/ /

О методах оценки пожарного риска в аэропортах и порядку эвакуации пассажиров в экстренных ситуациях

О методах оценки пожарного риска в аэропортах и порядку эвакуации пассажиров в экстренных ситуациях

09 апреля 2018, 16:51    2176

Александр Бочкарев Профессор Московского государственного технического университета гражданской авиации.

Александр Бочкарев

Профессор Московского государственного технического университета гражданской авиации

Важным направлением обеспечения безопасности объектов ГА с массовым пребыванием людей, в первую очередь аэропортов,  является  разработка актуальных планов экстренной эвакуации людей при пожаре.

И здесь кроме внедрения современных технологий и автоматизированных систем оповещения, управления эвакуацией людей при пожаре важная роль отводится разработке четких планов эвакуации, с их ежегодной (двухкратной) практической реализацией т.е. учебной отработкой нештатных ситуаций на конкретных рабочих местах и по конкретным зданиям и пассажирским терминалам. Имеется в виду не абсолютно формальная, а строго обязательная двухразовая, ежегодная,  подготовка и тренировка персонала по овладению всеми необходимыми навыкам экстренной эвакуации людей в случае пожара на объекте ГА. При этом во всех аэропортах в обязательном порядке разрабатываются планы эвакуации людей при пожаре в т.ч. экстренной эвакуации пассажиров  из пассажирских терминалов аэропорта, включая ЗДРО.

Экстренная эвакуация пассажиров и персонала в аэропортах производится в случае возникновения пожаров, стихийных бедствий, техногенных аварий, угрожающих разрушением зданий, реальных угрозах взрыва и иных ситуациях, когда нахождение людей в зданиях или отдельных помещениях представляет угрозу их жизни или здоровью.

Эвакуация, в зависимости от конкретной обстановки, может быть полной (из всего здания) или частичной (из отдельных помещений или участков).

Решение на экстренную эвакуацию людей в ЧС, в т.ч. определение ее масштабов, принимает сменный начальник аэропорта с последующим докладом генеральному директору.

При получении сообщения о реальной угрозе ЧС персонал выводится в безопасный район ( место) пешим порядком или имеющимся транспортом.

Пассажиры транзитные и трансфертные в сопровождении сотрудников СОПП и пограничной службы на автобусах вывозятся в безопасный район  (гостиницу) до ликвидации последствий ЧС.

Пассажиры, следующие  на вылет и прошедшие регистрацию, исходя из расчетного времени до реальной угрозы осуществляют посадку в ВС, а самолеты вылетают по расписанию.

Пассажиры, следующие  на вылет и не прошедшие регистрацию, под руководством сопровождающих лиц выводятся в безопасный район ( место).

Пассажиры с прилета под руководством сопровождающих лиц из числа персонала выводятся в безопасный район ( место),  и багаж получают после нормализации обстановки.

Лица, встречающие, провожающие и клиенты после сообщения об угрозе ЧС, в т.ч. пожаре самостоятельно убывают в безопасный район, указанный в сообщении по громко говорящей связи ( далее ГГС).

Владельцы автотранспорта с аэровокзальных площадей убывают в безопасный район самостоятельно.

Оказание медицинской помощи пассажирам осуществляется силами работников медпунктов аэропорта, а также вызванными бригадами скорой медицинской помощи  и иных медучреждений.

Обеспечение общественного порядка и сохранности материальных средств осуществляется личным составом дежурных смен САБ, СТБ, СОПП  и сотрудниками ЛУ МВД.

Информация о развитии ЧС, рекомендации по эвакуации и правилам поведения доводится диктором терминалов с использованием  ГГС по команде сменного начальника аэропорта.

Для эвакуации пассажиров и персонала может быть использован (по договоренности) автотранспорт работающих  в аэропорту на основе договоров автотранспортных предприятий по перевозке пассажиров, экспресс поезда, а также личный транспорт рабочих и служащих. Место подачи транспорта для эвакуации определяется сменный начальник аэропорта исходя из складывающейся обстановки.

