Целью разработки проекта изменения № 3 СП 485.1311500.2020 является совершенствование нормативных требований пожарной безопасности в части, касающейся проектирования газовых, порошковых и аэрозольных установок пожаротушения. Замечания и предложения разработчикам можно направлять до 25 декабря текущего года.
Актуальность разработки обусловлена необходимостью учета замечаний и предложений к проектированию указанных установок. Проектом изменения № 3 СП 485.1311500.2020 предусмотрена корректировка и дополнение отдельных пунктов документа.
Предлагается ввести примечание к п. 9.7.4 свода правил, согласно которому разрешить увеличение временного интервала подачи 95 % расчетной массы ГОТВ с 60 с до 120 с в отдельном случае - когда в установке пожаротушения применяется сжатый газ (азот, аргон и т.п.) для защиты объекта с пожарной нагрузкой подкласса А1 по ГОСТ 27331 (библиотеки и т.п.). В начале развития тлеющего очага пожара наблюдается интенсивное дымовыделение, что позволяет оперативно обнаруживать пожар. При этом скорость развития пожара в начале его развития по тлеющим материалам обычно относительно невелика.
Следует отметить, что согласно п. Д.3 СП 485.1311500.2020 «Тушение пожаров подкласса АТ» по ГОСТ 27331-87 (кроме тлеющих материалов. указанных в 9.1.1) следует осуществлять в помещениях с параметром негерметичности не более 0.001 м -1.
За рубежом увеличение времени подачи ГОТВ с применявшихся ранее 60 с до 120 с в указанных условиях для «инертных газов» нормативно разрешено почти десять лет назад Увеличение времени от 60 с до 120 с позволит существенно уменьшить площадь проема в капитальных строительных конструкциях (применяется для сброса газа от излишнего повышения давления в помещении), а также уменьшить металлоемкость трубопроводов.
Предлагается также ввести изменение к п. Г.12 свода правил в части проектирования установок с фторкетоном ФК-5-1-12.
Принципиальное отличие ФК-5-1-12 от других газов заключается в том. что полнота испарения жидкой фазы ФК-5-1-12 зависит от условий испарения, в том числе от применяемого оборудования и конструкции насадка.
В настоящее время п. Г.12 позволяет проектной организации самостоятельно выбирать минимально-возможную нормативную концентрацию. Последняя должна быть указана в декларации соответствия на ФК-5-1-12 и зависит от применяемого оборудования.
При этом п. Г.12 устанавливает значение величины «Минимальная нормативная объемная огнетушащая концентрация». Эта величина не предназначена для проектирования. Она определяет нижнюю границу (4.2 % об.), ниже которой проектирование не допускается.
В международном стандарте ISO 4520-5 для ФК-5-1-12 приведено фиксированное значение нормативной концентрации, которое с учетом правил, принятых в России, составляет 5.4 % об. Это значение не зависит от применяемого оборудования, что существенно упрощает контроль за выполнением требований, процесс проектирования, выбор поставщика ФК-5-1-12, зарядку и перезарядку установки пожаротушения газом и др.
Предлагается на основании международного опыта применить нормативную концентрацию ISO 4520-5 (5,4 % об.), чтобы таким образом учесть особенности применения фторкетона по сравнению с другими газами (т.е. учесть неполноту испарения жидкой фазы ФК-5-1-12. тип оборудования и т.п.) вне зависимости от применяемого оборудования.
Одинаковый подход к нормативной концентрации ФК-5-1-12 по сравнению с другими газами не только упрощает процедуры проектирования и применения. Не менее важным является тот факт, что ряд организаций не выполняют требование пункта Г.12 в части учета оборудования. указанного в декларации на газ. Надежный контроль за выполнением этого требования в ряде случаев невозможен, поскольку после заправки или перезаправки ФК-5-1-12 в модули пожаротушения практически невозможно определить, какой декларации соответствует находящийся в баллоне ФК-5-1-12, т.е. правильно ли выбрано и применено оборудование. Таким образом в ряде случаев не поддается надежному контролю применение установок пожаротушения с пониженной эффективностью пожаротушения.
Поэтому предложенное решение может повысить эффективность и надежность пожаротушения объектов защиты.
Предлагается ввести изменения в области порошкового и аэрозольного пожаротушения. Так, не следует применять установки порошкового пожаротушения для защиты складов с ГСМ и т.п. (удалено примечание к п. 10.1.3). Огнетушащие порошки способны тушить горючие материалы, которые относятся к пожарам класса В по ГОСТ 27331-87 «Пожарная техника. Классификация пожаров». Однако применительно к указанным складам и аналогичным объектам их эффективность невысока. Т.к. порошок не обладает охлаждающим действием, оказывает кратковременное огнетушащее воздействие вследствие быстрого оседания, малоэффективен в условиях экранированного пожара. Предлагается ограничить применение данных типов установок для помещений с постоянным прибыванием людей, с целью повышения уровня безопасности в том числе и при ложном срабатывании.
Фото - freepik.com