/ /

Авиационная безопасность: инновационные технологии досмотра пассажиров и их багажа

Авиационная безопасность: инновационные технологии досмотра пассажиров и их багажа

14 марта 2017, 13:40    3983

Александр Бочкарев Профессор Московского государственного технического университета гражданской авиации.

Александр Бочкарев

Профессор Московского государственного технического университета гражданской авиации

Новые террористические угрозы в адрес объектов транспорта требуют адекватного ответа. Правительство и Министерство транспорта России уделяют в настоящее время все большее внимание транспортной безопасности.

Важнейшим направлением в авиационной и транспортной безопасности является повышение ее уровня  за счет внедрения новых, инновационных технологий и технических средств, при одновременном  упрощении и ускорении процедур  досмотра авиапассажиров.

Особенно это касается разделения потока авиапассажиров при досмотре на разные уровни.  Это подтверждают и решения Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по авиационной безопасности. Важнейшие темы, которые затрагиваются при этом:

1.Развитие  новых методов  предполетного досмотра авиапассажиров и их багажа, которые  должны применяться в будущем.
2.Изучение и анализ методов обеспечения АБ при  перевозках грузов воздушным транспортом. Процедуры специального контроля авиагрузов в настоящее время  весьма трудоемки. Но, в то же время грузовые перевозки имеют большое экономическое значение. Следовательно, необходимо  найти компромиссное решение  между поддержанием авиационной безопасности на должном уровне  и обеспечением быстрой обработки и транспортировки  грузов.
3.«Практичность» систем  авиационной и транспортной безопасности, упрощение их организации. 30 и более % расходов аэропортов сейчас прямо или косвенно связаны с обеспечением авиационной и транспортной безопасности.  В будущем  необходимо искать методы, которые были бы проще для авиапассажира, но одновременно гарантировали бы наивысший уровень обеспечения такой важной задачи, как авиационная безопасность на воздушном транспорте.

Презентация  инновационного проекта ИАТА об упрощении процедур досмотра и разделении потока  авиапассажиров на 3 уровня состоялась на 67-м  общем собрании ИАТА, прошедшей в Сингапуре. Представителями  ИАТА предложена для  рассмотрения и внедрения  в производство совершенно новая  система  АБ, основанная на  инновационных технологиях,  включающая  ускорение процедур досмотра  для известных  авиапассажиров. Речь идет о  скорейшем внедрении в повседневную работу служб авиационной безопасности аэропортов биометрических систем, а также других методов.

Новые системы будут сравнивать полученные при биометрическом  сканировании результаты с теми данными, которые хранятся в чипе паспорта пассажира.

Эти меры могут помочь выявить наиболее опасных пассажиров, а также существенно сократить время на прохождение контроля безопасности в аэровокзалах. 

Новая система АБ, позволяющая на порядок сократить время предполетного досмотра, может появиться в аэропортах уже в ближайшее время. Пункты спецконтроля  в аэропортах можно будет пройти без очередей, больших задержек, снятия  ремней и обуви, распаковки багажа. Акцент сместится  на выявление подозрительных людей. Упростить процедуру досмотра позволят биометрическое сканирование и разделение пассажиров на категории по «степени риска». Идея современного  пункта досмотра заключается в разделении потока пассажиров на три части: «известные пассажиры», путешественники для «обычного» и «повышенного» досмотра. Определить, к какой группе относится тот или иной человек, поможет биометрический идентификатор в паспорте.  При этом уровень внимания к тому или иному человеку будет оцениваться по информации из доступных источников загодя, до прибытия пассажира в аэровокзал. Минимальная степень внимания - «часто путешествующие» - будет уделяться туристам, которые проходили проверку благонадежности при получении визы. Они будут проходить через  спецконтроль быстрее всех. Для большинства пассажиров - о которых известно мало - предусмотрен средний коридор -  «Норма». Третий коридор  предполагается применять в качестве дополнительной меры АБ.

«Повышенный досмотр» ждет тех людей, о которых имеется мало информации, кто относится к категории «высокого риска», а также выбранных произвольно.

Те же, кто вызовет подозрения, например, пассажиры, купившие билет наличными в один конец, пройдут полную проверку, в том числе сканирование всего тела и одежды. В этом плане заслуживает самого большого внимания заявление руководства ИАТА. Только для решения одной задачи — обеспечить безопасность на авиационном транспорте, авиакомпании тратят по семь с половиной миллиардов долларов в год. Но, зачастую полеты превращаются для пассажиров в сплошное стояние и ожидание. Мы постараемся сделать так, чтобы пассажирам не пришлось стоять в долгих очередях и подвергаться нередко малоприятному ощупыванию.