Согласно ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта гражданской авиации ( далее – ГА) является обеспеченной, если выполнены в полном объеме требования технического регламента и пожарный риск не превышает допустимых значений. Вместе с тем выполнение некоторых требований нормативных документов без оценки пожарных рисков может создать ситуацию, в которой эти требования могут оказаться неэффективными. Действующее федеральное законодательство позволяет бизнесменам работающим в сфере ГА свободно распоряжаться своим имуществом, не создавая при этом угрозы людям и чужим интересам (ст. 55 Конституции РФ, ст. 1 и 2 Гражданского кодекса РФ).

С учетом этого собственник объекта ГА вправе разрабатывать адресные системы противопожарной защиты, обязательными элементами которых являются обеспечение безопасности людей и чужого имущества. При этом необходимо подтвердить их эффективность путем определения расчетных величин пожарного риска.

Выполнение положений федерального законодательства в части избирательного применения действующих норм и правил пожарной безопасности не является отступлением от законодательных норм. С учетом этого обстоятельства проведем оценку пожарных рисков эксплуатируемых объектов ГА. В соответствии со  ст. 6 и 7 Федерального закона «О техническом регулировании»: «требования технических регламентов не могут служить препятствием предпринимательской деятельности в большей степени, чем это необходимо для…» «защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества…», а также положениям ст. 55 Конституции РФ, ст. 1 и 2 Гражданского кодекса РФ, предусматривающими право собственника рисковать своим имуществом, не создавая угрозы людям и чужим интересам, в основу оценки пожарного риска и разработки системы обеспечения безопасности эксплуатируемого объекта ГА были положены принципы необходимости неукоснительной  противопожарной защиты людей и чужого имущества.

Принимая во внимание вышеизложенное, будем считать, что на ранее введеном в эксплуатацию объекте ГА, например,  были  ранее реализованы инженерно-технические и объемно-планировочные решения, противоречащие современным требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых снижает технико-экономические показатели и причиняющие собственнику определенный вред в форме упущенной выгоды.

К таким вопросам, например, относятся не нормативные ранее реализованные в прошлых проектах решения:

-  обеспечение  размеров основных эвакуационных путей и выходов в здании;

—  протяженность эвакуационных путей, а также  количество эвакуационных выходов.

В связи с этим необходимо определить расчетные величины пожарного риска, подтверждающее то, что реализованные инженерно-технические и объемно-планировочные решения не создают угрозы работающему персоналу и сохранности материальных ценностей.

Уровень обеспечения пожарной безопасности людей и расчетные методы его определения регламентирует Приказ МЧС России от 30 июня 2009 г. № 382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» (в ред. Приказа МЧС России от 02.12.2015 № 632) (далее – Методика).

При этом выполнение требований Методики согласовывается:

— с положениями ст. 51 и 81 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», поскольку предусматривает обеспечение безопасной эвакуации людей при возникновении пожара, его развитии и воздействии опасных факторов пожара;

— с положениями ст. 6 и 7 Федерального закона «О техническом регулировании», предусматривающими применение требований технических регламентов, минимально необходимых для обеспечения безопасности людей и чужого имущества;

— с положениями ст. 55 Конституции РФ и ст. 1 и 2 Гражданского кодекса РФ, допускающие предпринимательские риски и ограничивающие права только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц;

— с положениями ст. 219 Уголовного кодекса РФ, устанавливающей уголовную ответственность за нарушения правил пожарной безопасности только в случаях причинения тяжкого вреда здоровью человека или гибели людей;

— с положениями статьи 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административное приостановление эксплуатации объектов ( в т.ч. ГА),  при наличии угрозы людям.

Определение расчетных величин пожарного риска содержит:

— определение возможности безопасной эвакуации людей из помещений без отдельных противопожарных мероприятий;

— оценку риска для людей, находящихся в помещениях здания;

— выводы об условиях соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

В качестве примера приведем некоторые условные характеристики объекта ГА, например, это административное здание — общая площадь помещений объекта составляет  более 1000 м2.

Помещения объекта  ГА включают как административные помещения, так и технические помещения.

Класс функциональной пожарной опасности объекта – Ф 4.3.

Степень огнестойкости – II.

Теплоизоляция и гидроизоляция ограждающих конструкций, оборудования, инженерных сетей выполняется из негорючих ( далее — НГ) материалов или горючих (не ниже Г1) материалов.

