О технической и экономической целесообразности применения мно-гофункциональных средств транспортной безопасности в аэропортах
Александр Бочкарев
Профессор Московского государственного технического университета гражданской авиации
Для устранения все более возрастающих угроз международного терроризма следует использовать многофункциональные средства обеспечения авиационной и транспортной безопасности в аэропортах.
Проведем технико-экономическое обоснование мероприятий, направленных на внедрение нового многофункционального детектора, совершенствование мер авиационной и транспортной безопасности в аэропорту с пропускной способностью 20 млн. пассажиров и персонала в год. Оно требует использования ряда показателей.
Общим показателем экономической эффективности мероприятий является чистый дисконтированный доход (ЧДД), который характеризует не только величину дисконтированного потока платежей, направленных на погашение единовременных капитальных вложений, но и определяет срок окупаемости единовременных затрат:
где
IC – первоначальные инвестиции (капитальные вложения);
CFt - денежный поток, дисконтированный с учетом времени;
i — ставка дисконтирования (i = 0,1);
t — номер года, в котором проводится расчет показателя ЧДД (в пределах заданного горизонта расчета N).
Накапливаясь, ЧДД постепенно достигает величины первоначальных инвестиций (капитальных вложений). Тот год, когда ЧДД впервые превысит нулевое значение и из отрицательного станет положительным, указывает на срок окупаемости данного хозяйственного мероприятия (проекта).
Первоначальные капитальные затраты (IC) в данном случае определим как сумму полной стоимости покупаемых основных фондов (Соф) и стоимость монтажа оборудования Смон, увеличенную на величину налога на добавленную стоимость (КНДС):
IC = Квл = (Соф + Смон ) × К ндс,
где
Квл — первоначальные капитальные вложения на внедрение нового типа металлодетектора для досмотра пассажиров;
Соф — стоимость внедрения металлодетекторов;
Смон — стоимость монтажа;
К ндс — налог на добавленную стоимость.
Полную стоимость внедрения металлодетектора можно определить по следующей формуле:
Соф = Собор + Соб + Сэл + Спр,
где
Собор — затраты на покупку оборудования (согласно данным завода изготовителя, стоимость устройства — 592 тыс. руб. за 1 шт.);
Соб — затраты на обучение персонала;
Спр — прочие расходы, определяемые в доле от прочих статей.
Затраты на покупку оборудования составят:
Собор = 592000 × 58 × Кдос = 592000 × 58 × 1,001 = 34370 тыс. руб.,
где
58 шт. — число детекторов, необходимое для оборудования всех пунктов предполетного досмотра во всех терминалах аэропорта;
Кдос — коэффициент доставки, принятый 1,001.
Затраты на обучение персонала составят:
Соб. = Nгр × Сзан,
где
Nгр — количество обучаемых групп;
Сзан — стоимость обучения группы из 29 человек, которая составляет 20 тыс. руб. за одно занятие.
Соб. = Nгр × Сзан = 7,5 × 20000 = 150 тыс. руб.
Произведем расчет прочих расходов.
Спр примем равным 0,03 % от основных затрат, что составит 103 тыс. руб.
Таким образом, получим:
Соф = Собор + Соб + Спр = 34370 +150 + 103 = 34623 тыс. руб.
Рассчитаем стоимость монтажа (Смон).
Трудоемкость установки каждой единицы оборудования в здании аэропорта составляет 1 чел/ч., следовательно, затраты на оплату специалистов составят:
Сзпл осн = 222 × 1 × 58 ≈ 13 тыс. руб.
Общие отчисления на социальные нужды составят немного более 30 %, или 4,4 тыс. руб.
Смон = 13 + 4,4 = 17,4 тыс. руб.
Отсюда капитальные вложения (IC) составят:
IC = (Соф + Смон) = (34623 + 17,4) = 34640,4 тыс. руб.
В примере монтажные работы выполняются силами специализированной организации.
Ущерб авиапредприятия, связанный с предотвращенными актами незаконного вмешательства (АНВ), складывается из следующих составляющих:
Yn1 — непосредственный возможный ущерб от АНВ; Yn1= 160 млн руб.;
Yn2 — потери дохода авиапредприятия из-за снижения объема пассажиропотока; Yn2= 42 млн руб.;
Yn3 — расходы на восстановление и ремонт; Yn3 = 8 млн руб.;
Yn4 — расходы по заработной плате работникам, принимавшим участие в ликвидации последствий АНВ; Yn4 = 1,8 млн руб.;
Yn5 — издержки производства в результате АНВ; Yn5= 4,5 млн руб.;
Yn6 — расходы, связанные с расследованием АНВ, приглашением экспертов по авиационной безопасности; Yn6 = 3,2 млн руб.;
Yn7 — затраты на возмещение ущерба третьим лицам; Yn7 = 10 млн руб.
Таким образом, суммарный предотвращенный ущерб составит:
Yn сумм = 160 + 42 + 8 + 1,8 + 4,5 + 3,2 + 10 = 229,5 млн. руб.
Согласно приведенным данным, суммарный предотвращенный ущерб, связанный с АНВ в деятельность аэропорта, составляет 229,5 млн руб. Попытки провоза запрещенных и/или взрывоопасных предметов составляют примерно 15% от общего количества АНВ. Таким образом, предотвращенный ущерб может равняться 34,5 млн. руб. ( по данным статистики АНВ и ущерба от них приведенными Волынским-Басмановым Ю.М.,2005 г.).
Экономическая выгода от оборудования всех пунктов предполетного досмотра пассажиров, определяемая как величина предотвращенного ущерба от возможных АНВ, составляет:
Пбал = 34,5 млн руб=CFt
Эта выгода (предотвращенные потери аэропорта) эквивалентна получению дополнительной прибыли от основной деятельности. Если из предотвращенных потерь вычесть соответствующую величину налога на прибыль (НП), то разность можно условно приравнять к дополнительной прибыли.
Пчист = Пбал – НП = 34,5 – 6,2 = 28,3 млн руб.,
где
НП — налог на прибыль 18% ( аэропорт находится в Центральном регионе России).
Эту величину (дополнительную прибыль вследствие предотвращения возможных потерь от АНВ) можно принять в качестве величины потока реальных денег (cash flow), генерируемого рассматриваемой в данном примере установкой детекторов в аэропорту. То есть, CFt=Пчист.
Далее найдем чистый дисконтированный доход:
ЧДД = –IC + ΣCFt / (1+i)t (тыс. руб.),
ЧДД 1 год = – 34640,4 +28300/(1+0,1)1 = – 8913,1 тыс. руб.
ЧДД 2 год = –34640,4 +28300/(1+0,1)1 +28300/(1+0,1)2=14475,3 тыс. руб
Таким образом, для условий, принятых в рассмотренном выше примере, срок окупаемости внедрения нового типа многофункционального металлодетектора для досмотра персонала и пассажиров, установленного на пунктах досмотра аэропорта с пропускной способностью 20 млн пассажиров в год, составит 2 года.
Литература:
1. Указ Президента РФ № 403 от 31.03.2010г. «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте
2. О.В. Белый, А.Е.Сазонов. Информационные системы технических средств транспорта. СПб.: «Элмор», 2001.