния объектов аэропорта и организаций проводятся ежегодно. При отсутствии нарушений требованиям ПБ в рамках проведения плановых проверок оформляется Акт проверки. При наличии нарушений и несоответствий требованиям ПБ в рамках проведения плановых проверок оформляются предписание. В предписание включаются мероприятия, предлагаемые к устранению выявленных нарушений, требований ПБ. При этом делаются ссылки на соответствующие нормативные документы в области ПБ, с указанием их полного наименования. При проведении проверок противопожарного состояния должностные лица группы пожарной профилактики аэропорта не в праве:
— проверять выполнение требований, не относящихся к области ПБ;
-осуществлять проверки противопожарного состояния в случае отсутствия должностных лиц или работников, проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, либо их представителей;
— требовать предоставления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами проверки и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
-превышать установленные сроки проведения проверок противопожарного состояния. В ходе проведения профилактической работа по ПБ на каждый объект, в том числе на строящиеся объекты, ведется контрольно-наблюдательное дело (далее – КНД).
Допускается вести одно КНД на группу зданий, сооружений, в которых располагается одно подразделение, или на несколько подразделений, размещенных в одном здании. В КНД концентрируются: акты приемки объектов в эксплуатацию, предписания, постановления, протоколы, распоряжения, приказы, информация о пожарах и другие материалы, отражающие состояние ПБ объекта за последние годы. Должностные лица группы пожарной профилактики являются членами комиссии по проверке ПБ при проектировании, строительстве и приемке объектов ГА в эксплуатацию.
При проведении планового и внепланового контроля, осуществления профилактических мероприятий необходимо обращать внимание на выполнение всех требований по обеспечению ПБ. В данной статье рассматриваются вопросы контроля обеспечения мер ПБ на стоянках ВС и вопросы контроля соблюдения правил ПБ при эксплуатации первичных средств пожаротушения.
Так, например, территория вокруг мест стоянок воздушных судов (далее – ВС) должна постоянно содержаться в чистоте, очищенной от сухой травы, мусора и горючих материалов. Для слива отстоя топлива и отработанного масла должны устанавливаться специальные емкости, а для сбора использованных обтирочных материалов (ветоши) – металлические ящики с плотно закрывающимися крышками. Обтирочные материалы, отстой топлива и отработанные масла по окончании смены должны убираться. Емкости под слив отстоя топлива с ВС и отработанного масла, а также ящики для сбора использованных обтирочных материалов должны располагаться на расстоянии не менее 25 м от стоянок ВС и обозначаться на местности указателями (табличками, знаками безопасности). Места стоянок, на которых установлены ВС, должны быть обеспечены средствами пожаротушения (огнетушителями ОУ-40 или ОУ-80 на два ВС). Место стоянки каждого широкофюзеляжного ВС должно быть обеспечено одним огнетушителем ОУ-25, ОУ-40 или ОУ-80. Средства пожаротушения размещаются на расстоянии 2 м от консоли крыла. Места стоянок ВС должны быть оборудованы стационарными заземляющими устройствами для защиты от статического электричества. Величина сопротивления заземлителя не должна превышать 100 Ом. Контактные гнезда заземляющих устройств должны обозначаться кругом красного цвета диаметром 0,3 м с обводкой его кольцом белого цвета шириной 0,1 м и постоянно содержаться очищенными от земли, снега и льда.
ВС, находящиеся на стоянках, должны быть постоянно заземлены в следующих случаях:
— при производстве заправки ВС кислородом или замене стационарного кислородного баллона экипажа;
— при производстве заправки ВС топливом (требуется соединение ВС с топливозаправщиком, заземление ВС – рекомендовано);
— при производстве слива топлива;
— при производстве наружной мойки ВС;
— при выполнении технического обслуживания на ВС с использованием инструмента (лампы и инструмент с внешним источником питания);
— при выполнении ТО на ВС (согласно перечню работ по техническому обслуживанию);
— при выполнении на ВС процедуры Parking.
ВС отечественного производства должны быть заземлены при выполнении любой формы ТО, начиная с формы «встреча ВС».
Соединение штырей и зажимов с тросами заземления должно быть сварным или посредством пайки. Применение болтовых соединений не допускается. ВС, на которых не производится техническое обслуживание, должны быть обесточены, входные двери и грузовые люки закрыты на замки. При проведении работ по обогреву (кондиционированию) ВС должны выполняться требования инструкции по эксплуатации обогревателей (кондиционеров). Обогреватель (кондиционер) может быть допущен к обслуживанию ВС, если он имеет сертификат соответствия и находится в исправном состоянии. Обогреватель (кондиционер) должен быть установлен на расстоянии не менее 3 метров от крайних точек обслуживаемого ВС и зафиксирован упорными колодками под колесами. Исправность рукавов, отсутствие механических повреждений и загрязнений горючесмазачными материалами должны определяться визуальным осмотром, который производится во время ежедневного обслуживания. Включение обогревателя (кондиционера) осуществляется после подсоединения рукава установки к ВС и определения температурного режима кондиционирования.