Для отделки путей эвакуации было запроектировано применение декоративно-облицовочных материалов класса не более:

— для стен и потолков (вестибюли, лестничные клетки) – КМ2;

— для стен и потолков (общие коридоры, холлы, фойе) – КМ3;

— для покрытия полов (вестибюли, лестничные клетки) – КМ3;

— для покрытия полов (общие коридоры, холлы, фойе) – КМ4.

В местах пересечений коммуникациями противопожарных преград, проектируются заделки с пределом огнестойкости, соответствующему пределу огнестойкости пересекаемой конструкции. Коридоры длиной более 15 м имеют естественное проветривание.

Помещения объекта ГА оборудованы системами противопожарной защиты, а именно:

— автоматической пожарной сигнализацией;

— системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре (2-го типа).

Время работы объекта: с 8.00 до 8.00 (24 часа).

Количество людей единовременно находящихся в помещениях объекта — 50 человек, из них:

— сотрудников — 35 чел., группы мобильности М1;

— посетителей — 15 чел., группы мобильности М1.

При изменении характеристик пожарной нагрузки, функционального назначения помещений, расстановки технологического оборудования, объемно-планировочных и конструктивных решений должны быть произведены дополнительные (повторные) расчеты уровня обеспечения пожарной безопасности.

В качестве примера рассмотрим один из методов определение пожарного риска эксплуатируемого объекта ГА.

Расчетное время эвакуации людей из помещений и зданий  объекта ГА устанавливается по расчету времени движения одного или нескольких людских потоков через эвакуационные выходы от наиболее удаленных мест размещения людей.

Расчетный индивидуальный пожарный риск Qв в  здании рассчитывается по формуле:

Qв=Qп*(1–Кап)*Pпр*(1–Кэ)*(1–Кп.з.),

где Qп – частота возникновения пожара в здании в течение года,  данное значение определяется на основании статистических данных. Для рассматриваемого здания. при отсутствии статистической информации допускается принимать Qп,i = 4∙10-2 для здания. ч.2, п.8 Методики [2] частота возникновения пожаров составляет не более:

Qп = 4*10-2;

Рпр – вероятность присутствия людей в здании, определяемая из соотношения Рпр= tфункц/24, где tфункц – время нахождения людей в здании в часах. Время нахождения людей в рассматриваемых помещениях составляет 24 часа:

Рпр = 24/24 = 1;

Рэ – вероятность эвакуации людей.

Расчетами установлено, что

Рэ = 0,999;

Кп.з.– вероятность эффективной работы системы противопожарной защиты, направленной на обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре. Здание оборудовано:

— системой автоматической пожарной сигнализации;

— системой оповещения и управления эвакуацией людей;

Где Кобн – коэффициент, учитывающий соответствие системы пожарной сигнализации требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Помещения объекта ГА оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации, значит Кобн = 0,8;

Ксоуэ – коэффициент, учитывающий соответствие системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Помещения оборудованы СОУЭ 3-го типа, Ксоуэ = 0,8;

Кпдз – коэффициент, учитывающий соответствие системы дымоудаления требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Помещения, за исключением, например,  автостоянки (п.7.2 СП 7.13130.2013) не требуется оборудовать системой дымоудаления, Кпдз = 0,8.

Кап – коэффициент, учитывающий соответствие системы пожаротушения требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Помещения объекта не требуется оборудовать системой автоматического пожаротушения.

Sобъекта<1200м2 (п.7.2 табл. А1 СП 5.13130.2009), Sавтостоянки=368 м2 (п.4.1.2 табл. А1 СП 5.13130.2009): Кап = 0,9.

Расчетный индивидуальный пожарный риск Qв в рассматриваемых помещениях условного аэропорта ГА составит:

Qв = 4*10-2*(1 – 0,9) * 1 * (1 – 0,999) * (1 – 0,87) = 0,52 * 10-6

Только тщательное соблюдение всех противопожарных правил, постоянная оценка  пожарных рисков на объектах воздушного транспорта, четкая практическая отработка планов эвакуации людей в нештатных ситуациях поможет предотвратить нанесение материального ущерба в аэропортах, сохранить здоровье людей, обеспечить стабильную работу данных объектов ГА в современных условиях.

 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.9739 s
queries: 198 (0.3263 s)
memory: 2 048 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.