Александр Бочкарев
Профессор Московского государственного технического университета гражданской авиации
Важным направлением обеспечения безопасности объектов ГА с массовым пребыванием людей, в первую очередь аэропортов, является разработка актуальных планов экстренной эвакуации людей при пожаре.
И здесь кроме внедрения современных технологий и автоматизированных систем оповещения, управления эвакуацией людей при пожаре важная роль отводится разработке четких планов эвакуации, с их ежегодной (двухкратной) практической реализацией т.е. учебной отработкой нештатных ситуаций на конкретных рабочих местах и по конкретным зданиям и пассажирским терминалам. Имеется в виду не абсолютно формальная, а строго обязательная двухразовая, ежегодная, подготовка и тренировка персонала по овладению всеми необходимыми навыкам экстренной эвакуации людей в случае пожара на объекте ГА. При этом во всех аэропортах в обязательном порядке разрабатываются планы эвакуации людей при пожаре в т.ч. экстренной эвакуации пассажиров из пассажирских терминалов аэропорта, включая ЗДРО.
Экстренная эвакуация пассажиров и персонала в аэропортах производится в случае возникновения пожаров, стихийных бедствий, техногенных аварий, угрожающих разрушением зданий, реальных угрозах взрыва и иных ситуациях, когда нахождение людей в зданиях или отдельных помещениях представляет угрозу их жизни или здоровью.
Эвакуация, в зависимости от конкретной обстановки, может быть полной (из всего здания) или частичной (из отдельных помещений или участков).
Решение на экстренную эвакуацию людей в ЧС, в т.ч. определение ее масштабов, принимает сменный начальник аэропорта с последующим докладом генеральному директору.
При получении сообщения о реальной угрозе ЧС персонал выводится в безопасный район ( место) пешим порядком или имеющимся транспортом.
Пассажиры транзитные и трансфертные в сопровождении сотрудников СОПП и пограничной службы на автобусах вывозятся в безопасный район (гостиницу) до ликвидации последствий ЧС.
Пассажиры, следующие на вылет и прошедшие регистрацию, исходя из расчетного времени до реальной угрозы осуществляют посадку в ВС, а самолеты вылетают по расписанию.
Пассажиры, следующие на вылет и не прошедшие регистрацию, под руководством сопровождающих лиц выводятся в безопасный район ( место).
Пассажиры с прилета под руководством сопровождающих лиц из числа персонала выводятся в безопасный район ( место), и багаж получают после нормализации обстановки.
Лица, встречающие, провожающие и клиенты после сообщения об угрозе ЧС, в т.ч. пожаре самостоятельно убывают в безопасный район, указанный в сообщении по громко говорящей связи ( далее ГГС).
Владельцы автотранспорта с аэровокзальных площадей убывают в безопасный район самостоятельно.
Оказание медицинской помощи пассажирам осуществляется силами работников медпунктов аэропорта, а также вызванными бригадами скорой медицинской помощи и иных медучреждений.
Обеспечение общественного порядка и сохранности материальных средств осуществляется личным составом дежурных смен САБ, СТБ, СОПП и сотрудниками ЛУ МВД.
Информация о развитии ЧС, рекомендации по эвакуации и правилам поведения доводится диктором терминалов с использованием ГГС по команде сменного начальника аэропорта.
Для эвакуации пассажиров и персонала может быть использован (по договоренности) автотранспорт работающих в аэропорту на основе договоров автотранспортных предприятий по перевозке пассажиров, экспресс поезда, а также личный транспорт рабочих и служащих. Место подачи транспорта для эвакуации определяется сменный начальник аэропорта исходя из складывающейся обстановки.
Согласно ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта гражданской авиации ( далее – ГА) является обеспеченной, если выполнены в полном объеме требования технического регламента и пожарный риск не превышает допустимых значений. Вместе с тем выполнение некоторых требований нормативных документов без оценки пожарных рисков может создать ситуацию, в которой эти требования могут оказаться неэффективными. Действующее федеральное законодательство позволяет бизнесменам работающим в сфере ГА свободно распоряжаться своим имуществом, не создавая при этом угрозы людям и чужим интересам (ст. 55 Конституции РФ, ст. 1 и 2 Гражданского кодекса РФ).
