/ /

Методы проведения аварийно-спасательных работ при экстренной эвакуации воздушных судов с летного поля

Методы проведения аварийно-спасательных работ при экстренной эвакуации воздушных судов с летного поля

24 мая 2018, 12:38    4261

Александр Бочкарев Профессор Московского государственного технического университета гражданской авиации.

Александр Бочкарев

Профессор Московского государственного технического университета гражданской авиации

Порой аварийная посадка воздушных судов (ВС), в отдельных случаях, связанная с неблагоприятными внешними факторами, в том числе неудовлетворительным состоянием ВПП, элементов лётного поля приводит как к выкатыванию ВС за пределы ВПП и РД, повреждениям элементов конструкции ВС и, как следствие, дорогостоящему ремонту ВС и к их незапланированным длительным простоям.

В этих условиях повышается значение ответственного отношения персонала и операторов аэродромов к безусловному выполнению установленных процедур по поддержанию эксплуатационной готовности поверхности ВПП, РД и МС.  Воздушные суда могут терять способность передвигаться по территории аэродрома, и причины этого могут быть самые разные - от инцидентов, связанных с разрывом пневматиков колес или выкатыванием за пределы взлетно-посадочной полосы или рулежной дорожки, до серьезных авиапроисшествий. В таких случаях в аэропортах объявляется тревога и в работу по нормализации ситуации вступают дежурные аварийно-спасательные расчеты СПАСОП аэропорта.

Например, в течение 2006 г. произошло 17 случаев выкатывания воздушных судов российских авиакомпаний, 2 из которых были связаны с необходимостью эвакуации широкофюзеляжных воздушных судов с летного поля.  26 июня 2006 г. в аэропорту Внуково выкатился за пределы ВПП самолет Ил-86 авиакомпании "Атлант-Союз",  23 августа 2006 г. в аэропорту Якутска при взлете выкатился на боковую полосу безопасности самолет Ил-96 авиакомпании "Домодедовские авиалинии", эвакуация которого длилась более суток.

1 октября 2008 года в аэропорту г. Калининграда "Храброво" выкатился Боинг-737-300 авиакомпании "КД-Авиа", выполнявшего рейс КНИ 794 по маршруту Барселона-Калининград, эвакуация ВС длилась 12 часов.

2 июля 2015 года  в аэропорту Краснодара  при посадке самолет Airbus-320 авиакомпании "Уральские авиалинии", прилетевший из Ларнаки (Республика Кипр), выкатился на грунт. На борту находились 120 пассажиров. Никто не пострадал. Эвакуация ВС  длилась несколько часов.

3 января 2017 года в аэропорту Калининграда произошло выкатывание самолета Аirbus A321 за пределы ВПП, связанное с заносом ВС. Данный случай вызвал довольно широкий резонанс в СМИ, что было скорее связано с последовавшей транспортной блокадой региона, длившейся более суток.

Потерявшее способность двигаться воздушное судно, находящееся на рабочей площади аэродрома или вблизи нее, создает серьезную проблему, из-за которой другие авиакомпании несут большие финансовые потери, связанные с необходимостью направлять находящиеся в полете ВС на запасные аэродромы, аэропорты закрываются для полетов, а пассажиры вынуждены испытывать  неудобства.

Основные вопросы организации эвакуации ВС регулируются Руководством по аэропортовым службам, часть 5 "Удаление воздушных судов, потерявших способность двигаться" (документ ICAO Doc 9137-AN/898), Наставлением по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России (НТЭРАТ ГА-93), Руководством по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов гражданской авиации СССР (РПАСОП ГА-91), а также Инструкцией по эвакуации самолетов с летного поля аэродромов гражданской авиации, утвержденной МГА СССР 25 февраля 1986 г. Статьей 89 Воздушного кодекса РФ определено, что эвакуация потерпевшего бедствие ВС с места происшествия осуществляется силами эксплуатанта (авиакомпании) или иными силами за счет средств авиакомпании. Вместе с тем исторически сложившаяся система аварийно-спасательного обеспечения полетов ВС гражданской авиации, основанная на нормативных документах, выпущенных до принятия современного Воздушного кодекса, возлагала ответственность за обеспечение устойчивой работы аэропорта и, как следствие, за организацию эвакуации аварийных воздушных судов на руководство аэропорта.

