АНО «КПОПСБ» направила предложения к разработчикам законопроекта об ужесточении требований к проектировщикам систем пожарной безопасности
© Сгенерировано ИИ
МЧС России предлагает значительные изменения в законодательство о пожарной безопасности, которые могут существенно повлиять на лицензиатов и соискателей. 21 октября 2025 года опубликован проект Федерального закона (ID 01/05/10-25/00161510), вносящий поправки в Федеральные законы № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». АНО «Консорциум производителей охранных, пожарных, СКУД систем безопасности» (АНО «КПОПСБ») подготовил обзор основных изменений.
Ключевые предлагаемые изменения
Расширение лицензируемых видов деятельности: лицензирование деятельности по профилактике пожаров наравне с тушением пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры. Включение в перечень видов деятельности в области пожарной безопасности разработку стандартов организаций (СТО), а также проведение исследований, расчетов и (или) испытаний, подтверждающих обеспечение пожарной безопасности объектов защиты.
Ограничение дистанционного обучения: исключение возможности использования дистанционных технологий при проверке знаний проектировщиков средств пожарной безопасности и ограничение применения электронного обучения в дополнительных профессиональных образовательных программах в области пожарной безопасности.
Ужесточение правил для нарушителей: лицензиаты, чьи лицензии были аннулированы за грубые нарушения, смогут повторно подать заявление только через три года. Запрет на прекращение действия приостановленной лицензии до устранения нарушений.
Требования к собственности на оборудование: соискатели лицензии и лицензиаты обязаны иметь оборудование и технические средства, необходимые для лицензируемых видов деятельности, только на праве собственности.
Разработка регламентов работ лицензиатами: перекладывание на лицензиатов обязанности по разработке и утверждению регламентов работ, что вступает в противоречие с действующими ГОСТами по техническому обслуживанию систем пожарной автоматики.
Повышение уставного капитала: увеличение минимального размера уставного капитала для соискателей и лицензиатов.
Выявленные противоречия в законопроекте
Согласно поправкам в нормативные акты, деятельность по разработке СТО предлагается сделать лицензируемой, что входит в противоречие со статьей 21 Федерального закона от 29.06.2015 №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», согласно которой СТО разрабатываются организациями самостоятельно.
Если трактовать номера абзацев части 2 статьи 24 так, как указано в проекте изменений, то к видам деятельности по профилактике пожаров будут отнесены:
— тушение пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
— деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Однако оба направления уже подлежат лицензированию в соответствии с действующим законодательством.
Законопроектом предлагается переложить на лицензиатов обязанности по разработке и утверждению регламентов работ на выполнение лицензируемых видов деятельности. Такие регламенты должны включать в себя описание технологического процесса, данные об используемом оборудовании и методах контроля на всех этапах выполнения работ и оказания услуг.
Один из лицензируемых видов деятельности — работы по техническому обслуживанию систем пожарной автоматики.
Однако согласно п. 6.4.5 ГОСТ Р 59638-2021 «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», конкретизированный регламент работ и график их проведения разрабатывает и утверждает руководитель объекта (ответственный за обеспечение его пожарной безопасности) с привлечением обслуживающей организации (при необходимости).
Согласно п. 7.2.3 ГОСТ Р 59636-2021 «Национальный стандарт Российской Федерации. Установки пожаротушения автоматические. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», регламент проведения технического обслуживания АУП утверждает организация-заказчик технического обслуживания АУП.
Согласно п. 6.2.3 ГОСТ Р 59643-2021 «Национальный стандарт Российской Федерации. Внутреннее противопожарное водоснабжение. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», регламент проведения технического обслуживания ВПВ утверждает организация-заказчик технического обслуживания ВПВ.
Согласно п. 7.4.4 ГОСТ Р 71554-2024 «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы передачи извещений о пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», регламент работ и график их проведения разрабатывает обслуживающая организация, а затем они проходят согласование и утверждение с руководителем объекта защиты.
Таким образом, предлагаемые изменения противоречат существующим требованиям в части техобслуживания систем СПС, АУП, ВПВ и СПИ, которое составляет лицензируемый вид деятельности.
С учетом предлагаемых изменений работник, состоящий в штате лицензиата, ответственный за осуществление лицензируемого вида деятельности, должен будет гарантировать качество произведенных работ в области пожарной безопасности и их соответствие действующему законодательству.
Текущий статус законопроекта
АНО «КПОПСБ» направил разработчикам отзыв с предложениями по корректировке документа. Работа над документом продолжается, на 26 декабря 2025 года проект не утвержден. Последние изменения на regulation.gov.ru были внесены 24 ноября.
Читайте новости о безопасности зданий, сооружений и пожарной безопасности на сайте журнала RUБЕЖ по ссылке.
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!