С учетом этого собственник объекта ГА вправе разрабатывать адресные системы противопожарной защиты, обязательными элементами которых являются обеспечение безопасности людей и чужого имущества. При этом необходимо подтвердить их эффективность путем определения расчетных величин пожарного риска.
Выполнение положений федерального законодательства в части избирательного применения действующих норм и правил пожарной безопасности не является отступлением от законодательных норм. С учетом этого обстоятельства проведем оценку пожарных рисков эксплуатируемых объектов ГА. В соответствии со ст. 6 и 7 Федерального закона «О техническом регулировании»: «требования технических регламентов не могут служить препятствием предпринимательской деятельности в большей степени, чем это необходимо для…» «защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества…», а также положениям ст. 55 Конституции РФ, ст. 1 и 2 Гражданского кодекса РФ, предусматривающими право собственника рисковать своим имуществом, не создавая угрозы людям и чужим интересам, в основу оценки пожарного риска и разработки системы обеспечения безопасности эксплуатируемого объекта ГА были положены принципы необходимости неукоснительной противопожарной защиты людей и чужого имущества.
Принимая во внимание вышеизложенное, будем считать, что на ранее введеном в эксплуатацию объекте ГА, например, были ранее реализованы инженерно-технические и объемно-планировочные решения, противоречащие современным требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых снижает технико-экономические показатели и причиняющие собственнику определенный вред в форме упущенной выгоды.
К таким вопросам, например, относятся не нормативные ранее реализованные в прошлых проектах решения:
- обеспечение размеров основных эвакуационных путей и выходов в здании;
— протяженность эвакуационных путей, а также количество эвакуационных выходов.
В связи с этим необходимо определить расчетные величины пожарного риска, подтверждающее то, что реализованные инженерно-технические и объемно-планировочные решения не создают угрозы работающему персоналу и сохранности материальных ценностей.
Уровень обеспечения пожарной безопасности людей и расчетные методы его определения регламентирует Приказ МЧС России от 30 июня 2009 г. № 382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» (в ред. Приказа МЧС России от 02.12.2015 № 632) (далее – Методика).
При этом выполнение требований Методики согласовывается:
— с положениями ст. 51 и 81 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», поскольку предусматривает обеспечение безопасной эвакуации людей при возникновении пожара, его развитии и воздействии опасных факторов пожара;
— с положениями ст. 6 и 7 Федерального закона «О техническом регулировании», предусматривающими применение требований технических регламентов, минимально необходимых для обеспечения безопасности людей и чужого имущества;
— с положениями ст. 55 Конституции РФ и ст. 1 и 2 Гражданского кодекса РФ, допускающие предпринимательские риски и ограничивающие права только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц;
— с положениями ст. 219 Уголовного кодекса РФ, устанавливающей уголовную ответственность за нарушения правил пожарной безопасности только в случаях причинения тяжкого вреда здоровью человека или гибели людей;
— с положениями статьи 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административное приостановление эксплуатации объектов ( в т.ч. ГА), при наличии угрозы людям.
Определение расчетных величин пожарного риска содержит:
— определение возможности безопасной эвакуации людей из помещений без отдельных противопожарных мероприятий;
— оценку риска для людей, находящихся в помещениях здания;
— выводы об условиях соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
В качестве примера приведем некоторые условные характеристики объекта ГА, например, это административное здание — общая площадь помещений объекта составляет более 1000 м2.
Помещения объекта ГА включают как административные помещения, так и технические помещения.
Класс функциональной пожарной опасности объекта – Ф 4.3.
Степень огнестойкости – II.
Теплоизоляция и гидроизоляция ограждающих конструкций, оборудования, инженерных сетей выполняется из негорючих ( далее — НГ) материалов или горючих (не ниже Г1) материалов.