Данные виды работ проводит как правило СПАСОП аэропорта совместно с соответствующими представителями авиакомпании. Общие требования экстренной эвакуации ВС при проведении работ СПАСОП аэропорта следующие:

  • пассажиры немедленно высаживаются из ВС, авиационное топливо сливается;
  • эвакуационные работы производятся с соблюдением всех мер предосторожности, исключающих дальнейшее повреждение конструкции ВС, с тем, чтобы с минимальными затратами восстановить его для дальнейшей эксплуатации;
  • буксировка ВС с помощью буксировочного водила или тросов производится двумя способами: «носом вперед» или «хвостом вперед»;
  • буксировка ВС с помощью буксировочного водила производится только на бетонном или асфальтобетонном покрытии ВПП, РД, месте стоянки (далее – МС);
  • по твердому грунту с помощью буксировочного водила допускается буксировка ВС массой до 20 т.;
  • устанавливать ВС на стоянку способом «хвостом вперед» с помощью буксировочного водила разрешается только на ровной бетонной (асфальтированной) площадке плавно, соблюдая меры предосторожности;
  • категорически запрещается устанавливать ВС на МС способом «хвостом вперед» при заднем ходе тягача;
  • буксировка ВС буксировочными тросами (как правило «хвостом вперед») производится в случаях повреждения тележек или амортизационных стоек шасси при посадке или рулении, а также при выкатывании ВС за пределы ВПП, РД;
  • буксировочные тросы крепятся за основные опоры ВС и за транспортные средства, с помощью которых проводится эвакуация поврежденного ВС;
  • если колеса шасси находятся в яме, то перед буксировкой на пути следования ВС необходимо сделать траншеи, обеспечивающие плавное выкатывание колес ВС;
  • для обеспечения плавного движения колес с грунта на ВПП, РД у кромки бетона необходимо насыпать грунт и уложить настил из досок или металлических листов;
  • поворот колес передней опоры при буксировке способом «хвостом вперед» производится с помощью облегченного буксировочного водила (вручную) или с помощью штатного буксировочного водила и тягача;
  • при буксировке ВС по ВПП, РД и грунту допускаются только плавные страгивание ВС с места и остановка;
  • допускается буксировка ВС массой до 200 т по бетонному (асфальтобетонному) покрытию способом «носом вперед» с помощью тросов, закрепленных за основные опоры;
  • во избежание перегрузок на буксировочное водило и буксировочные тросы, а также с целью исключения повреждения элементов опор шасси направление движения в момент страгивания с места должно совпадать с продольной осью ВС;
  • во время буксировки ВС с помощью буксировочного водила не допускаются резкие повороты колес передней опоры шасси;
  • во время буксировки ВС с помощью тросов, необходимо выдерживать направление тягача (тягачей) так, чтобы ветви тросового устройства имели равномерное натяжение.

Буксировка воздушных судов со спущенными пневматиками.

В некоторых случаях может возникнуть необходимость удаления ВС со спущенными пневматиками. В ARM содержится информация о допустимых конфигурациях буксировки ВС со спущенными пневматиками.

По возможности, все спущенные пневматики должны быть заменены до начала перемещения ВС.