Оператор не должен покидать подключенный к ВС обогреватель. Причем, контроль над работой обогревателя (кондиционера) должен производиться специально обученным должностным лицом. При эксплуатации сертифицированных обогревателей (кондиционеров) запрещается:
— устанавливать обогреватели на расстоянии ближе 3 метров от ближайших точек ВС;
-производить работы по подогреву ВС с одновременной заправкой его топливом или запуском двигателей ВС;
— запускать обогреватели при отсутствии исправных огнетушителей;
— использовать обогреватели при подтекании топлива из баков или трубопроводов, а также с неисправным глушителем;
— производить заправку обогревателей топливом во время их работы;
— допускать превышение температуры воздуха на выходе из обогревателя, предусмотренной руководством по технической эксплуатации ВС;
— применять обогреватели, на которых отсутствуют или неисправны контрольно — измерительные приборы и предохранительные устройства.
В процессе работы необходимо постоянно контролировать чистоту поступающего от обогревателя воздуха и следить за расположением рукава. При появлении в кабине ВС дыма или запаха гари следует немедленно выключить установку, отсоединить рукав обогревателя от ВС. Обогреватель (кондиционер) необходимо отвести от и выяснить причину неисправности.
Стоянка для запуска и опробования двигателя ВС должна быть обособленной, специально оборудованной в соответствии с требованиями. Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники и находиться от зданий и сооружений на расстоянии не менее 50 метров.
До запуска и опробования двигателей следует проверить готовность первичных средств пожаротушения, а также безопасное размещение на стоянке других ВС.
Первый запуск и опробование вновь установленного двигателя в обязательном порядке производить в присутствии пожарно — спасательного расчета. При запуске и опробовании двигателей ВС запрещается:
— производить на ВС какие-либо работы, кроме особых случаев, предусмотренных технологией;
— проверять наличие топлива, масла и спецжидкости через заливные горловины;
— оставлять кабину ВС или отвлекаться от пульта управления;
— производить загрузку (разгрузку) ВС, посадку (высадку) пассажиров.
В случае загорания двигателей при запуске (опробовании) необходимо немедленно выключить их и использовать бортовые или наземные средства пожаротушения, вызвать пожарную охрану. Техническое обслуживание планера, двигателей, систем и спецоборудования и все работы, с использованием горючих и пожароопасных веществ, выполняемые на ВС, должны производиться под руководством лица, ответственного за обеспечение пожарной безопасности этих работ. Перед началом работ на ВС с использованием горючих и пожароопасных веществ необходимо:
— обесточить ВС;
-подключить ВС к заземляющему контуру, присоединить к ВС буксировочное водило;
— открыть все имеющиеся на ВС двери, форточки и люки для проветривания и в целях экстренной эвакуации людей в случае возникновения пожара;
-установить и задействовать в зоне работ передвижные приточно-вытяжные вентиляционные установки во взрывозащищенном исполнении;
— установить на рабочем месте и на месте стоянки ВС средства пожаротушения.
На местах стоянок ВС запрещается:
— проливать на покрытие топливо, масло, гидросмесь и другие ЛВЖ и ГЖ. В случае розлива они должны быть немедленно убраны;
— курить и пользоваться открытым огнём вне мест, специально отведенных для этих целей;
— оставлять без надзора работающие средства механизации и технологическое оборудование, а также ВС с подключенными аэродромными источниками электропитания;
— запускать двигатели или производить другие работы без первичных средств пожаротушения;
— допускать к ВС спецмашины и транспортные средства, не имеющие предусмотренных для них средств пожаротушения и искрогашения, которые должны находиться в технически исправном состоянии.
В ходе проведения профилактической работы по ПБ на объектах ГА обращается особое внимание на поддержание в исправном состоянии автоматизированных средств пожаротушения, а также первичных средств пожаротушения (далее ПСП). При проведении профилактического контроля состояния ПСП обращается внимание на:
- отсутствие вмятин, сколов, глубоких царапин на корпусе, узлах управления, гайках и головке огнетушителя;
- состояние защитных и лакокрасочных покрытий;
- наличие четкой и понятной инструкции;
- состояние предохранительного устройства;
- исправность манометра или индикатора давления (если он предусмотрен конструкцией огне¬тушителя), наличие необходимого клейма и величина давления в огнетушителе закачного типа или в газовом баллоне;
- массу огнетушителя, а также массу ОТВ в огнетушителе (последнюю определяют расчетным путем);
- состояние гибкого шланга (при его наличии) и распылителя ОТВ (на отсутствие механических повреждений, следов коррозии, препятствующих свободному выходу ОТВ из огнетушителя);
- состояние ходовой части и надежность крепления корпуса огнетушителя на тележке (для пере¬движного огнетушителя), на стене или в пожарном шкафу (для переносного огнетушителя).
