Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь в сотрудничестве с Белорусским государственным университетом транспорта (БелГУТ) разработало концепцию проекта закона Республики Беларусь «О транспортной безопасности». Его принятие позволит объединить разрозненные регламенты и нормативы в единую систему, по которой будет работать весь транспортный комплекс республики.
Текст:
Ерофеев Александр Александрович, проректор по научной работе, к.т.н., доцент
Терещенко Олег Анатольевич, старший преподаватель кафедры УЭРиОТ
Страдомская Анастасия Александровна, ведущий инженер кафедры УЭРиОТ
Скирковский Сергей Владимирович, доцент кафедры ОТиСД, к.т.н.
Алексей Юдин, эксперт по транспортной безопасности
Транспортная безопасность в Беларуси
Само понятие «транспортная безопасность» для Беларуси фигурирует только в международном правовом поле и в национальном законодательстве не применяется. Законом Республики Беларусь «Об основах транспортной деятельности» установлено определение термина «безопасность транспортной деятельности», под которым понимается состояние транспортной деятельности, при котором обеспечена минимальная вероятность возникновения опасности для жизни, здоровья и имущества людей, а также для окружающей среды.
В Воздушном кодексе Республики Беларусь закреплены понятия «авиационная безопасность» и «акт незаконного вмешательства в деятельность авиации». Основная задача в сфере организации и обеспечения авиационной безопасности заключается в формировании системы мер защиты гражданской авиации от внешних угроз, и в первую очередь от террористических и иных актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
Воздушный транспорт на сегодняшний день является наиболее регулируемым видом в части транспортной безопасности как у нас в республике, так и в мире.
В практике мирового сообщества вопросы транспортной безопасности рассматриваются как часть коллективной и национальной безопасности с уклоном на ее дифференцированное регулирование по видам транспорта и направлениям деятельности.
Регулирование вопросов обеспечения транспортной безопасности как составной части общей системы безопасности осуществляется на двух основных уровнях:
- наднациональном (акты Организации Объединенных Наций, Европейского союза, Содружества Независимых Государств, Союзного государства России и Беларуси и др.);
- национальном (суверенное законодательство государств).
Кроме того, оставаясь за рамками регулирования, вопросы транспортной безопасности координируются и решаются на корпоративном уровне в рамках внутренней маркетинговой политики по предоставлению услуг с обеспечением повышенного уровня безопасности.
Международные акты законодательства в сфере транспортной безопасности Республики Беларусь
- Соглашение о сотрудничестве по обеспечению защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства от 26 марта 1995 г.;
- Концепция антитеррористической деятельности на железнодорожном транспорте государств-участников СНГ, утвержденная решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 31 мая 2013 г.;
- Соглашение об информационном взаимодействии государств-участников СНГ в области обеспечения транспортной безопасности от 30 мая 2014 г. (вступило в силу для Республики Беларусь 24 июля 2017 г.);
- Стратегия обеспечения транспортной безопасности на территориях государств-участников Содружества Независимых Государств при осуществлении перевозок в международном сообщении от 29 мая 2015 г.;
- Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о взаимодействии в области обеспечения транспортной безопасности от 19 февраля 2021 г.
Государства, принявшие закон о транспортной безопасности
Предпосылки закона
В настоящее время в Республике Беларусь нет единой системы государственного регулирования в сфере транспортной безопасности. Отдельные актуальные задачи обеспечения транспортной безопасности регламентированы указами президента, кодексами, законами, а также ведомственными нормативными правовыми актами. Среди них:
- Воздушный кодекс Республики Беларусь от 16.05.2006 г. № 117-З;
- Кодекс внутреннего водного транспорта Республики Беларусь от 24.06.2002 г. № 118-З;
- Кодекс торгового мореплавания Республики Беларусь от 15.11.1999 г. № 321-З;
- закон Республики Беларусь от 17.07.2007 г. № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»;
- закон Республики Беларусь от 08.11.2006 г. № 175-З «Об охранной деятельности в Республике Беларусь»;
- Указ Президента Республики Беларусь от 25.10.2007 г. № 534 «О мерах по совершенствованию охранной деятельности» (вместе с «Положением о военизированной охране», «Порядком оборота оружия и боеприпасов к нему, состоящих на вооружении военизированной охраны»);
- Национальная программа защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2007 г. № 1295-дсп.;
- и другие.
Центральное место в этой системе, на наш взгляд, занимают закон «Об охранной деятельности» и указ «О мерах по совершенствованию охранной деятельности». Наибольшее число узконаправленных вопросов обеспечения транспортной безопасности безусловно регулируется Воздушным кодексом.
Что предлагает законопроект
Согласно концепции, закон Республики Беларусь «О транспортной безопасности» должен предусматривать:
– роль государства и его субъектов в области транспортной безопасности;
– процесс непрерывного обеспечения транспортной безопасности;
– систему оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;
– порядок установления уровней безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
– систему планирования и реализации мер по обеспечению транспортной безопасности;
– информационное обеспечение в области транспортной безопасности;
– права и обязанности субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков в области обеспечения транспортной безопасности;
– механизмы финансирования затрат на реализацию мероприятий по обеспечению транспортной безопасности, реализуемых субъектами обозначенных правоотношений.
Предполагается, что за принятием закона Республики Беларусь «О транспортной безопасности» последуют:
– создание единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности;
– дооборудование автовокзалов и железнодорожных вокзалов системами видеонаблюдения и закупка для них досмотрового оборудования;
– оснащение подвижного состава системами видеонаблюдения;
– проведение НИОКР соответствующего направления;
– мероприятия по информированию населения.
Эффекты от принятия закона
Национальное законодательство в сфере транспортной безопасности не является комплексным в связи с отсутствием единого базового нормативно-правового акта, системно регулирующего соответствующие вопросы и устанавливающего общеправовые основы обеспечения безопасности на транспорте в Республике Беларусь. Более того, отсутствует закрепленная в законодательстве система комплексного межведомственного взаимодействия, а также различные институты права, регламентирующие деятельность по обеспечению транспортной безопасности, которые рассредоточены в различных нормативных правовых актах, где правовые нормы имеют неодинаковую юридическую силу.
Концепция и будущий закон должны решить главную задачу – обеспечить системную и комплексную регламентацию в едином законодательном акте вопросов и понятийного аппарата в области транспортной безопасности с учетом международного опыта. В частности, выработку единого термина «транспортная безопасность» и включение его в нормативно-правовое поле Республики Беларусь.