Порядок удаления СПАСОП увязшего в грунте воздушного судна:

До начала эвакуации:

  • определить массу и центр тяжести ВС;
  • убедиться в том, что ВС находится в устойчивом положении;
  • установить замки (пины) замков выпущенного положения посадочного шасси;
  • тщательно проверить пневматики, амортизационные стойки опор шасси и убедиться в их исправности и способности выдержать массу ВС и планируемые нагрузки;
  • при наличии рекомендации изготовителя буксируемого ВС уменьшить давление в пневматиках опор шасси для обеспечения большей площади их касания с поверхностью, снижения величины удельного давления на грунт и, следовательно, уменьшения глубины колеи;
  • уменьшить до максимума, насколько это возможно, массу ВС;
  • убедиться в необходимой для буксировки прочности грунта и подготовить, если необходимо, подъездные пути (пути эвакуации ВС);
  • осуществить выемку максимального, насколько это возможно, объема грунта вокруг увязшего посадочного шасси;
  • убедиться в наличии упорных колодок под колеса ВС для его остановки, если в этом возникнет необходимость.

Во время перемещения СПАСОП воздушного судна:

  • соблюдать рекомендаций изготовителя ВС по применению специального оборудования и требования инструкций по его эксплуатации;
  • использовать уравнительный блок для равномерного распределения нагрузок на каждую стойку шасси;
  • обязательно использовать индикаторы нагрузок и предельно-предохранительные устройства (срезные болты, разрывные фалы) для исключения дальнейшего повреждения ВС;
  • управление движением ВС осуществлять посредством поворота колес передней опоры шасси с использованием стандартной буксировочной штанги (водила) силами привлеченных специалистов или тягача необходимо;
  • обеспечить перемещение ВС с постоянной скоростью без рывков;
  • после перемещения ВС на твердое покрытие принять меры по помывке колес, опор шасси и фюзеляжа и очистке искусственного покрытия ВПП (РД, МС).

Рекомендуемые временные параметры по удалению воздушных судов с летного поля аэродрома:

В основу расчета положены практические временные параметры этого вида деятельности, а также  анализ практических рекомендаций СПАСОП, авиакомпаний, аэропортов, производителей ВС, направленные на скорейшее восстановление безопасной и бесперебойной деятельности аэропорта, если она была нарушена в результате авиационного события.

Для характеристики временных параметров проведения СПАСОП эвакуации ВС предлагается следующее определение основных понятий:

- общее время удаления ВС с летного поля аэродрома (время эвакуации ВС) – полная длительность осуществления всего комплекса мероприятий, направленных на ликвидацию последствий авиационного события, последствием которого явилась необходимость удаления ВС с летного поля аэродрома, включающего в себя подготовку и непосредственную эвакуацию ВС (время от момента прибытия эвакуационных расчетов СПАСОП к месту авиационного события до момента постановки ВС на МС).   Общее время зависит от степени повреждения ВС и удаления места АС от искусственного покрытия (ВПП, МРД, РД).

Первая цифра в таблице – это время эвакуации в благоприятных условиях (светлое время суток, сухая погода), вторая цифра - в неблагоприятных условиях (ночное время, дождь, снегопад и т.д.).

В данные нормативы не входит время, необходимое для полного слива топлива.

- нормативное время удаления ВС (продолжительность операции по эвакуации ВС) установленное полномочным органом время от момента получения разрешения на эвакуацию ВС (подписания Акта на удаление ВС) до момента освобождения ВС летного поля аэродрома (ВПП, РД, МРД);

- время непосредственной эвакуации ВС (эвакуационные работы) – время от момента окончания подготовительных работ до момента постановки ВС на искусственное покрытие аэродрома (ВПП, РД, МРД).

Рекомендуемое нормативное время удаления ВС основных типов в зависимости от различных условий приведено в Таблице №1.

Таблица 1. Рекомендуемое нормативное время удаления ВС (час., мин.)

Краткая характеристика места АС

Продолжительность операции по эвакуации ВС (нормативное время  удаления ВС)

Макс. взлетн. вес (т.)

до 50 т.

50-100 т.

100-200 т.

200-400 т.

400-600 т.

Масса снаряж. ВС

до 30 т.

30-55 т.

55-110 т.

110-180 т.

180-330 т.