Все огнетушители используемые на объектах ГА должны проходить периодическую проверку.
Периодическая проверка огнетушителей включает в себя внешний осмотр огнетушителей, осмотр места их установки и подходов к ним. В процессе периодической проверки путем взвешивания контролируется величина утечки вытесняющего газа из газового баллона или ОТВ из газовых огнетушителей. Производится контроль сроков освидетельствования баллонов, вскрытие огнетушителей (полное или выборочное), оценка состояния фильтров, проверка параметров ОТВ и, если они не соответствуют требованиям соответствующих нормативных документов, произво-дится перезарядка, переосвидетельствование или ремонт огнетушителей.
Испытания огнетушителей осуществляется не реже одного раза в 5 лет, при этом каждый углекислотный огнетушитель и баллон с вытесняющим газом должны быть разряжены, корпус огнетушителя полностью очищен от остатков ОТВ, произведен внешний и внутренний осмотр, а также проведены испытания на прочность и герметичность корпуса огнетушителя, пусковой головки, шланга и запорного устройства.
Перезарядка огнетушителей включает проведение следующих мероприятий. Порошковые огнетушители при ежегодном техническом осмотре выборочно (не менее 3 % от общего количества огнетушителей одной марки, но не менее 1 шт.) разбирают и производят проверку основных эксплуатационных параметров огнетушащего порошка (внешний вид, наличие комков или посторонних предметов, сыпучесть при пересыпании рукой, возможность разрушения небольших комков до пылевидного состояния при их падении с высоты 20 см, содержание влаги и дисперсность). В случае, если хотя бы по одному из параметров порошок не удовлетворяет требованиям нормативной и технической документации, все огнетушители данной марки подлежат перезарядке.
При истечении гарантийного срока хранения заряда ОТВ или обнаружении, что заряд хотя бы по одному из параметров не соответствует требованиям технических условий, он подлежит замене.
Порошковые огнетушители, установленные на транспортных средствах вне кабины или салона и подвергающиеся воздействию неблагоприятных климатических и (или) физических факторов, следует перезаряжать не реже 1 раза в год, остальные огнетушители, установленные на транспортных средствах, не реже одного раза в два года. В случае обнаружения при проведении осмотра сколов, глубоких царапин на корпусе, узлах управления, гайках и головке огнетушителя, повреждений лакокрасочного покрытия и предохранительного устройства, неисправности манометра или индикатора давления (если он предусмотрен конструкцией огнетушителя) производится ремонт огнетушителя в объеме необходимом для приведения огнетушителя в исходное исправное состояние. Организация занимающаяся этими работами или поставщик должны иметь действующую лицензию на проведение технического обслуживания огнетушителей, и разрешение Ростехнадзора на использование клейма.
В процессе проведения проверки представители аккредитованной организации делают отметки о результатах проверки первичных средств пожаротушения в журналах учета огнетушителей. В случае если в процессе проведения испытаний или ремонта установлено что огнетушитель не подлежит ремонту и восстановлению, поставщик готовит комиссионное техническое заключение на списание огнетушителя на бланке фирмы с включением в состав комиссии представителя объекта ГА с приложением фотографий подтверждающих дефектность оборудования. На каждый огнетушитель при проведении осмотра в случае если установлена его исправность или после проведения технического обслуживания, освидетельствования или ремонта, поставщик наносит этикетку с четко читаемой и сохраняющейся длительное время надписью. Этикетка (карточка о ежегодном техосмотре) должна содержать следующую информацию:
- Вид технического обслуживания;
- Дату: месяц, год проведения осмотра смотра огнетушителя;
- Дату перезарядки и марку ОТВ;
- Дату проведения и величину испытательного давления;
- Сведения о организации, проводившей техническое обслуживание и фамилию специалиста;
- Дату проведения следующего испытания/ перезарядки огнетушителя.
Этикетку (карточку) с защитным полимерным покрытием и слоем клеящего вещества наносят на корпус огнетушителя.
Активно проводимая и хорошо организованная профилактическая работа по обеспечению пожарной безопасности на объектах ГА позволит сохранить дорогостоящие ВС, пассажирские и грузовые терминалы, а также современную технику и оборудование, и самое главное избежать травматизма и гибели людей.