Стандарты будущего пункта предполетного досмотра авиапассажиров разрабатывают 19 стран под эгидой Международной организации гражданской авиации (ICAO). Эксперты ИАТА прогнозируют, что к моменту массовой эксплуатации новой системы, то есть через 5 лет примерно треть от общего числа пассажиров будут классифицированы как часто летающие, а 60 процентов войдет в категорию «нормального риска».

Главным преимуществом новой системы является  повышение уровня авиационной и транспортной безопасности, а также скорость и простота прохождения спецконтроля. 

Другая составная  часть инновационной  системы АБ - это внедрение в аэропортах автоматизированных систем досмотра багажа пассажиров. Автоматизированные системы досмотра багажа авиапассажиров включают несколько уровней: 
- 1 уровень - это томографы ( технические средства обеспечения АБ) типа  MVT-HR; 
- 2 уровень - это  центры  мониторинга  по контролю багажа с удаленных рабочих мест, это мониторы на которые выводятся изображения подозрительных и опасных  предметов и веществ. Обслуживают их подготовленные операторы станций досмотра.
- 3 уровень - это системы обнаружения взрывоопасных предметов и взрывчатых веществ;
- 4 уровень - это системы локализации и изъятия обнаруженных опасных предметов и веществ.

Общие  технические условия, предъявляемые к автоматизированной системе  досмотра багажа в современном терминале аэропорта следующие:

- регистрация багажа  с присвоением ему уникального обозначения (идентификатора;
- отделение багажа от пассажира, контроль его безопасности, в том числе в зале;
- рабочие места операторов и начальника смены САБ должны отвечать санитарно-гигиеническим нормам и быть расположенными в непосред-ственной близости от багажной системы.

Стерильность проверенного с использованием автоматизированной системы контроля безопасности багажа должна достигаться:
- организацией доступа в помещение комплектации багажа  обслуживающего персонала и других лиц со стороны служебного здания только через пункт досмотра, оснащенный стационарным металлоискателем и рентгеновской телевизионной установкой;
- наличием в помещении комплектации багажа пассажиров биометрической системы контроля доступа обслуживающего персонала и других лиц со стороны перрона, интегрированной с системой телевизионного контроля.

Пункты досмотра багажа должны быть оборудованы в соответствии с утвержденным и согласованным проектом. Они принимаются в эксплуатацию комиссией, в состав которой должны входить как представители заказчика, так и исполнителя проекта, а также учреждения, эксплуатирующего установки, и территориального ЦГСЭН. Комиссия составляет акт о соответствии пунктов досмотра требованиям проектной документации, действующих норм и правил с учётом требований радиационной безопасности для персонала и населения, обеспечения условий сохранности установок.

Пол в помещении, где размещается автоматическая многоуровневая система досмотра багажа, должен быть выполнен из электроизолирующего материала. Помещение должно быть сухим и отапливаемым.

В помещении, где размещена установка, устраивается принудительная приточно-вытяжная вентиляция с двукратным воздухообменом. В помещении должно быть достаточно естественного и искусственного освещения для выполнения всех необходимых операций в соответствии с действующими нормами и правилами.

Размеры и радиационная защита указанного помещения должна обеспечивать на наружных поверхностях стен мощность дозы рентгеновского излучения, не превышающую допустимый уровень для населения - 0,1 мкЗв/ч.

Обязательные требования к организации автоматизированного досмотра багажа авиапассажиров международных авиалиний в терминалах аэропорта следующие: 100% досмотр багажа должен обеспечиваться 4-уровневым автоматизированным контролем безопасности со встроенной в систему досмотровой техникой и иметь возможность идентификации багажа:

- система 100% досмотра багажа должна быть сопряжена с конвейерной линией и управляться единой системой управления;
- система также должна быть оснащена оборудованием для направления проблемного багажа на дополнительный досмотр на установке следующего уровня или ручной досмотр;
- система 100% досмотра багажа должна обеспечивать возможность следующей технологии работы с багажом;
- после регистрации багажа с присвоением ему индивидуального кода и бирки позволять в дальнейшем оперативно идентифицировать багаж его владельца (автоматически или вручную, при помощи сканера);
- контроль всех процессов путем видеонаблюдения и видеозаписи производства предполетного досмотра багажа.

 Система автоматизированного досмотра багажа должна предусматривать резервирование основных конвейерных линий и рентгеновских установок.Автоматизированная система досмотра багажа должна иметь источники бесперебойного питания.

Широкое внедрение  инновационных технологий и методов, новых средств досмотра, в том числе автоматизированных многоуровневых  систем досмотра авиапассажиров и их багажа, позволит обеспечить безопасность полетов в гражданской авиации, защитить ее от актов террора и незаконного вмешательства.

 

 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.2507 s
queries: 200 (0.0141 s)
memory: 6 144 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.