Типы ВС

Ил-114,Ту-134, Ан-24/26/28/32, Ан-72/74, Ан-140, Як-40, RRJ-95(100), CRJ-100LR, Falcon, SAAB, Embraer, Cessna, Gulfstream и др. ЛА деловой авиации и их модификации

Ил-18,  Ан-12,

Як-42, В-727, В-737, DC-9, MD-80/87, А-318, А-319, А-320,

А-321

Ил-62, Ил-76, Ту-154, Ту-204,

Ту-214, А-300, А-310, В-707, В-757, В-767

Ил-86, Ил-96, Ан-124, А-330, А-340, В-747, В-777, В-787, DC-10/30/40, MD-11

Ан-225

А-380

ВС (не имеет повреждений) не выкатилось за пределы искусственного покрытия (ВПП, МРД, РД)

0.30 – 1.00

1.00 – 1.30

1.30 – 2.00

1.30 – 2.30

2.30 – 3.30

 

ВС (имеет повреждение пневматиков или конструкции элементов шасси) не выкатилось за пределы искусственного покрытия (ВПП, МРД, РД)

1.00 – 1.30

(1.30 – 2.00)*

1.30 – 2.30

(2.30 – 3.00)*

2.00 – 3.00

(3.00 – 3.30)*

2.30 – 3.30

(3.30 – 5.30)*

3.30 – 4.30

(4.30 – 6.30)*

ВС (не имеет повреждений) выкатилось за пределы искусственного покрытия (ВПП, МРД, РД) на сухой твердый (заснеженный, промерзший) грунт

1.00 – 1.30

1.30 – 2.00

2.00 – 4.00

2.30 – 5.00

3.30 – 6.00

ВС (имеет повреждение пневматиков или конструкции элементов шасси) выкатилось за пределы искусственного покрытия (ВПП, МРД, РД) на сухой твердый (заснеженный, промерзший) грунт

1.30 – 2.00

(2.00 – 2.30)*

2.00 – 3.00

(3.00 – 3.30)*

4.00 – 5.00

(5.00 – 6.30)*

5.00 – 8.00

(8.00 –10.00)*

6.00 – 12.00

(12.00 –14.00)*

 

ВС (не имеет повреждений) выкатилось за пределы искусственного покрытия (ВПП, МРД, РД) на деформируемый влажный грунт (мокрый снег)

 

1.30 – 2.00

 

2.30 – 3.00

4.30 – 5.30

8.00 – 12.00

12.00 – 18.00

ВС (имеет повреждение пневматиков или конструкции элементов шасси) выкатилось за пределы искусственного покрытия (ВПП, МРД, РД) на деформируемый влажный грунт (мокрый снег)

2.00 – 2.30

(2.30 – 3.00)*

3.00 – 4.00

(4.00 – 5.00)*

5.30 – 9.00

(9.00 – 12.00)*

12.00 – 14.00

(14.00 –18.00)*

18.00 – 22.00

(22.00 –24.00)*

 

ВС (имеет серьезные конструктивные повреждения элементов шасси или планера, требующие проведения ремонтно-восстановительных работ) выкатилось за пределы искусственного покрытия (ВПП, МРД, РД) на сухой твердый (заснеженный, промерзший) грунт

3.00 – 4.00

5.00 – 6.00

10.00 – 14.00

16.00 – 20.00

22.00 – 28.00

 

ВС (имеет серьезные конструктивные повреждения элементов шасси или планера, требующие проведения ремонтно-восстановительных работ) выкатилось за пределы искусственного покрытия (ВПП, МРД, РД) на деформируемый влажный грунт (мокрый снег)

5.00 – 6.00

7.00 – 9.00

14.00 – 18.00

20.00 – 24.00

24.00 – 48.00

 

ВС (имеет серьезные конструктивные повреждения элементов шасси или планера, выкатилось за пределы искусственного покрытия (ВПП, МРД, РД) на деформируемый влажный грунт (мокрый снег)

5.00 – 6.00

7.00 – 9.00

14.00 – 18.00

20.00 – 24.00

24.00 – 48.00

 

 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.4214 s
queries: 190 (0.0353 s)
memory: 6 144 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.