Для отделки путей эвакуации было запроектировано применение декоративно-облицовочных материалов класса не более:
— для стен и потолков (вестибюли, лестничные клетки) – КМ2;
— для стен и потолков (общие коридоры, холлы, фойе) – КМ3;
— для покрытия полов (вестибюли, лестничные клетки) – КМ3;
— для покрытия полов (общие коридоры, холлы, фойе) – КМ4.
В местах пересечений коммуникациями противопожарных преград, проектируются заделки с пределом огнестойкости, соответствующему пределу огнестойкости пересекаемой конструкции. Коридоры длиной более 15 м имеют естественное проветривание.
Помещения объекта ГА оборудованы системами противопожарной защиты, а именно:
— автоматической пожарной сигнализацией;
— системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре (2-го типа).
Время работы объекта: с 8.00 до 8.00 (24 часа).
Количество людей единовременно находящихся в помещениях объекта — 50 человек, из них:
— сотрудников — 35 чел., группы мобильности М1;
— посетителей — 15 чел., группы мобильности М1.
При изменении характеристик пожарной нагрузки, функционального назначения помещений, расстановки технологического оборудования, объемно-планировочных и конструктивных решений должны быть произведены дополнительные (повторные) расчеты уровня обеспечения пожарной безопасности.
В качестве примера рассмотрим один из методов определение пожарного риска эксплуатируемого объекта ГА.
Расчетное время эвакуации людей из помещений и зданий объекта ГА устанавливается по расчету времени движения одного или нескольких людских потоков через эвакуационные выходы от наиболее удаленных мест размещения людей.
Расчетный индивидуальный пожарный риск Qв в здании рассчитывается по формуле:
Qв=Qп*(1–Кап)*Pпр*(1–Кэ)*(1–Кп.з.),
где Qп – частота возникновения пожара в здании в течение года, данное значение определяется на основании статистических данных. Для рассматриваемого здания. при отсутствии статистической информации допускается принимать Qп,i = 4∙10-2 для здания. ч.2, п.8 Методики [2] частота возникновения пожаров составляет не более:
Qп = 4*10-2;
Рпр – вероятность присутствия людей в здании, определяемая из соотношения Рпр= tфункц/24, где tфункц – время нахождения людей в здании в часах. Время нахождения людей в рассматриваемых помещениях составляет 24 часа:
Рпр = 24/24 = 1;
Рэ – вероятность эвакуации людей.
Расчетами установлено, что
Рэ = 0,999;
Кп.з.– вероятность эффективной работы системы противопожарной защиты, направленной на обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре. Здание оборудовано:
— системой автоматической пожарной сигнализации;
— системой оповещения и управления эвакуацией людей;
Где Кобн – коэффициент, учитывающий соответствие системы пожарной сигнализации требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Помещения объекта ГА оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации, значит Кобн = 0,8;
Ксоуэ – коэффициент, учитывающий соответствие системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Помещения оборудованы СОУЭ 3-го типа, Ксоуэ = 0,8;
Кпдз – коэффициент, учитывающий соответствие системы дымоудаления требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Помещения, за исключением, например, автостоянки (п.7.2 СП 7.13130.2013) не требуется оборудовать системой дымоудаления, Кпдз = 0,8.
Кап – коэффициент, учитывающий соответствие системы пожаротушения требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Помещения объекта не требуется оборудовать системой автоматического пожаротушения.
Sобъекта<1200м2 (п.7.2 табл. А1 СП 5.13130.2009), Sавтостоянки=368 м2 (п.4.1.2 табл. А1 СП 5.13130.2009): Кап = 0,9.
Расчетный индивидуальный пожарный риск Qв в рассматриваемых помещениях условного аэропорта ГА составит:
Qв = 4*10-2*(1 – 0,9) * 1 * (1 – 0,999) * (1 – 0,87) = 0,52 * 10-6
Только тщательное соблюдение всех противопожарных правил, постоянная оценка пожарных рисков на объектах воздушного транспорта, четкая практическая отработка планов эвакуации людей в нештатных ситуациях поможет предотвратить нанесение материального ущерба в аэропортах, сохранить здоровье людей, обеспечить стабильную работу данных объектов ГА в современных условиях.